Не пей за рулём — судимость получишь

Неделя Федерального собрания

Жизнь автомобилистов, особенно тех, кто не в ладах с дорожной дисциплиной, может существенно усложниться. Государственная Дума в первом чтении рассмотрела сразу четыре законопроекта на «тему» ужесточения ответственности для нетрезвых водителей.

Дань политкорректности

Сам по себе — случай нечастый: прогонять через депутатское чистилище документы, которые альтернативными по большому счёту не назовёшь. Карать пьяных за рулём, причём по полной программе, - так, наверное, можно обозначить суть новых законодательных инициатив. Однако что-то побудило думский Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендовать Государственной Думе обсудить их «совместно».

Очевидно, таким образом была отдана дань политкорректности. Ведь авторство трёх из представленных законопроектов принадлежит членам разных парламентских фракций - «Единой России», КПРФ и ЛДПР. Четвёртый поступил из Сахалинской областной думы, но к региональным инициативам в Государственной Думе в последнее время стали относиться внимательнее. Хотя суть, конечно, не в этом, поскольку сразу стало понятно, какой именно из четырёх законопроектов получит депутатское одобрение в первом чтении.

Да, в вопросах ужесточения, в том числе уголовной, ответственности для нетрезвых водителей победила точка зрения фракции «Единой России», которая, по оценкам профильного комитета, сумела подойти к проблеме комплексно в отличие от конкурентных проектов.

Единороссы не ограничились правкой одной из статей Уголовного кодекса, согласно которой пьяного водителя за ДТП могут посадить всерьёз и надолго. А предложили ввести, например, дополнительную статью. Для тех, кто уже был лишён водительских прав, но вновь уселся за баранку, будучи под градусом. Санкции по этой статье хоть и не шуточные (до 200 тысяч рублей штрафа), но они меркнут перед тем, что в довесок к ним правоотступник заработает ещё и судимость.

Серьёзные коррективы единороссы предлагают и в Административный кодекс. В частности, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения помимо лишения прав выльется в штраф в 50 тысяч рублей.

И всё же принципиальная новация законопроекта единороссов в другом — в установлении нижних пределов сроков лишения свободы для тех, кто в пьяном виде совершил ДТП с человеческими жертвами. В ныне действующем Уголовном кодексе таких пределов нет, и виновник «пьяного» ДТП вполне может отделаться условным сроком или другим наказанием, не связанным с лишением свободы. «В этом и состояла наша задача — восполнить пробелы в законодательстве, которые сегодня существуют, - уверена Ирина Яровая, представлявшая законопроект «Единой России». - Иначе возникающий в общественном сознании вопрос: почему те, кто унёс жизни людей, не преследуются по закону, так и останется без ответа».

Стоит, правда, уточнить, что в обществе, особенно после резонансных ДТП с пьяными водителями, вопрос ставился несколько иначе: почему за убийство на дороге полагается максимум 9 лет. На совести выпивох, согласно статистике 2012 года, почти 1990 загубленных душ. При этом более 22 тысяч человек в том же году, как напомнил в развернувшейся дискуссии депутат ­Сергей Решульский, погубили совершенно трезвые любители езды без руля и ветрил.

Ещё свыше 6 тысяч наших граждан нашли свою смерть на дорогах из-за качества этих дорог. «Почему мы об этом не говорим, почему не принимаем меры?» - звучали реплики по ходу обсуждения законопроекта. Но так и повисали в воздухе, поскольку эти две извечные российские беды, очевидно, законодательно уже не преодолеть. То ли дело борьба с дорожным пьянством!

Альтернативы отклонить!

Первоначально единороссы планировали поправить не только нижние пределы сроков лишения свободы за «пьяные» ДТП, но и верхние — в качестве ответа на общественные ожидания. За гибель одного и более человек, согласно поправкам, виновнику такого ДТП светила «максималка» до 15 лет тюрьмы. Однако в последней редакции законопроекта решено было оставить нижние пределы сроков, не затрагивая верхних. И этим «Единая Россия» добилась, по крайней мере, тактического преимущества перед альтернативными законопроектами, авторы которых посчитали, что сроки в 11 лет лишения свободы (проект сахалинцев), в 12 лет (проект Тамары Плетнёвой, КПРФ) или в 15 лет (проект группы авторов ЛДПР) - вполне адекватная мера наказания для водителей-убийц.

Так-то оно так, однако сторонники увеличения сроков лишения свободы не учли, что подобная правка цифр отдельно взятой статьи Уголовного кодекса — это неизбежная и в лучшем случае радикальная перестройка уголовно-правового фундамента. Ибо увеличение сроков отсидки за то или иное правонарушение помимо прочего переводит само правонарушение из одной категории тяжести в другую - таков закон. А предложенные депутатами поправки в Уголовный кодекс означали, что нетрезвый водитель, виновный в ДТП с гибелью людей, совершил особо тяжкое преступление, которое может быть только умышленным. Как и с помощью чего следствию предстояло бы доказывать, что лицо, севшее за руль пьяным, замышляло ДТП с серьёзными последствиями, и каким образом выносил бы решение суд, называя заведомо случайное преступление умышленным, - это только мизерная часть вопросов, возникающих в связи с депутатскими предложениями. Не удивительно поэтому, что альтернативные единороссовскому законопроекты были отклонены без особых обсуждений.

Впрочем, выигравшему конкурентную борьбу документу от «Единой России» будет непросто сохранить первоначальный вид ко второму чтению. Слишком уж много он вызвал вопросов в ходе обсуждения. Главный из них - действие правил нулевого промилле, которые нужно менять, дабы под ужесточённые санкции не попадали абсолютно невиновные водители. Но это, по мысли разработчиков законопроекта, уже совсем другая история.

Ирина Яровая

председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции:

«Большинство россиян считают пьяных водителей одной из самых больших угроз своей безопасности. Более 2000 граждан ежегодно гибнут по вине пьяных водителей, и более 18 тысяч получают разные увечья. Мы имеем дело с серьёзными преступлениями, которые представляют угрозу для жизни и здоровья россиян. Многие из них интересуются, почему за такие преступления небольшая ответственность и отсутствует уголовное наказание?»

Ярослав Нилов

председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций:

«ЛДПР предлагает усилить уголовную ответственность за преступления, совершённые гражданином, находящимся в состоянии опьянения, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством. Если это нарушение привело к смерти одного человека, водителю должно грозить лишение свободы на срок от 3 до 9 лет (сейчас — до 7 лет). Если погибли двое и более человек — пьяного водителя предлагается посадить на срок от 5 до 15 лет, а не как сегодня — до 9 лет».

Тамара Плетнёва

заместитель председателя Комитета Госдумы по делам национальностей:

«Предлагается увеличить сроки наказания за нарушение правил дорожного движения водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности смерть одного человека, с 7 до 9 лет лишения свободы; при смерти двух или более лиц, соответственно, с 5 до 9 лет (принудительные работы) и с 9 до 12 лет (лишение свободы) с лишением права управлять транспортным средством на срок от трёх до пяти лет».

Владимир Ефремов

председатель Сахалинской облдумы:

«9 мая 2010 года, когда вся страна отмечала 65-летие Победы, у нас в городе Холмск пьяный водитель выехал на тротуар и насмерть сбил шестерых. Среди них были трое детей и беременная женщина. Поэтому в декабре того же года мы внесли в Госдуму законопроект, который ужесточает наказание для пьяных убийц за рулём. Если погиб человек — то предельный тюремный срок увеличить с нынешних 7 до 9 лет, если два и более — с 9 до 11».

Просмотров 513

14.03.2013 20:45



Загрузка...

Популярно в соцсетях