Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

25.04.2024Голикова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

Всё началось с Пятой республики

Парламенты мира | Франция

21.03.2013 20:06

 

Шестого мая прошлого года Франция открыла новую страницу в своей истории. Живущие по конституции Пятой республики генерала де Голля, её граждане вверили свою судьбу 57-летнему дипломированному правоведу и экономисту, парламентарию и лидеру Социалистической партии Франсуа Олланду.

 

В тот же день он попросил своих сторонников обеспечить новому главе государства собственное большинство в парламенте. Спустя шесть недель сорок четыре миллиона французов возвратились к урнам и избрали в Национальное собрание — нижнюю палату высшего законодательного органа страны 577 депутатов. Однопартийцы Франсуа Олланда обеспечили себе 280 мест в зале пленарных заседаний Бурбонского дворца, оттеснив на вторую ступеньку политической лестницы прежде правящий Союз в поддержку народного движения Николя Саркози.

Условия, в которых проходит каждая избирательная кампания, были определены законами ещё 1881 года о свободе собраний, о свободе печати, а также законом 1907 года об общественных собраниях. Избирательный кодекс, который дополнялся и уточнялся, в соответствии со сменами конституции устанавливает правила проведения всех выборов, начиная с кантональных и заканчивая президентскими.

Выборы в парламент проводятся раз в пять лет, если президент не распускает его досрочно. Депутаты получают мандаты путём прямого всеобщего и тайного голосования в два тура по мажоритарной системе. Лишь в марте 1986 года была использована смешанная система, по которой выборы проходили по партийным спискам и по мажоритарным округам. В результате в нижней палате парламента оказались 35 представителей от крайне правой партии Национальный фронт. С тех пор пропорциональная система выборов не применяется.

Впрочем, мажоритарную систему голосования подвергают критике за то, что она предоставляет преимущества крупным политическим партиям и препятствует прохождению в парламент небольшим структурам. Передел результатов из-за снятия кандидатов в депутаты на основе предвыборных соглашений ведёт к несоответствию между количеством голосов, полученных в первом туре, и числом приобретённых в конечном итоге мест в Национальном собрании. Так, в 1997 году социалисты набрали 23 процента голосов, но заняли 249 депутатских кресел, а голлисты получили почти 16 процентов голосов, однако имели в Бурбонском дворце лишь 135 мест.

Активным избирательным правом пользуются все граждане страны, достигшие 18 лет. Но чтобы зарегистрироваться кандидатом в депутаты, необходимо достичь 23-летнего возраста и обладать в обоих случаях всеми политическими и гражданскими нормами и правилами. Лицо, выдвигающее свою кандидатуру, должно направить официальное заявление в префектуру, указав свои имя и фамилию, дату и место рождения, домашний адрес и профессию. В том же заявлении нужно сообщить аналогичные данные на человека, который обязан заменить будущего депутата, если он по каким-то причинам не сможет исполнять свой служебный долг. После внесения денежного залога кандидату в четырёхдневный срок выдаётся регистрационный документ.

Но случается, что после отрицательного решения, вынесенного административным трибуналом относительно человека, который намечается к избранию в депутаты, префект исключает его из регистрационного списка. Пересмотреть такое решение может только Конституционный совет, осуществляющий контроль за соблюдением основного закона страны. Он состоит из девяти членов, назначаемых президентом, спикером сената (верхняя палата парламента) и председателем Национального собрания сроком на девять лет без во­зобновления их мандата. В совет пожизненно включены также все бывшие президенты Франции.

Перед выборами каждая партия, избирательный блок или зарегистрированный кандидат создают свой предвыборный штаб, назначают одного или нескольких официальных представителей, которые имеют право делать заявления для печати, проводить пресс-конференции. Поскольку все кандидаты избираются по одномандатным округам, то для каждого политического деятеля парламентские выборы превращаются в своего рода момент истины: избиратели обращают внимание не только на партийную принадлежность кандидата, но и на его личные качества. Поэтому во всех избирательных округах создаются комиссии, отвечающие за распространение предвыборных афиш, листовок и бюллетеней, рассылаемых избирателям. Если кандидат набирает пять и более процентов голосов в первом туре, государство компенсирует ему расходы на печатание пропагандистской литературы.

В соответствии с законом от 1986 года организация кампании на радио и телевидении возложена на Высший совет аудиовизуальных СМИ. Он определяет число и общую продолжительность выступлений каждого кандидата, которая, как правило, не может превышать двух часов. Порядок появления кандидатов в эфире определяется путём жребия. Это эфирное время финансируется государством на одинаковых для всех условиях.

Как отмечают аналитики, по сравнению с президентскими выборами парламентские обычно вызывают меньше интереса у населения. Норма минимальной явки на законодательные выборы изменялась во Франции с течением времени. Сначала это были всего пять процентов внесённых в списки избирателей, в 70-е годы — десять процентов, сегодня — 12,5 процента.

Кстати, закон от 2000 года требует, чтобы женщины составляли половину в избирательном списке каждой партии. Санкции, однако, не слишком строги, и этот паритет соблюдают главным образом небольшие партии, которые зависят от публичного финансирования. Согласно последним данным, число женщин в Национальном собрании немного превышает их долю в cенате, который избирается коллегией выборщиков, состоящей из депутатов областных, региональных и муниципальных выборов, сроком на шесть лет с обновлением каждые три года наполовину. Выборы в верхнюю палату парламента, состоящую из 348 сенаторов, проходят по пропорциональной системе в департаментах, где избираются по четыре сенатора и более, и по мажоритарной системе в департаментах, где избираются по три сенатора и менее. Сенатором может быть избран гражданин, достигший 24 лет.

По конституции Пятой республики именно выборы в Национальное собрание, определяющие парламентское большинство и соответственно окраску и состав нового правительства, выявляют, кто на самом деле управляет страной, а не только правит в Елисейском дворце.

 

 

спикеры

 

Председатель Нацио­нального собрания Клод Бартолон родился в Тунисе 29 июля 1951 года в семье рабочих. После переезда во Францию учился в колледже, затем окончил математический факультет парижского Университета имени Пьера и Марии Кюри. В 1974 году стал членом Социалистической партии. Депутатом нижней палаты парламента избран от департамента Сен-Дени под Парижем. Заняв пост председателя Национального собрания, Бартолон следит за соблюдением законов и порядка в его внутренних процедурах и наделён правом назначать троих из девяти членов Конституционного совета — органа, следящего за соблюдением основного закона Пятой республики. Он также может назначать по два члена высшего совета магистратуры и высшего аудиовизуального совета Франции.

Председатель сената Жан-Пьер Бель родился 30 декабря 1951 года в городе Лавор. Его отец был исполнительным директором по продажам, мать — почтовой служащей. Оба придерживались коммунистических взглядов, участвовали в движении Сопротивления. После окончания университета общественных наук в Тулузе Жан-Пьер Бель работал директором туристической фирмы, был мэром Мижане департамента Арьеж. В 1983 году вступил в Социалистическую партию. Его дальнейшая политическая карьера проходила в стенах сената, членом которого он был избран в 1998 году. Несколько лет был секретарём верхней палаты парламента, руководил фракцией социалистов, 1 октября 2011 года его избрали председателем сената. Жан-Пьер Бель — первый социалист, возглавивший верхнюю палату парламента в период Пятой республики. Женат вторым браком. Имеет трёх дочерей.

 

 

обо всём

 

Согласно существующей во Франции традиции, парламент утверждает бюджет главы Елисейского дворца, но тот назначает себе зарплату сам, и она не подлежит особому утверждению Национальным собранием. Тем не менее депутаты имеют право предлагать повышение оклада президенту.

Члены обеих палат парламента ежемесячно получают деньги на представительские расходы, имеют право нанимать до пяти помощников, обеспечиваются бесплатными такси в Париже и проездом на поезде в первом классе по всей территории Франции, а также не более сорока бесплатными авиабилетами между столицей и их избирательными округами. Проигравший на очередных выборах депутат получает в течение шести месяцев «выходное пособие» в размере депутатской зарплаты.

Каждый вновь избранный депутат обязан после объявления итогов выборов представить в комиссию, контролирующую финансовую гласность политической жизни, декларацию о своих доходах и имущественном положении, чего он не должен был делать будучи только кандидатом. Нарушение этого правила грозит лишением депутатского мандата.

Закон от 1994 года окончательно запрещает финансирование избирательных кампаний юридическими лицами — фирмами, государственными учреждениями, ассоциациями, профсоюзами — в какой бы то ни было форме. Чтобы не превращать выборы в соревнование капиталов, на 30 процентов снижены допустимые суммы расходов на избирательные кампании.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 698