Все о пенсиях в России

16:00Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

15:20Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

вчераПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Угнал или украл?

Социум

21.03.2013 21:14

Законодатели предлагают поставить знак равенства между этими понятиями

Действительно владельцу похищенного автомобиля, в общем-то, всё равно: угнали его «ласточку» или украли. Факт остаётся фактом — машины нет, и вряд ли она уже найдётся. Однако вопрос не так тривиален, как это может показаться на первый взгляд. Ведь для автовора «правильный» ответ прак­тически гарантирует уход от ответственности.

Деточкин, конечно, виноват, но он — не виноват

- Однажды мы полночи выслеживали угонщиков, а когда их взяли с поличным, то за решёткой они не задержались, - рассказывает случай из своей практики сотрудник ДПС Иван К. - Уже через три часа всех отпустили: молодые ребята заявили, что красть машину не собирались, а решили просто проверить, сложно ли управлять внедорожником, а потом хотели вернуть его на место. В итоге — воры на свободе, а автовладельцу остаётся только запасаться валерьянкой и надеяться, что дважды в одну воронку снаряд не упадёт. Вот такие у нас законы!

Дело в том, что сейчас за криминальную страсть к чужим авто могут привлечь по двум статьям Уголовного кодекса: кража (ст. 158) и угон - «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» (ст. 166). За похищение машины злоумышленнику светит вполне осязаемый срок заключения — от 5 до 10 лет. Однако за желание «просто покататься» на ней злоумышленник получает, как правило, штраф либо условный срок. «Угонная» статья стала своеобразной соломинкой, за которую хватаются расхитители автомобильной собственности, чтобы избежать справедливого возмездия. Поэтому пойманные на месте преступления уверяют следователей, что оставлять себе чужое транспортное средство не планировали, а хотели только пошалить. Доказать обратное очень сложно. Вот и получается, что они, конечно, виноваты, но они — не виноваты. Только в отличие от героя знаменитой кинокомедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» современные Деточкины меньше всего подходят на роль Робин Гуда.

Угнал. Поймали. Тюрьма

По словам первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслава Лысакова, в 52 процентах случаев схваченные с поличным угонщики машин отделываются лёгким испугом. Безнаказанность играет на руку криминальному бизнесу. Из года в год количество угонов в России неуклонно растёт, в то время как раскрываемость таких преступлений постоянно снижается.

- Угон без цели хищения — абсолютный бред: я считаю, что раз машину угнали, то её похитили. Почему, если воры залезли к нам в квартиру и вынесли украшения, то ни у кого не возникает сомнения, что их именно украли, а не взяли на время «поносить». А если кто-то залез в наш автомобиль и уехал на нём, то факт злого умысла ещё надо доказывать?» - недоумевает депутат.

Рецепт противодействия подобного рода преступникам уже найден. По словам Вячеслава Лысакова, необходимо исключить из Уголовного кодекса такое понятие, как «угон». Соответствующий законопроект представят на суд парламентариев в ближайшее время. В нём будет либо предложение полностью убрать 166-ю статью - палочку-выручалочку для автоворов, либо существенно изменить формулировку понятия «угон», из которого исчезнет фраза «без цели хищения».

В любом случае неправомерное завладение чужим автомобилем — залез ты в него погреться или покататься — будет приравниваться к краже и квалифицироваться не как преступление «средней тяжести», а как «тяжкое». Минимальное наказание за него, по мнению Вячеслава Лысакова, должно быть от пяти до 15 лет лишения свободы, а не штраф и условный срок, как сейчас.

При этом сторонники законопроекта ссылаются на практику других стран (в частности, Казахстана, Грузии, Узбекистана), где в последние годы значительно увеличены сроки заключения за это, из-за чего количество угонов резко сократилось.

Закон суров, но это закон

Однако если решение проблемы столь очевидно и лежит на поверхности, то почему до сих пор оно не преобразовалось в законодательную норму? Ведь много лет уже говорим об этом. Несмотря на всеобщую обеспокоенность ростом автомобильных угонов в стране, по мнению некоторых экспертов, инициатива может привести к неразберихе в судебной практике.

- Я не думаю, что правильно ставить знак равенства между угоном без цели хищения и кражей автомобиля с целью его продажи, - считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Виктор Пинский. - Когда человек проехал пару кварталов и бросил машину - это совсем не то же самое, когда её с перебитыми номерами увезли на другой конец страны, чтобы разобрать на запчасти и продать.

Об этом говорит и член исполкома Гильдии российских адвокатов Юрий Платонов. По его словам, у хищения есть чёткие юридические параметры, которые не применимы к другим правонарушениям.

- Речь о том, присвоил угонщик автомобиль себе или нет, обратил в свою собственность или нет. К примеру, если ты взял чужой телефон без спроса позвонить - это ещё не кража, пока не положишь его в свой карман. Так что судить человека за кражу автомобиля можно лишь только после того, как он поставит его к себе в гараж или попытается продать. До этого мы можем говорить только о намерении злоумышленника присвоить себе угнанное авто, - пояснил адвокат.

Он убеждён, что существующая прак­тика борьбы с автоворами вполне жизнеспособна и оправдана, так как при незавершённом, а значит, недоказанном факте кражи преступник тем не менее не избегает ответственности и наказывается за угон.

- Если же исходя из предложенной инициативы любое завладение транспортным средством будут рассматривать как доказанную «кражу», то тогда и любое касание чужой вещи надо будет так квалифицировать. Боюсь, что для этого придётся пересматривать основы правосудия.

Именно поэтому, убеждены эксперты, убирать из Уголовного кодекса статью об угоне нельзя. Другое дело, что нижний предел санкций, предусмотренных у нас для угонщиков, слишком мягкий и не позволяет многим авто­владельцам спать спокойно, не опасаясь за стоящую во дворе машину. Поэтому если нельзя поставить знак равенства между понятиями «кража» и «угон», то давайте уравняем ответственность за эти (всё равно) преступления.

справка

За кражу транспортных средств у нас судили весьма строго ещё в довоенное время. А вот понятия «угон» не существовало: «незаконное временное пользование» автомобилем приравнивалось к мелкому хулиганству и фактически не наказывалось. Затем, в связи с резким ростом автопарка страны, число угонщиков увеличилось многократно: позаимствовать машину для поездки в соседнюю деревню не составляло труда, а наказания в виде лишения премии или незначительного штрафа мало кого пугали. При этом угонщики зачастую были навеселе и становились виновниками тяжёлых аварий. Поэтому в 1965 году понятие «угон» выделили в отдельную статью 2121 УК РСФСР «Угон автотранспортных средств», которая позже превратилась в нынешнюю статью 166 УК РФ. Статья предусматривала для нарушителей закона солидные штрафы, тюремные сроки и даже конфискацию имущества. Пьяные катания резко пошли на убыль. Но вскоре угонщики вновь активизировались: в стране зарождался новый вид криминального бизнеса, который после распада СССР превратился в целую индустрию.

а как у них?

Во многих европейских странах понятие «угон транспортного средства» тоже выделено в отдельную статью уголовного кодекса.

Например, в Польше за угон дают от трёх месяцев до пяти лет тюрьмы. Кроме того, есть специальное понятие «квалифицированный угон»: если угонщики использовали специальные сканеры и прочие технические средства, то угон «тянет» уже на 10 лет. Зато если машина возвращена владельцу в первозданном виде, суд вправе вообще отказаться от санкций.

В Германии понятие «угон» применяется даже к велосипедам, а угонщик несёт наказание (до трёх лет лишения свободы или штраф) только по жалобе потерпевшего.

В США угон наказывается тюремным заключением сроком до одного года. Зато кража карается гораздо жёстче, причём наказание в значительной степени зависит от стоимости машины.

Самая удачная и точная формулировка угона — в уголовном кодексе Испании: если угонщик в течение 48 часов не вернул машину хозяину, причём в первозданном виде, он автоматически превращается в вора и получает до трёх лет тюрьмы. А если машина возвращена, ему грозит лишь штраф от трёх до восьми месячных окладов.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 899