Навигатор школьного здоровья

Неделя Федерального собрания

Родителям нужны рекомендации, государству - методики

По данным Минздрава России, среди школьников более чем на треть выросло количество хронических заболеваний, а абсолютным здоровьем могут похвастаться менее одного процента учащихся. О том, как изменить ситуацию, шла речь в Совете Федерации на круг­лом столе «Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья школьников».

Подростки нынче настолько перегружены школьными заданиями и предметами, что времени на занятия физкультурой у них почти не остаётся. И здесь нужен серьёзный импульс, который может дать эффективное встраивание таких занятий в процесс обучения. При этом, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, для нормального развития школьника требуется минимум шесть часов в день средней и высокой двигательной активности.

Заведующий лабораторией Института медико-биологических проблем РАН Владимир Орлов констатировал, что под влиянием учебной нагрузки и тяги к компьютерным играм организм современного ребёнка стал проявлять новые морфологические признаки. Один из них - тотальное ухудшение зрения среди школьников, 35 процентам которых прописаны очки. Помочь избавиться от трудноизлечимых рефракционных патологий зрения способен известный всем с детских лет бадминтон. Не зря в своё время Сергей Королёв и Юрий Гагарин ввели его в программу общей космической подготовки. «Серьёзные научные исследования, проведённые в прошлом году Московским научно-исследовательским институтом глазных болезней имени Гельм­гольца, доказали: у детей, занимающихся бадминтоном регулярно, происходит значительное улучшение здоровья, - рассказал президент Национальной федерации бадминтона России Сергей Шахрай. - Мы заметили, что ребята, занимающиеся бадминтоном, стали «снимать» очки. Зафиксирован даже уникальный случай: у девушки зрение с «-6» пришло в 100-процентную норму. Потому мы считаем целесообразным ввести занятия бадминтоном в школьную программу».

Очевидную пользу приносят и занятия другими видами физкультуры и спорта. В десятках российских школ уже внедрён «Урок физкультуры XXI века», разработанный Федерацией фитнес-аэробики России. Этот пример привела заместитель главы Комитета Совета Федерации по социальной политике Светлана Журова. «Без применения передовых методик, активных усилий школам не справиться с проблемами. Во многом причиной низкой активности детей являются скучные уроки физкультуры - новые подходы и методики могут их разнообразить и сделать более интересными и полезными. Также считаю, что сегодня нужно уже не уговаривать родителей следить за физическим воспитанием своих детей, а давать им конкретные рекомендации, что делать», - подчеркнула Журова.

Однако представители регионов отмечали, что здесь возникают давно знакомые сложности: деньги и отсутствие должной материальной базы. Со стороны Минобрнау­ки прозвучало предложение открывать филиалы в спортивных школах района, но сегодня многие ДЮСШ бедствуют и уповают только на поддержку государства. Существует и такая проблема, как вовлечь детей в спортивные соревнования, на местные, а уж тем более региональные старты, как правило, отбираются только лучшие спортсмены-школьники. Что остаётся остальным?

Одна из задач, которую можно решать только на государственном уровне, - мониторинг здоровья школьников. К слову, он обязательно должен оценивать двигательную активность детей - только так можно получить, по мнению учёных, объективную картину происходящего. Притом что каждая школа, лицей или гимназия могут самостоятельно решать, что брать на вооружение - бадминтон, гимнастику или гольф, каж­дое подобное нововведение должно иметь медицинское сопровождение и заключение. Потому участники круг­лого стола согласились с тем, что в вопросах физического воспитания и профилактики заболеваний детей нельзя действовать в одиночку - необходимо создавать межведомственную рабочую группу федерального уровня. Она должна разработать план мероприятий, учитывающий действия каждого участника процесса, - от министра и губернатора до директора школы и учителя физкультуры.


Просмотров 20

06.03.2013