Запретный счёт, или Куда чиновнику податься

Первая полоса

Вряд ли погрешу против истины, если скажу, что многие россияне и не помышляют о том, чтобы хранить сбережения на счетах иностранных банков. Во-первых, народ у нас не столь богат, чтобы создавать зарубежные заначки. А во-вторых, как известно, тамошний процент на депозиты столь мизерный, что выгоднее, конечно, пользоваться услугами отечественных финансовых учреждений.

Тем не менее и денежки, и ценные бумаги наших граждан в заграничных банках есть. Иначе не возникала бы необходимость законодательно регулировать эту «тему» - хотя бы в отношении тех лиц, которые находятся на государственной службе.

Она, эта «тема», вызревала по разным причинам. В том числе из-за девятого вала коррупционных скандалов последнего времени, ускоривших принятие соответствующих решений.

Первое чтение успел пройти думский законопроект, радикально расставляющий точки над i: запретить госслужащим иметь не только заграничные счета, но и недвижимость. Множество копий, готовясь к чтению второму, сломали в профильном комитете, ответственном за проект. Вскоре, однако, подоспела президентская версия закона, в котором радикализм грядущих запретов если и не сошёл на нет, то существенно стал мягче.

Заграничной собственностью чиновники вправе владеть, отчитавшись о её происхождении. Что касается счетов и ценных бумаг, их в иностранных банках не смогут держать только определённые категории госслужащих и политиков, чья работа непосредственно связана с вопросами безопасности и суверенитета России. Проще говоря, изначальной антикоррупционной направленности на ограничение чиновничьего права владеть зарубежными счетами и недвижимостью, которая просматривалась в думском законопроекте, практически не осталось. Почему?

Наверное, это самый сложный вопрос, упирающийся не столько в антикоррупционное законодательство, которое в государстве есть (и даже в избытке), сколько в дефицит действенных механизмов, способных обложить потенциального коррупционера, как волка, красными флажками. То есть на каждую из сотен банальных или хитроумных коррупционных схем должны приходиться свои антидоты, причём не только из арсенала Следственного комитета. Без таких механизмов законодательное обеспечение борьбы с коррупцией сродни разве что разговорам о халве, от которых, как известно, во рту не становится слаще.

Отсюда - и кажущиеся лояльности президентского законопроекта, запрещающего отдельным чиновникам иметь счета за границей. Потому что не о коррупции речь, коль скоро мы ей не научились эффективно противостоять, а о существующей пока очевидной нелепице: ну не может человек, принимающий важные для страны управленческие или политические решения, обслуживаться в иностранном банке.

продолжение темы на стр. 3

Просмотров 205

14.02.2013 20:59



Загрузка...

Популярно в соцсетях