Тысячи километров инноваций

Экономика

Для Федерального дорожного агентства (Росавтодор) минувший год стал годом создания условий для внедрения новых технологий. Была утверждена Стратегия развития инновационной деятельности до 2015 года, разработаны и приняты новые национальные стандарты, которые позволят сократить расходы на содержание дорог, увеличат срок их эксплуатации и повысят безопасность движения. В нынешнем году Росавтодор продолжит работу в этом направлении.

У государства и бизнеса есть деньги на развитие

В 2012 году в дорожной отрасли произошло много важных событий. По инициативе Росавтодора появился Технический комитет по стандартизации «Интеллектуальные транспортные системы», который начал разработку нормативно-технических документов для быстрого и инновационного развития отрасли ИТС, также при разработке новых национальных и межгосударственных стандартов принимаются все меры по созданию среды для успешного внедрения современных технологий при проектировании, строительстве, ремонте и содержания автомобильных дорог.

В прошлом году на развитие науки в дорожном хозяйстве и совершенствование нормативной базы было выделено 435 миллионов руб­лей только из бюджета, а в текущем году планируется увеличение до 505 миллионов. Кроме того, совместно с отраслевыми компаниями ведётся работа по привлечению внебюджетных источников для финансирования научно-технических исследований и совершенствования нормативной базы отрасли. В ряде регионов появились крупные центры, где будут испытываться и дорабатываться все передовые нововведения в отрасли.

Управление дорогами в 3D-графике

Важнейшее направление перемен в деятельности Росавтодора связано с созданием геоинформационной системы федеральных автодорог. Она будет содержать огромный массив технической информации и в режиме реального времени позволит получать полную картину как о самой трассе, так и об элементах обустройства. В автоматизированном банке данных будут храниться сведения о конструкции дорожной одежды, поперечном и продольном профиле, сроках последних ремонтов, о дорожных знаках и разметке, автобусных остановках, кафе, заправках, кадастровая информация, фото- и видео­материалы, а также многое другое.

Все данные в геоинформационную систему заносятся в трёхмерной модели, специально для этого вся проектная документация на проектирование новых дорог будет разрабатываться в 3D-формате. Фактически она заменит созданный несколько десятилетий назад бумажный архив крупнейших автомобильных дорог страны, который пока ещё занимает огромные помещения и требует значительных средств по содержанию и обслуживанию.

Система метеообеспечения, состоящая из большого количества метеостанций, поможет дорожным службам быстро прогнозировать погодные условия на конкретном участке дороги. Если, например, где-то будет сильный снегопад, то вся техника может заранее выйти на трассу и приготовиться к уборке снега. Открытая часть системы будет полезна для автомобилистов, поскольку они смогут всё узнать о дорожных условиях и при необходимости скорректировать поездку по конкретному маршруту.

Пилотным проектом по внедрению новой системы стала трасса Москва - Минск. Потом к ней добавился Чуйский тракт, трасса Москва - Санкт-Петербург. Сейчас она активно внедряется на дорогах Центральной России и уже охватывает около пяти тысяч километров федеральных автомобильных дорог. Работу по внедрению геоинформационной системы по всей России планируется завершить в ближайшие годы, и тогда на первый план выйдут вопросы, связанные с обслуживанием и оперативным обновлением банка данных.

Для дорожников новая система станет основой для внедрения новых технологий строительства дорог. Вся техника будет управляться с применением современных навигаций, и, как показала практика, за счёт точного соблюдения технических требований и сокращения затрат на материалы она окупается в первые несколько месяцев после её внедрения. Быстрая финансовая отдача позволила создать в России рынок геоинформационных систем, и теперь главная задача на ближайшие несколько лет заключается в обеспечении заказчиков Росавтодора высококвалифицированными специалистами, работающими с этой системой.

Композиционные материалы входят в моду

В рамках Стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства в прошлом году была разработана Программа нормативно-технического обеспечения применения композиционных материалов в отрасли. Сейчас в рамках программы ведётся разработка новых национальных стандартов, перед которыми стоит задача стимулировать сокращение долгосрочных расходов на содержание дорог, увеличение срока службы конструкций. В 2012 году только для целей ремонта было подготовлено два нормативно-технических документа, определяющих порядок ремонта мостовых сооружений с применением современных композиционных материалов из углеволокон и полимерных композитов.

По сравнению с традиционными материалами из металла и бетона они обладают большей стойкостью к коррозии и активно применяются в мировой практике при строительстве объектов транспортной инфраструктуры. К этой работе специалисты агентства привлекли ведущие отраслевые институты и производственные предприятия, благодаря этому были найдены интересные решения использования современных материалов для строительства дорожных конструкций, мостов, опор освещения и др. Внедрение новых технологий увеличит срок эксплуатации конструкций и сократит финансовые затраты на их обслуживание.

Сегодня объёмы производства композитов в стране пока недостаточно велики, что связано с отсутствием нормативно-технических документов, регламентирующих производство, применение, утилизацию композиционных материалов. Из-за этого возникают сложности с внедрением на этапе прохождения государственной экспертизы.

К тому же новые технологии внедряются в основном на федеральных трассах, а их всего 50 тысяч километров. Остальные сотни тысяч находятся в ведении регионов и муниципалитетов, а у многих из них остаётся недостаток финансирования даже после воссоздания дорожных фондов. И всё-таки в некоторых регионах сумели выстроить свою техническую политику таким образом, чтобы стимулировать применение новых технологий.

Россия готова к унификации стандартов

Одним из необходимых условий инновационного развития отрасли является обеспеченность нормативными документами - в первую очередь национальными стандартами. В прошлые годы утверждение стандартов могло занимать до нескольких лет. Однако в последние годы в связи с рядом позитивных изменений в отечественном законодательстве появились новые более эффективные инструменты. Одним из них является возможность разработки и принятия предварительных национальных стандартов. Это позволяет, не отменяя действующие нормы, опробовать новые нормы на тот же материал на отдельных объектах, провести мониторинг эффективности, внести корректировки. Важно, что на практическую реализацию может уйти менее года. Об этом говорит первый опыт применения предварительных национальных стандартов. Кстати, дорожная отрасль стала первой отраслью, которая разработала и утвердила предварительные национальные стандарты.

В последнее время активно обсуждается, как гармонизировать отечественные технические нормы с иностранными нормами. У некоторых специалистов до сих пор существует заблуждение, что любой международный стандарт можно переложить на российские условия. Некоторые из них действительно подходят для нашей территории и нуждаются в незначительной адаптации. Но большинство стандартов напрямую нельзя применить в России в связи с разнообразием климатических и грунтово-геологических условий, а также структуры норм и различий в системах стандартизации. Например, общестроительные нормативы ЕС не учитывают особенности климата разных стран Евросоюза. В этой связи внутри стран Евросоюза существуют национальные приложения, которые позволяют применять общие нормы в конкретной стране.

Но не стоит забывать, что стандартизация во всём мире используется для продвижения национальной продукции на иностранные рынки и борьба за стандартизацию превращается в борьбу за рынки сбыта. России часто предлагают просто скопировать зарубежные нормы, но для нас это неприемлемо, потому что это негативно скажется на российских производителях материалов, техники и оборудования, потребует затрат на переоснащение производств и лабораторий. Кроме того, в ряде случаев требования в российских нормативных документах выше, чем в Евросоюзе. С другой стороны, надо понимать, что специалисты США и ЕС потратили многие годы и значительные средства на проведение исследований и разработку нормативов, и здесь есть смысл проанализировать, что возможно позаимствовать и применить в российских условиях.

Ярким примером сочетания лучшего отечественного и зарубежного опыта явились предварительные национальные стандарты на нефтяные дорожные битумы, которые в настоящее время утверж­дены и уже в текущем году по ним будут построены первые участки автомобильных дорог.


Просмотров 25

07.02.2013