Магазины скинулись. И обманули

Правовой всеобуч

В преддверии 8 Марта продавцы пытаются завлечь клиентов обещанием головокружительных скидок. Но всем ли посулам можно доверять? Так ли просто отстоять свои права в полемике с торговцами? Задавшись этим вопросом, обозреватель «Парламентской газеты» вооружилась обновлённым Законом «О защите прав потребителей» и отправилась в поход по торговым точкам. 

В погоне за дешевизной

Глаз радуют яркие ценники с жирно перечёркнутой старой ценой. Новая стоимость товара воодушевляет покупателя - руки сами тянутся к кошельку. Минимальная разница старой и новой цены - 20-30 процентов. В одном из магазинов парфюмерной продукции мне попался крем со скидкой 60 процентов. Обрадоваться я не успела, поскольку вспомнила: заходила сюда неделю назад и покупала такую же баночку. Причём без скидки она стоила немногим дороже, чем теперь.

что говорит закон

«В статье 10 Закона «О защите прав потребителя» прописано: продавец обязан своевременно предоставлять потребителей необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. «К этой информации относится и цена, - поясняет председатель Общества защиты прав потребителей «Общественный конт­роль» Михаил Аншаков. - Однако судебных перспектив у этого дела нет: доказать факт умышленного обмана покупатель не сможет».

Тут не поможет даже фотография старой цены товара, сделанная, скажем, за неделю до начала акции. Даже если на фото видно, что она мало чем отличается от новой, представители магазина наверняка предъявят кипу документов, подтверждающих, что продукция успела подорожать, а потом в честь праздников цену на нее временно снизили.

Лукавый ценник

Магазин крупной сети супермаркетов обещает 35-процентную скидку при покупке бутылки французского вина. Но при попытке пробить товар на кассе выясняется - обещанная скидка действовать перестала. Пытаюсь выяснить причины произошедшего у кассира и администратора. В ответ - незатейливые оправдания: мол, просто не успели поменять ценник. После этого на меня обрушивается шквал упрёков - «как не стыдно скандалить из-за пустяков и задерживать очередь».

что говорит закон

«Отдать товар сотрудники магазина обязаны по той цене, которая указана на ценнике. Они не вправе навязывать посетителю какую-то другую стоимость или отказывать в продаже этого товара, - констатирует Михаил Аншаков. - Это «вытекает» из той же 10-й статьи Закона «О защите прав потребителей», и 435-й статьи Гражданского кодекса. Если же работники магазина всё же отказываются выполнить требования закона, это необходимо зафиксировать - составить официальную претензию и отдать её на подпись администрации. К ней приложить фотографию ценника. А затем - обратиться в суд». 

По словам эксперта, cуд не только обя­жет магазин продать товар по той цене, что указана на ценнике, но и вынудит выплатить компенсацию за причинённый потребителю моральный ущерб.

Возврату и обмену не подлежит

На кассе небольшого магазина дамских аксессуаров красуется отпечатанное крупными буквами предупреждение: «Все товары, купленные со скидкой, возврату и обмену не подлежат».

- А что вы хотите? Это обычная прак­тика, абсолютно все торговые точки работают по такой системе, - втолковывает мне консультант магазина. - Вы, между прочим, первая этому удивляетесь. Остальные покупатели давно в курсе.

что говорит закон

«Ни о каких особых правилах продажи товаров со скидкой в Законе «О защите прав потребителей» нет ни слова. А значит, возврату и обмену они подлежат точно так же, как и их не уценённые аналоги. Если продавец упорно отказывается признать вашу правоту, составьте письменную претензию и обратитесь в суд. Выигрыш дела гарантирован. Помимо того что магазин обя­жут взять товар назад, ему придётся выплатить покупателю «неустойку» за каждый день просрочки», - советует Михаил Аншаков.

Спрятанный гаджет

Рекламное объявление сообщает: сеть магазинов бытовой техники затеяла распродажу ноутбуков известной корейской марки, скидки превысили 50 процентов. Настырно обхожу пять магазинов упомянутой сети, однако упомянутой в рекламе марки компьютера не вижу нигде. «Были, но их уже разобрали», - твердят продавцы. И настойчиво уговаривают купить «собратьев» гаджета. Скидки на них, конечно, не действуют, но ведь они «значительно лучше», уверяют меня. 

- Чему ты удивляешься? - многозначительно хмыкнув, просвещает меня приятель, проработавший в этой сети пять лет. - Главное - покупателя заманить. На случай проверки разрекламированный товар в магазине присутствует, но хитроумно спрятан. Консультантам же продавать его настоятельно не рекомендуется.

что говорит закон

По словам Михаила Аншакова, в данном случае налицо нарушение Закона «О рекламе» (она становится недостоверной), и разбираться с махинаторами призвана Федеральная антимонопольная служба. 

«Если товара нет в торговом зале или он как-то уж слишком хорошо спрятан, сотрудники этого ведомства смогут оштрафовать магазин», - говорит эксперт.

мнения

Олег Куликов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья:

«В игры со скидками я не играю принципиально, потому что знаю - в нашей стране это зачастую обман покупателей. Напротив Государственной Думы есть ювелирный магазин, на нём висит баннер, обещающий 70-процентную скидку. Понятно же, что для ювелирной продукции эта уценка просто немыслима. Вывод напрашивается только один: прежде чем предложить покупателям такую уценку, продавцы взвинтили стоимость товара.

Конечно, можно было бы пожаловаться на этот ювелирный магазин в ФАС, но руки у меня до этого пока не доходят. К тому же в нашей стране законодательно система скидок никак не регулируется, это беда российской торговли».

 

Виктор Шудегов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию:

«Бывало обидно, когда в преддверии праздников покупаю какой-то товар, да ещё со скидкой, а через несколько дней захожу в магазин и вижу: «распродажа» закончилась, но почему-то без скидки это продукция стоит даже дешевле, чем в то время, когда я её покупал.

Думаю, жаловаться на магазины в какие-либо проверяющие органы бессмысленно, скорее всего там объяснят: подобное поведение торговцев - законный маркетинговый ход для привлечения покупателей. Но вот попавшимся на эту удочку людям я бы посоветовал: увидели, что после праздников купленный «со скидкой» товар чудесным образом подешевел - придите и сдайте его. Вернут вам ту сумму, что указана в чеке. А после можно будет совершенно спокойно приобрести эту продукцию вновь».

Светлана Журова, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике:

«Всевозможные маркетинговые ходы со скидками используют не только наши магазины, с подобным я сталкивалась и за границей. Так что к таким манипуляциям отношусь спокойно. Приятно, конечно, когда выбираешь какую-то вещь, подходишь к кассе, а тебе говорят: «Сегодня распродажа, и она стоит дешевле». Но чаще бывает по-другому. Что ж с этим поделаешь? Если вещь сильно нравится, беру её всё равно. Если нет - отказываюсь от покупки. Объясняю себе это так: «Значит, не судьба».


Просмотров 15

06.03.2013