Все о пенсиях в России

вчераДепутат Стенякина: Бюджет готов к дополнительной индексации пенсий россиянам

два дня назадНа выплату пенсий жителям новых регионов выделят более 6 млрд рублей

17.01.2025Россиянам напомнили, как сохранить пенсию при переезде в другую страну

Без определённого места жизни

Наша тема: дорога домой

31.01.2013 20:41

Миллионы соотечественников не могут натурализоваться в России из-за бюрократических препон

Экспертные прогнозы о сокращении численности населения РФ вынудили политиков задуматься о способах борьбы с демографическим кризисом. В качестве одного из инструментов рассматривается упрощение процедуры получения российского гражданства.

Паспортом не вышли

В то время как по центральным телеканалам обсуждалась новость о получении французом Депардье российского гражданства, в Интернете разгорелся скандал: томское Управление Федеральной миграционной службы (ФМС) вознамерилось выслать из страны журналиста Станислава Микрюкова. По мнению большинства комментаторов, беда мужчины состоит не столько в том, что он годами обличал местных чиновников, а в том, что его угораздило родиться в СССР.

Пять попыток подать документы в УФМС в течение 15 лет обернулись пятью отказами. То чиновников не устраивали двусторонние соглашения между Москвой и Ташкентом, то отсутствие у студента Томского политехнического университета справки о доходах, то непредоставление сведений о регистрации по месту жительства на будущий год. Последнее решение миграционных властей сопровождалось тем, что Микрюкова сняли с регистрационного учёта, вручили ему отказ в виде на жительство и предписали покинуть страну в двухнедельный срок. Это притом что гражданство Узбекистана он уже утратил – выполняя опять-таки условие для получения российского паспорта.

Не менее громкий скандал возник годом ранее: Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ отказала в российском паспорте двукратной олимпийской чемпионке (1976 и 1980 годов) по спортивной гимнастике Марии Филатовой. В качестве обоснования отказа указывалась «недостаточность заслуг» спорт­сменки перед Россией.

Обыкновенный бюрократизм

Подобные истории вызывают резонанс исключительно благодаря публичному статусу их героев. При этом число этнических русских, которые годами мыкаются по чиновничьим кабинетам в надежде обзавестись российским гражданством, едва поддаётся исчислению. Продав квартиры в городах стран СНГ и вернувшись на историческую родину, многие переселенцы живут на птичьих правах, не в состоянии устроиться на приличную работу, отдать детей в детский садик или оформить регистрацию по месту жительства, не дав взятку чиновнику. Об их существовании напоминают разве что вопли о помощи, звучащие в блогах и социальных сетях.

Так, многих возмутили мытарства Надежды Захарченко, уроженки Кировской области, приехавшей в Россию с четырьмя детьми из Ташкента. Не осилив бега с бюрократическими препятствиями, семья попала в спецприёмник и вскоре была выслана обратно в Узбекистан с пятилетним запретом на пересечение границы. А некоторое время назад автору этих строк довелось делать телесюжет о 22-летней Ольге, уроженке Казахстана, полжизни прожившей в России, окончившей московскую среднюю школу, но оказавшейся человеком без паспорта. Ни национальность, ни факт длительного пребывания в РФ, ни владение родным языком не помогли ей обрести заветную красную книжку (а вместе с ней работу и возможность продолжить образование). Из паспортного стола девушка выскочила в слезах: «Я для них никто и ничто».

Не еду я на Родину

Вопреки принятой ещё в 2006 году государственной программе по переселению в Россию живущих за рубежом соотечественников количество вернувшихся оставляет желать большего. За время её действия на земле предков натурализовались порядка 120 тысяч репатриантов, что на фоне примерно 25 миллионов наших «бывших» по всему миру, прямо скажем, негусто.

Эксперты уверяют, что даже участие в госпрограмме не гарантирует получения гражданства, поскольку от переселенцев всё равно требуют кучу бумажек, за которыми нередко требуется возвращаться на место отъезда, затрачивая огромные деньги на поездки и проживание. Непонятно, что делать и тем, кто не участвует в программе, поскольку осел в регионах, не охваченных её действием. «Для того чтобы получить гражданство России в упрощённом порядке, мне с детьми нужно бросить школу, детский сад, трёхкомнатную квартиру и уехать в те субъекты РФ, где гражданство предоставляется по госпрограмме», – жалуется в письме сенатору Владимиру Джабарову жительница Московской области, гражданка Казахстана Татьяна Лебедева.

«Практика показала, что программа буксует и того эффекта, на который она была рассчитана, не удалось достичь по целому ряду причин. Во многом это связано с условиями переезда», – считает эксперт отдела стран СНГ Российского института стратегических исследований Дмитрий Александров. По мнению политолога, стимулировать переезд соотечественников или, по крайней мере, заинтересовать этой программой большее количество людей удастся только за счёт радикальных изменений в законодательстве.

Поворотный момент

Справедливости ради скажем, что в последнее время в решении «паспортного» вопроса наметились позитивные сдвиги. Самые решительные политики предлагают ввести закон, автоматически предоставляющий право на российское гражданство любому, представляющему коренной народ РФ. В доказательство эффективности метода кивают на Грузию, Абхазию и Израиль, где соответствующие механизмы законодательно закреплены. Иные выступают за разрешение двойного гражданства для зарубежных соотечественников. Путём постепенных реформ решили пойти депутаты Государственной Думы, предложившие в январе на рассмотрение коллег сразу несколько законопроектов, облегчающих получение гражданства РФ некоторыми категориями лиц.

Один из них предусматривает упрощённый вариант получения гражданства для детей-сирот, родившихся в России и впоследствии усыновлённых иностранными гражданами. Если после совершеннолетия молодых «иностранцев» одолеет тяга к берёзкам и родной речи, Родина примет их с распростёртыми объятиями, невзирая на уровень владения языком, наличие источников средств к существованию и требование непрерывного проживания в стране в течение пяти лет.

Другой законопроект призван помочь интернациональным семьям. Пока что иностранцы и лица без гражданства получают паспорт в упрощённом порядке, только если состоят в браке с гражданином России не менее трёх лет (такая норма установлена в целях борьбы с фиктивными браками). В результате трёхлетний период становится испытанием на прочность не только для патриотических чувств, но и для любовных отношений. Парламентарии сочли рождение общих детей в смешанных браках «наи­более весомым доказательством» честных намерений супругов создать российскую семью и решили снять дополнительные препятствия в получении гражданства матерями-иностранками и их потомством.

«По факту мы говорим о русских женщинах, но без российского паспорта, – объясняет один из авторов инициативы, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям Михаил Дегтярёв. – Что нужно доказывать нашему государству женщине, родившей россиянина, я не понимаю. Зачем её три года мучить подозрениями? Ребёнок уже в детский сад может идти, а мама даже полиса медицинского не имеет».

Пробка для демографической дыры

Наконец, один из думских законопроектов призван упразднить нормы, требующие от застрявших за рубежом соотечественников подтверждать знание языка и предоставлять чиновникам справки о наличии вида на жительство в России и пятилетнем сроке проживания на её территории. На первый взгляд документ кардинально решает проблему переселенцев. Но по факту, отмечают эксперты, эти нормы и так уже не действуют. Зато на пути приобретения гражданства существует масса других препятствий, главным из которых остаются сложности с регистрацией по месту жительства.

Как ни крути, а решать наболевшую проблему придётся. И не только ради миллионов соплеменников, оторванных от исторической родины в результате геополитического катаклизма 1991 года, но и ради самих себя. Экспертные прогнозы говорят о сокращении численности населения РФ к 2030 году до 139 миллионов человек, причём соотношение работающего населения к людям пенсионного возраста сложится не в пользу первых: ежегодно количество рабочих рук в стране сокращается на сотни тысяч, а количество пенсионеров растёт. Конечно, затыкать демографическую дыру можно и мигрантами. Но куда справедливее будет признать наконец «своими» всех тех, кто едет сюда не в гости, а к себе домой.

Мнения законодателей

Владимир Джабаров

первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам:

«Принятые Государственной Думой в первом чтении законопроекты при всей их важности не решают проблемы получения гражданства Российской Федерации подавляющим большинством соотечественников. Особенно тем из них, которые уже переехали в Россию и проходят различные стадии натурализации в течение пяти-восьми лет. Не все по тем или иным причинам желают участвовать в государственной программе переселения. А если они в ней не участвуют, то путь к российскому гражданству для них фактически заказан, поскольку у подавляющего большинства переселенцев после переезда в Россию нет собственного жилья и они не могут зарегистрироваться по месту жительства. Из-за этих противоречий в законодательстве фактически создан теневой рынок купли-продажи фиктивных регистраций по месту жительства.

Мы в Совете Федерации активно занимаемся этой проблемой. В сентябре 2012 года членами Совета Федерации был внесён в Государственную Думу проект федерального закона, направленный на упрощение процедуры приёма в российское гражданство со­отечественников – как проживающих за рубежом, так и переехавших в Россию самостоятельно, без участия в гос­программе. Предварительное обсуждение нашего законопроекта в средствах массовой информации и на различных парламентских площадках дало основание сделать вывод о том, что в российском законодательстве само определение понятия «соотечественник за рубежом» нуждается в корректировке. Соответствующие поправки уже подготовлены в Комитете Совета Федерации по международным делам».

Вячеслав Никонов

первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам:

«Программа переселения не должна ставить для соотечественников каких-либо преград в получении гражданства, это вообще надо делать автоматически.

В целом считаю, что условия предоставления гражданства у нас слишком жёсткие – с учётом того, сколько русских, русскоязычных соотечественников живёт за рубежом, и с учётом нашей демографической ситуации. Поэтому полагаю, что надо делать более решительные шаги, вплоть до разрешения двойного гражданства.

Нашей стране нужно растущее население, а не сокращающееся. Тем более что речь идёт в данном случае о соотечественниках, то есть о людях, которые себя относят к россиянам, знают русский язык, являются носителями русской культуры».

Своих не бросают

Когда американцы, потерпев поражение во Вьетнаме, уносили оттуда ноги, они забрали с собой всех, кого смогли, из числа местных коллаборационистов. Янки вели в тысячах километров от своих берегов преступную войну, совершили на чужой земле бессчётное число злодеяний, но то, что они не бросили тех, кто на них полагался, на произвол судьбы, всё равно делает им честь. Своих не бросают и не сдают. Это универсальное правило. С тем, кто ему не следует, сотрудничать впредь мало кому захочется.

Тогдашние власти нашей страны бросили Наджибуллу на растерзание толпе фанатиков, выдали на судилище старика Хонеккера, Героя Советского Союза, между прочим. Это страницы национального позора. Да, сделали это не мы, не народ. Но кто, когда и где тщательно отделяет власть от народа и государства? И что же, много сейчас у нас в мире друзей и союзников? Вопрос риторический.

Мы помним, что подавляющее большинство граждан Советского Союза проголосовали на референдуме за его сохранение. Но это мало волновало трёх негодяев, которые на сходняке в Беловежской Пуще развалили его, чтобы безраз­дельно царствовать на персональных обломках. И чуть ли не 30 миллионов русских и считающих себя таковыми в одночасье оказались за границей. И не просто за границей, а почти повсеместно во враждебном окружении. Они просили об этом беловежских упырей? Их кто-нибудь поддержал в труднейшей ситуации, в которой они оказались не по своей воле? Им кто-нибудь помог? Опять вопросы риторические.

В двухтысячные судьбой соотечественников за рубежом Москва, наконец, озаботилась. Уже несколько лет действует государственная программа их переселения на историческую Родину. Вот только её пропускная способность, очень мягко говоря, оставляет желать лучшего. Да и не всем она нужна. Есть на просторах СНГ немало людей, которые в существенной помощи при переезде к нам не нуждаются. Они говорят: «Выдайте нам российские паспорта, а обустроимся мы собственными силами». Так ведь не выдают. Изматывают процедурной казуистикой и вымогают взятки.

С кого взятки? С тех, кого предали и бросили? С тех, кто жили бок о бок с другими народами в большой, единой и в общем-то достаточно дружной стране, а потом вдруг стали оккупантами и колонизаторами? Больно слышать, когда нынешнее желание упростить процедуру предоставления российского гражданства уставшим ждать соотечественникам напрямую связывают с плохой демографической ситуацией в РФ. А если бы ситуация была не такой плохой? А если бы и вовсе хорошей? Тогда можно было бы в духе времени наплевать на этих людей? Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

Франция только из Алжира после объявления им независимости приняла миллион соплеменников. В провинции их третировали. В больших городах не замечали. Их презрительно называли черноногими. Но потом всё притёрлось. И сегодня во Франции нет больших патриотов, чем потомки тех переселенцев. Глядишь, и у нас так когда-нибудь получится.

ЮРИЙ СУББОТИН

редактор отдела политики

Глас интернета

Цирк с документами, а не Родина

З аконодательные поправки, призванные упростить получение гражданства РФ, вызвали живой интерес в блогосфере. Жаркие баталии, к примеру, разгорелись на коллективном блоге d3.ru.

Пользователь с говорящим ником migrant поделился личным опытом возвращения на Родину: «Возможно, кто-то где-то и сумел пробиться по упрощёнке, но я таких не знаю. В Хабаровске, например, менты и слышать не хотели про межгосударственные соглашения. Они всё время упирают на закон о гражданстве. Так я ничего и не добился: полгода по волчьему билету, четыре года по виду на жительство, потом добрые люди помогли, теперь паспорт есть. Всё зависит от конкретного отделения ФМС: как захотят, так и окрутят, и ничего не докажешь».

«Восстановление гражданства – это многократные походы и многократное выслушивание хамства высшего сорта, – пожаловался weltbewegung. – Я бы лучше отсидел три дня в немецкой тюрьме, чем стоять в этой чёртовой очереди в русском консульстве, где с тобой обращаются как с бараном – и то, если получится пробраться через толпу людей и три забора».

«В России нет проблем с получением гражданства, не надо тут заливать. Да, есть люди, которые по 20 лет не могут его получить, но это, как правило, их косяки. Они с таким же успехом не получили бы гражданство в любой стране», – попытался убедить пессимистов Iwan.

Ответил ему Sap_ru: «У меня знакомые гражданство получали – сплошные взятки. Один хотел сдать экзамен по языку, так он два года бегал, потому что сдать честно нельзя. Хоть 6000 рублей, но выложи – и тогда на экзамен можешь не приходить. А уж какой цирк с документами! У друзей три раза документы теряли. Из них один раз оригиналы (а как потом восстанавливать свидетельство о рождении, выданное в какой-нибудь республике, в городе, которого уже нет?). Кончилось тем, что они сдались, заплатили и им тут же дали гражданство по липовым документам – зашибись!»

Феликс Рязанский

Читайте нас в Дзен
Просмотров 797