ДНД и все, все, все
Обсуждаем законопроект
В Госдуму внесён проект закона, который обозначит дружинникам их правовые рамки
Раз в неделю после окончания рабочего дня 47-летний технический директор крупной столичной компании Cергей Савин меняет офисный прикид на практичную одежду и отправляется в спецбатальон дорожно-патрульной службы ГИБДД на Плющиху. Здесь для него начинается «вторая смена». Вот уже 20 лет Сергей на общественных началах помогает полицейским искать угнанные автомобили.
- В начале 90-х я записался в народную дружину по безопасности дорожного движения и впервые оказался в группе розыска, - вспоминает он. - Тогда в ГАИ началась массовая компьютеризация, стали внедрять системы слежения. Я был инженером одного из научно-исследовательских институтов и уже в то время хорошо разбирался в компьютерах, поэтому и помогал автоинспекторам осваивать сложную технику.
За годы своей второй работы Савин превратился в настоящего эксперта по угонам.
- Зачем вам это? Деньги? - спрашиваю его.
- Скорее моральное удовлетворение. Московским дружинникам выдают проездные на все виды городского транспорта, но, поверьте, я и так достаточно зарабатываю. Простите за пафос, но я действительно вижу, что мои старания помогают сделать наши улицы безопаснее. Это гораздо ценнее!
Таких добровольцев, как Сергей Савин, немало. По словам начальника Московского городского штаба народной дружины Владимира Семерды, в столице их более 19 тысяч. Записываются в «ополчение» люди разных возрастов и социальных групп, но чаще, конечно, студенты (романтика же!) и «молодые» пенсионеры. Случайным и неуравновешенным людям путь в дружину закрыт: сюда не возьмут судимого или стоящего на учёте в психдиспансере человека. Ежедневно приглядывать за порядком на улицах мегаполиса выходят 1800 добровольцев.
Рядовые полицейские такой помощи только рады.
- На каждом углу постового не поставишь и за всем не уследишь, - говорит сотрудник ППС младший сержант полиции Владимир Котов. - Вместе с дружинниками работать гораздо легче.
Всего же по стране в различных объединениях правоохранительной направленности участвуют свыше 450 тысяч человек. Тем удивительнее, что для координации их действий федеральный закон ещё не писан. Зато в 63 субъектах Федерации есть местные нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность граждан по обеспечению безопасности на улицах.
Помочь полиции вроде как святая обязанность граждан, но они не могут по своему усмотрению замещать правоохранительные органы, убеждена заместитель председателя комиссии Общественной палаты по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Ольга Костина. Этим подчас грешат стихийные общественные формирования, объединённые по политическим или этническим соображениям, самодеятельные борцы с дорожным хамством или — ещё пуще — педофилией и наркоманией. У них свои представления о праве, и потому действия их подчас сомнительные.
- Такие борцы могут переступить черту и оказаться по другую сторону закона, - полагает Костина. - Этот пробел в законодательстве нужно устранить, чтобы не было никакой партизанщины.
Внесённый в Госдуму законопроект, который должен узаконить правовой статус дружинника, приведёт их деятельность к общему знаменателю. А также предоставит россиянам, обеспокоенным ростом преступности, право самим решать, как они станут помогать сотрудникам полиции: патрулировать улицы в составе добровольной дружины, разыскивать пропавших без вести или просто сообщать «куда следует» о подозрительных лицах и предметах.
- У нас в стране много социально ориентированных людей, которые хотят, чтобы на улице был порядок, - считает начальник Договорно-правового департамента МВД России генерал-лейтенант внутренней службы Александр Авдейко. - Думаю, базовый закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» должен объединить эту волю нашего населения и направить её в цивилизованное русло.
По словам председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой, этот законопроект может быть рассмотрен уже в весеннюю сессию.
мнение
Александр Чекалин
первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности:
«Законопроект регламентирует организационно-правовые формы участия граждан в охране общественного порядка, определяет единый в масштабах всей России порядок их формирования и деятельности. Много внимания в документе уделено правовому статусу и социальным гарантиям дружинников. Он предполагает введение форменной одежды для них и значительные полномочия. К примеру, за неисполнение законных требований дружинника гражданам будет грозить штраф от 500 до 2500 рублей, при этом доброволец имеет право нести службу только в составе полицейской группы. Органам местного самоуправления даётся право стимулировать дружинников материально из средств специальных фондов. По месту работы им должен предоставляться ежегодный десятидневный дополнительный отпуск за свой счёт».
Почёт, уважение и квартира в придачу
Система государственной поддержки советского дружинника по нынешним меркам была беспрецедентной. Активистов награждали денежными премиями и ценными подарками, а их фотографии не сходили с Доски почёта предприятий и учреждений. Всем членам «народного ополчения» полагался дополнительный оплачиваемый отпуск до трёх суток, а также предоставлялись льготные путёвки в санаторий или дом отдыха. Кроме того, они пользовались преимущественным правом на получение жилья.
После окончания Гражданской войны, когда страну захлестнул вал преступности, жители крупных промышленных центров начали создавать отряды самообороны, которые совместно с милицией очищали свои города от уголовников. Практика показала, что добровольцы представляли собой серьёзную силу в борьбе с преступным миром. Поэтому даже с наступлением благополучных времён «эпохи развитого социализма» от этого опыта не торопились открещиваться. Под него подвели законодательную базу, выделили ресурсы - и движение народных дружин обрело воистину массовый характер. К концу 80-х количество дружинников превысило 13 миллионов человек, по охвату населения общественная организация уступала только пионерии.
Почти в каждом дворе, в парке, на площадях, возле кино или танцплощадки можно было встретить группы серьёзных граждан с красными повязками на рукавах. Состав их был разнородным: среди крепких мужчин было немало и женщин. Дело в том, что дружинники должны были только следить за правопорядком в общественных местах, а не ловить преступников. Перед заступлением на дежурство им выдавали свистки, чтобы при обнаружении противоправных действий они могли привлечь внимание ближайшего наряда милиции.