Информационные войны как бизнес-инструмент
Экономика
Независимая консалтинговая компания «Центр политической информации» (ЦПИ) опубликовала доклад «Чёрный пиар 90-х возвращается? - Особенности информационных войн на новом этапе их развития». В нём констатируется, что Россия в настоящее время переживает новый этап активизации «чёрного пиара» и войн компроматов. Методы ведения информационных кампаний всё сильнее напоминают политологам лихие 90-е, когда для достижения целей не брезговали ничем, включая откровенную ложь. При этом сегодня медийные баталии стали гораздо более изощрёнными, поскольку возможности пиарщиков сильно расширил Интернет.
Как сообщается в докладе, психологические методы работы с аудиторией практически изменились не столь значительно. По-прежнему намеренно используются софизмы - ложные высказывания, смещаются акценты и искажаются тезисы. А вот каналы распространения и методы подачи информации изменились, и значительно. «Это связано с концентрацией аудитории, в том числе молодой и некритичной, в Интернете, в том числе в социальных медиа», - говорится в докладе. Как пишут эксперты, ориентируясь на средний уровень потребителей информации, пиарщики скорректировали свою работу, из-за чего некоторые технологии вброса компромата утратили всякое изящество.
Многообразие уловок
Арсенал, которым пользуются сегодня авторы информационных кампаний, поражает своим многообразием. «Одним из самых распространённых средств является цитирование источников на иностранных языках», - говорят политологи. Кроме того, по их словам, популярен и такой способ «отмывания» информации, как ссылка на авторитеты, которые на самом деле таковыми не являются. Процветает и эпистолярный жанр - открытые письма к общественности или власти, рассказывающие об озабоченности россиян деятельностью той или иной компании. Также крайне популярен метод многократного размещения однотипных критических текстов на различных онлайн-ресурсах. «В условиях переизбытка информации, когда пользователь фактически не успевает прочитать все ссылки, которые ему присылают, и все ленты, на которые он подписан, особое значение приобрела визуализация пропаганды, - говорится в докладе. - Иллюстрации, демотиваторы и видеоролики позволяют обойти критические барьеры рационального мышления».
Весь этот впечатляющий арсенал «хитростей» теперь чаще всего используется отнюдь не в политике, как многие думают, а в бизнесе.
«Добрая Машина Правды»?
В качестве ярких примеров информационных войн авторы доклада приводят кампании против нескольких крупнейших российских организаций. Так, по их мнению, в последние годы PR-атакам постоянно подвергаются группа ВТБ и компания «Транснефть». Многочисленные обвинения в их адрес высказывают популярные российские блогеры. В частности, в июле прошлого года в одной общероссийской газете написали, что ВТБ тянет из санируемоего им «Банка Москвы» средства, выданные ему Центробанком. Примерно в то же время публикации, порочащие репутацию ВТБ, появились и в других СМИ. Причём у некоторых из них вообще не было никакого информационного повода.
«Добрая Машина Правды» не обошла стороной и популярных российских блогеров. Авторы доклада наглядным примером показывают, как пропаганда переходит из социальных медиа в традиционные СМИ. При этом, как сообщают эксперты, некоторые блогеры сами часто прибегают к методу цитирования ложных экспертных высказываний. Например, в январе этого года в одном из популярных СМИ появилась статья «Вертолётный распил» в «Транснефти» со ссылкой на, как пишут эксперты, «начисто лишённую каких-либо обвинений статью» другого российского издания. Однако в новой редакции она уже приобрела обвинительный характер. От подобных ложных сообщений «Транснефть» уже понесла не только репутационные, но и материальные убытки.
Некоторые авторы информационных кампаний на вбросах способны немало заработать. Как, например, в истории с АвтоВАЗом. В декабре прошлого года в СМИ на правах рекламы появилось сообщение, что АвтоВАЗ объявил об обратном выкупе своих акций, спровоцировавшее рост котировок. Сообщение оказалось фальшивкой, но на этом росте, по подсчётам экспертов, инициаторы вброса могли продать бумаги с премией до 15 процентов.
Наглядный пример
Одним из наиболее характерных примеров, показывающих всю опасность информационных войн, эксперты считают кампанию, развязанную против химического предприятия «Тольяттиазот» (ТоАЗ). В докладе сообщается, что предприятие находится в состоянии конфликта со своим миноритарием, и приводятся основные направления информационных атак на ТоАЗ. В частности, не раз делалась попытка связать руководство предприятия с оппозиционными силами. С этой целью в конце прошлого года в некоторых СМИ с подачи политолога Владимира Прибыловского появилась информация о том, что якобы председатель совета директоров завода Сергей Махлай дал интервью «антикремлёвской направленности». Махлай действительно дал интервью изданию The Huffington Post, в котором утверждал, что «Путин многое сделал для укрепления государства», и объяснил прошедший на ТоАЗе митинг против группы Pussy Riot тем, что в последние годы люди почувствовали стабильность, которую не хотят потерять. Также напомнили политологи о широко растиражированной в СМИ информации о сотрудничестве руководства завода с Борисом Березовским, а СМИ даже написали, что ТоАЗ готовит «плацдарм для возвращения в Россию» беглого олигарха. Потом эту статью, не имеющую никаких ссылок на первоисточник, перепечатали почти 100 ресурсов.
Не меньше перепечаток было и у других компрометирующих ТоАЗ статей, информация в которых не соответствует действительности: о том, что завод будет продан китайской Hubei Yihua Chemical Industry Сo, Ltd., а большей части его сотрудников грозит сокращение, а также о якобы имеющихся у владельцев завода планах купить отель «Три короля» в Швейцарии и футбольный клуб «Вадуц».
Ещё одна тема, используемая в войне против завода, - экология. Например, в начале прошлого года его обвинили в произошедшей в Новосибирской области утечке аммиачной воды из цистерны грузового поезда. Несмотря на то что ответственность за этот инцидент лежала на грузоперевозчике и никаких негативных последствий для экологии зафиксировано не было, инцидент активно использовался для критики ТоАЗа. Так же как и от обращения пятидесяти жителей Тольятти к тогдашнему Президенту РФ Дмитрию Медведеву, в котором они жаловались на экологическую безответственность предприятия. Позже СМИ сообщили, что за эту «жалобу» подписавшимся заплатили по пять тысяч рублей. Как пишут в своём докладе эксперты ЦПИ, подобный экологический шантаж в отношении промышленных групп широко распространён в российских средствах массовой информации.
Третья российская беда
Как можно заключить из доклада, «чёрный PR» фактически на глазах становится третьей масштабной российской бедой - наряду с двумя другими, названными классиком. Но если с дорогами и «недалёкими людьми» россияне уже свыклись, то привыкать к чёрному пиару нельзя, уверены эксперты. По словам генерального директора ЦПИ Алексея Мухина, уже сегодня это явление начало угрожать национальной безопасности страны. «Появилась критическая масса специалистов, которая даже за очень небольшие деньги может организовать или как минимум попытаться организовать что угодно - вплоть до государственного переворота, - говорит Мухин. - Тем общественным группам, которые заинтересованы в сохранении стабильности и вообще нынешнего формата государства, стоит обратить на это особое внимание». Политолог уверен, что привыкание к медийным войнам разрушительно действует и на каждого человека в отдельности. «Таким путём порождается армия информационно-зависимых людей, которые находят в Интернете различного рода сенсации и глупо предаются им», - считает Мухин. Он полагает, что одной из главных причин широкой распространённости грязных информационных кампаний в России является «слабость и ангажированность судов». «Многие обращаются к «чудо-политтехнологам», не надеясь решить свои проблемы в правовом поле», - пояснил Мухин.
Опыт развитых государств показывает, что сладить с этим явлением может только гражданское общество. Уповает на общественный контроль и директор ЦПИ. «Пора нам заинтересоваться теми, кто повелевает нашим медийным сознанием, и вывести их из тени на свет», - говорит политолог. Также, по его мнению, многим ещё только предстоит научиться проверять информацию и мыслить критически. Вероятно, это и есть реальный способ сформировать в России гражданское общество и, наконец, справиться с национальными «бедами».