К расследованию приступить

Первая полоса

Когда в России заработает система парламентского контроля?

Наша молодая демократия понемногу избавляется от проявлений подросткового возраста. Как-то незаметно исчезло из оборота понятное только нам и почти невозможное для восприятия иностранцами словосочетание «партия власти». Для них, бедняг, это полная абракадабра.

Партия власти, состоящая при власти, контролировать исполнительную власть не может по определению. А вот правящая партия, партия парламентского большинства, самостоятельно или в коалиции формирующая правительство, не только может, но и обязана. С оппозицией и вовсе всё ясно. Она для того и существует, чтобы власть не дремала. А потому, решив усовершенствовать и сделать реально действенным парламентский контроль, наши депутаты и сенаторы принципиально нового не изобретают. Да это и не требуется.

На Западе на аналог нашего «правительственного часа» являются всем кабинетом и отвечают на любые вопросы. Если вопрос требует детального ответа, на его подготовку дают время, но обычно не больше дней трёх. А самая неприятная для тамошних правительств вещь - интерпелляция. Это парламентский запрос, ответ на который вполне может стать предметом прений и голосования. И, не дай бог, с негативным результатом. Давшего неудовлетворительный ответ ждёт отставка. Уйти может министр, несколько министров, а то и всё правительство.

В США неявка на парламентское разбирательство должностного лица любого уровня квалифицируется как «неуважение к конгрессу». Последствия могут быть самыми суровыми - вплоть до судебного преследования. Так что западный опыт парламентского контроля не грех и позаимствовать.

продолжение темы на стр. 12-13


Просмотров 18

07.02.2013