Все о пенсиях в России

11:46Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

два дня назадГоликова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

Эра необоснованных закупок заканчивается

Неделя Федерального собрания

21.03.2013 20:58

Со следующего года в России заработает новая система проведения государственных закупок. Она придёт на смену закупкам, которые регулировались печально известным ФЗ-94. Действуя в рамках федеральной контрактной системы, заказчики в итоге получат широкие полномочия для контроля за исполнением работ, но при этом не смогут покупать дорогие автомобили, антикварную мебель и «золотые унитазы».

Обычно во время рассмотрения в Госдуме важнейших документов, каким является законопроект о федеральной конт­рактной системе, обстановка заметно накаляется. Однако при обсуждении во втором чтении законопроекта о федеральной контрактной системе такого не случилось. Незадолго до начала пленарного заседания председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин объяснил журналистам, что большое количество нарушений в системе госзакупок вызывает необходимость серьёзных изменений в этой сфере. Вот почему при обсуждении законопроекта во втором и третьем чтении Государственная Дума должна учесть разные мнения и принять по-настоящему качественный документ. Он призван быть понятным обществу, учитывать специфику различных государственных заказчиков, способствовать развитию инноваций, снижать коррупционные риски на всех стадиях государственных закупок.

В течение восьми месяцев с момента принятия документа в первом чтении депутаты, сенаторы, представители Правительства, эксперты готовили его ко второму чтению. В Совете Федерации была создана рабочая группа под председательством Валентины Матвиенко, а в совещаниях в Государственной Думе от Правительства РФ участвовали чиновники не ниже заместителя министра.

«Этот документ стал итогом большой работы - открытой, творческой, без формализма. Её результатами удовлетворены все заинтересованные ведомства. Нам удалось выйти на единый компромиссный и непротиворечивый вариант», - заявил член Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Игошин, представляя законопроект.

Для подкрепления своих слов он вынес на трибуну Государственной Думы пачку документов с поправками в полторы тысячи страниц.

Суть в том, что прежний закон содержал немало лазеек, открывавших возможности для воровства и злоупотреблений. Например, на конкурсы и электронные аукционы постоянно выходят сомнительные компании без опыта работы и профессиональных кадров. За отступные они предлагают «сняться» с конкурса. Если другие участники или сам госзаказчик отказываются от предложения, то они сбивают цену, выигрывают конкурс — и получают первый транш бюджетных денег. Однако работу не выполняют, да и изначально не были способны на это.

К госзаказчикам тоже накопилось много вопросов. Технические задания они часто готовят под конкретную компанию и с самого начала закладывают в документацию такие условия, которые другим организациям будет выполнить не под силу. Если же конкурс выигрывает «случайная фирма», то вся её работа превращается в сплошную нервотрёпку.

После того как в будущем году в рамках федеральной контрактной системы появится специальная информационная система, заказчику станет очень сложно обосновать покупку дорогих автомобилей, мебели и прочей «роскоши». Придётся обосновать необходимость той или иной закупки, проинформировать о рыночных ценах, представить реестр контрактов и объяснить, как они будут выполняться. Всё это и многие другие новшества позволят реально оценить эффективность работ и соответствие тем целям и задачам, которые изначально запланировало государство.

По мнению Игоря Игошина, система закрывает те дыры, в которые проникают коррупционеры. Между первым и вторым чтением из документа исчезли «госзакупки четвёртого квартала», и теперь заказчик не сможет откладывать проведение конкурса на декабрь и распределять закупки по укороченной процедуре между своими «компаниями». В законопроекте предусмотрена процедура одностороннего расторжения контракта по инициативе исполнителя и заказчика работ. Ко второму чтению изменились статьи об антидемпинговых мерах. Если при проведении конкурса или аукциона начальная цена контракта составит более 15 миллионов рублей и участник закупки предложит цену на 25 процентов ниже начальной, то контракт будет заключён только после предоставления его финансового обеспечения. При этом он должен будет в полтора раза превышать стоимость контракта, указанную в конкурсной документации.

Острая дискуссия перед вторым чтением развернулась из-за поправки, которая обязывает электронные площадки возвращать участникам не только средства обеспечения, но и банковский процент с размещения средств на депозите. Сейчас он составляет 5-20 процентов от суммы контракта. Каждый участник аукциона вносит эти деньги, и они блокируются на время проведения закупок. Проигравшие компании получают их назад, накопленные проценты остаются в распоряжении банков. Новый закон меняет ныне действующий расклад вещей.

Игорь Игошин, член Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция «Единая Россия»:

«В законопроекте о федеральной контрактной системе есть очень важный блок, связанный с преференциями для отечественных производителей.

Мы наделяем российское Правительство правом принимать решение об ограничении доступа иностранных производителей по конкретным сегментам рынка».

Александр Потапов, член Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ:

«В федеральной контрактной системе необходимо ввести экспертную оценку при закупке сложных наукоёмких технологий и дать возможность заказчикам разбивать свои заказы на лоты. Это важно, поскольку при создании вычислительного центра недопустимо совмещать ремонтные работы, закупку оборудования и разработку программного обеспечения».

Сергей Калашников, председатель Комитета по охране здоровья, фракция ЛДПР:

«Законопроект о ФКС не соответствует поставленным перед ним задачам. Документ на 460 страниц не может быть рабочим. В нём содержится такое огромное количество пунктов, которые всегда можно интерпретировать как не совпадающие друг с другом. Законопроект похож на инструкцию».

Иван Грачёв, председатель Комитета по энергетике, фракция «Справедливая Россия»:

«94-ФЗ был принципиально плох. Исходные его посылки, связанные с формализацией всех процедур, не дали положительных результатов. В законопроекте о федеральной контрактной системе многие ошибки исправили, но многие на первом этапе его подготовки задействовали много юристов и мало практиков. У меня нет никаких сомнений, что по этой причине со временем нам придётся его чистить и дорабатывать».

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 641