Господдержку заменит умное субсидирование

Неделя Федерального Собрания

28.03.2013 21:38

Впервые в Совете Федерации на «правительственном часе» выступил министр связи Николай Никифоров. Сенаторы и глава ведомства обсудили вопросы госполитики в области СМИ, а также правовое регулирование Интернета в нашей стране.

«Российские производители информационного продукта должны быть готовы к конкуренции, а выигрышная стратегия развития отрасли сегодня — это стимулирование саморазвития» - так обозначил министр главную тему своего выступления.

Рынок информации в России сегодня стремительно развивается. Объём телеуслуг составляет уже 200 миллиардов рублей в год, печатной продукции — 60 миллиардов, Интернета — около 50 миллиардов рублей. С повышением качества телевещания показатели только вырастут - к 2015 году запланирован переход на «цифру» не менее 20 телеканалов. Также создадут инфраструктуру, которая поможет перейти на цифру и в регионах. В связи с этим, отметил министр, Правительство расширяет минимальный пакет общедоступных цифровых каналов до десяти. Переход на «высокое качество» ускорит развитие кабельного и спутникового телевидения, к которым сегодня подключена поч­ти половина российских пользователей (около 20 миллионов).

Пессимистичных прогнозов в отношении перспектив печатных СМИ Николай Никифоров не разделяет. «Они долгое время будут оставаться существенным сегментом медиапространства и свою нишу не потеряют», - считает министр. По его мнению, нужно совершенствовать механизм подписки. «Разовый тираж, собранный по подписной кампании, на 1 ян­варя этого года составил 30 миллионов экземпляров. Однако «Почта России» испытывает серьёзные трудности, и устранение их, системное развитие национального оператора является важнейшей задачей», - подчеркнул руководитель Минкомсвязи.

Первый шаг в этом направлении — принятие нового закона о почтовой связи, который хоть и не до конца устраняет все проблемы, но создаёт необходимую инфраструктуру для их решения. «Документ устанавливает правовые, организационные и экономические основы для работы почты. Подчеркну, что главное — не в урегулировании тарифов, а в стандартизации почтовой услуги для всех регионов страны», - считает министр. Он полагает, что государство должно создавать условия для развития, придерживаясь тем самым принципов «умного субсидирования», а не брать на себя все расходы по почтовой связи.

Прозвучали и неожиданные предложения — например, включить в оценку эффективности работы региональных властей показатели розничной торговли книгами и печатными изданиями. Другого пути для того, чтобы пресечь на местах отказы продлить контракты с распространителями прессы, министр не видит и попросил сенаторов эту инициативу ведомства поддержать.

Особой темой остаётся защита детей на информационном пространстве. По словам министра, введение на ТВ маркеров по ограничению возраста («12+», «6+» и т.д.) даёт свои плоды.

Другая тенденция — увеличение детского телеконтента. «Для их финансирования хорошо бы снять жёсткие ограничения для детских программ по рекламе», - убеждён Николай Никифоров.

Однако председатель палаты регионов Валентина Матвиенко назвала «катастрофой» то, что происходит с детскими программами — каналы за них «отчитываются», но дети их не видят, так как в эфир передачи выходят в неудобное время. Касательно рекламы во время детских программ Валентина Матвиенко высказалась однозначно: «Этот вопрос может рассматриваться только так — реклама возможна, если все средства от неё будут направляться на создание новых передач».

справка

Никифоров Николай Анатольевич,

министр связи и массовых коммуникаций РФ

Родился 24 июня 1982 года в Казани. Окончил экономический факультет Казанского государственного университета. В 1999 году на первом курсе вместе с партнёром Тимуром Якубовым открыл проект «Казанский Портал». К 2005 году аудитория портала достигла 40 000 человек, что стало рекордом для интернет-рынка Татарстана.

В 2004-2005 годах был заместителем генерального директора ОАО «Современные Интернет Технологии».

С августа 2005 года — советник премьер-министра Респуб­лики Татарстан по информационным технологиям.

С 2006 по 2010 год работает генеральным директором Центра информационных технологий Республики Татарстан.

С 22 апреля 2010 года занимал должность заместителя премьер-министра — министра информатизации и связи Рес­публики Татарстан. 21 мая 2012 года назначен министром связи и массовых коммуникаций РФ.

Женат, воспитывает дочь и двоих сыновей.

вопрос — ответ

Николай Пожитков: Не считаете ли нужным вывести из состава вашего министерства Роскомнадзор? Также не следует ли переподчинить госкомиссию по радиочастотам непосредственно Правительству РФ?

Николай НИКИФОРОВ: Предложение по Рос­комнадзору может быть дополнительно обсуж­дено после структуризации этой службы. Касательно гос­комиссии, то в октябре 2012 года было принято правительственное решение об изменении её регламента: введён запрет на частные решения, по которым происходило выделение частот без конкурса. Этих случаев касались все жалобы, поступающие в Минкомсвязи по вопросам распределения радиочастот. Вместе с тем мы готовы к сценарию, по которому комиссия по частотам может быть переподчинена кому-то другому.

Юрий Росляк: Как будет работать мегаинформационная система, которая будет пронизывать все уровни власти?

Николай НИКИФОРОВ: Сегодня Россия стала одной из лидирующих стран в мире по раскрытию информации о госзакупках и проведению элект­ронных аукционов. Существует проект «Независимый регистратор» - это третья доверенная сторона, которая фиксирует все действия участников процессов внутри федеральной контрактной системы. Сейчас мы готовим новую версию системы независимой регистрации всех совершаемых транзакций. Учитывая, что это объём рынка, который подпадает под действие независимого регистратора, оценивается в семь триллионов руб­лей, очевидно, что это должна быть серьёзнейшая информационная система.

Олег Казаковцев: Как устранить интернет-неравенство между селом и городом?

Николай НИКИФОРОВ: Проблема информационного неравенства стоит в нашей стране довольно остро. Причём происходит это не только на селе: сегодня 35 городов в России с населением более десяти тысяч человек до сих пор лишены волоконно-оптической линий связи — проще говоря, там нет ни быстрого Интернета, ни качественной сотовой связи… Что необходимо сделать? Мы считаем, что государство за счёт умного субсидирования должно стать самым крупным заказчиком услуг связи в таких городах. Ключевыми объектами государственной инфраструктуры должны стать отделения «Почты России» и школы.

Людмила Бокова: С нового учебного года планируется введение нового образовательного электронного ресурса. Сколько это будет стоить образовательным учреж­дениям?

Николай НИКИФОРОВ: Конечно, нужно предусмотреть, чтобы с приходом в школу скоростного Интернета расходы образовательного учреж­дения не сильно выросли. Это должна быть хитрая конструкция, так как мы говорим о финансировании федеральном, хотя школы находятся в ведении муниципалитетов. Будем договариваться с операторами, чтобы они не производили повышение цен на местах.

Руслан Гаттаров: Регулирование интернет-торговли — слабое место в нашей стране, здесь очень много дырок, которые причиняют экономической ущерб и государству, и рядовым гражданам…

Николай НИКИФОРОВ: Если решим проблему эффективной доставки товаров, это уже приведёт к всплеску торговли в Интернете. Что касается «серых схем», то их участники и организаторы должны наказываться в соответствии с действующим законодательством об экономических преступлениях.

Бато-Жаргал Жамбалнимбуев: Из Фонда универсальной услуги будут направляться средства на развитие ­связи в отдалённых регионах страны?

Николай НИКИФОРОВ: Фонд универсальной услуги — это 12 мил­­лиардов рублей, которые предназначены для того, чтобы в каждом населённом пункте имелся в шаговой доступности таксофон или центры массовой связи. Но из-за того, что пользователей таксофонов, которые отлично зарекомендовали себя во время стихийных бедствий, в обычных условиях крайне мало, то обходится нам это дорого: каждый человек, который подошёл к таксофону, стоит государству 35 тысяч рублей в год.

Закон о Счётной палате обновлён

Новая редакция Закона «О Счётной палате Российской Федерации» одобрена в ходе пленарного заседания палаты регионов.

Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Евгений Бушмин в своём докладе рассказал, что закон впервые определяет статус Счётной палаты как постоянно действующего высшего органа внешнего государственного аудита (контроля). В законе прописаны её задачи, функции и полномочия.

Документ устанавливает новый порядок выдвижения претендентов на должность председателя Счётной палаты, его заместителя и аудиторов. Так, кандидатуры для назначения на должность председателя Счётной палаты (не менее трёх) вносятся Президенту РФ Советом ­Госдумы по предложениям фракций. Глава государства выбирает кандидатуру из предложенных или ­вносит свою, после чего представляет её в Госдуму для ­назначения.

Две модели выборов

Выбирать губернаторов в России теперь можно будет двумя способами: наряду с прямыми выборами глав субъектов вводятся выборы парламентом региона из числа кандидатов, заранее одобренных президентом.

В документе говорится, что, в случае если регион отказывается от прямых выборов главы субъекта, каждая из партий регионального и федерального парламентов может представить президенту по три кандидата на пост губернатора. Из них глава государства должен выбрать трёх человек, которые будут вынесены для голосования в региональном парламенте.

По мнению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, такой закон, учитывая многонациональный характер страны и особенности целого ряда республик, просто необходим. При этом, полагает она, правом наделять глав исполнительной власти полномочиями через парламент воспользуются максимум пять-шесть субъектов Федерации, а большинство будут выбирать губернаторов голосованием населения регионов.

В большой Москве новые порядки

В связи с присоединением к столице новых территорий члены Совета Федерации одобрили закон, регулирующий строительство в регионе инфраструктуры для государственных нужд.

Для этого предлагается передавать собственность городским властям по упрощённой процедуре.

Она предусматривает выкуп имущества, принадлежащего человеку на праве собственности. Если собственник не заключит договор в течение трёх месяцев со дня направления проекта соглашения, власти могут обратиться в суд для принудительного изъятия прав на это имущество. При этом собственнику будут возмещены все убытки, связанные с изъятием. Если же власти объявят об изъятии и в течение двух месяцев не вы­явят собственника, то земля автоматически перейдёт ­городу.

Процедурами изъятия будут заниматься московские власти — закон предусматривает передачу им таких прав. Объекты федерального значения, которые построят в «новой Москве», будет утверждать Правительство РФ, а объекты регионального значения — правительство города.

В целом такой порядок изъятия и предоставления земельных участков на присоединённых территориях необходим для ускорения градостроительного развития «новой Москвы». Изъятие земельных участков и подготовка документации по планировке новых территорий должны завершиться до 1 января 2020 года.

Система контрактов станет прозрачной

Члены Совета Федерации одобрили закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Документ подготовлен во исполнение поручения президента. Он должен повысить эффективность и результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечить их гласность и прозрачность, предотвратить коррупцию и другие злоупотребления в этой сфере.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Росляк считает, что в этом законе сбалансированы все особенности закупок и создана основа формирования единообразной системы. Ею должна стать единая информационная система для всех уровней закупок в стране. Информация о планах закупок и результатах аудита контрактов будет размещена в открытом доступе на официальном сайте в Интернете.

Закон устанавливает возможность проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Так, обязательное предварительное общественное обсуждение должны пройти закупки, превышающие один миллиард рублей.

Несмотря на положительные отзывы сенаторов на закон, в ходе обсуждения возникли вопросы. В частности, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Владимир ­Петров выразил опасение: не придётся ли ­регионам выделить дополнительные средства для ­создания информационной системы.

Замминистра экономического развития РФ Владимир Симоненко ­ответил, что дополнительной нагрузки на бюджеты субъектов не будет. Регионы могут работать как в своей системе, так и в единой информационной системе, что не потребует дополнительных расходов. Юрий Росляк, в свою очередь, добавил, что информационная система создаётся на федеральном уровне, а регионам нужно будет только ­адаптировать свои ­системы.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 490