Пленарное заседание Государственной Думы

12:48Слуцкий: Плата за ЖКХ должна занимать не более 10% дохода семьи

03.05.2024Зачем депутаты Госдумы соберутся на внеплановое пленарное заседание

Сирия на краю бездны

Международная жизнь

24.01.2013 18:42

Вооружённое противостояние между правительством Сирии и оппозицией, добивающейся отставки президента Башара Асада, продолжается с марта 2011 года. По данным ООН, за время конфликта в стране погибли около 60 тысяч человек, более 600 тысяч стали беженцами, а несколько миллионов человек нуждаются в срочной гуманитарной помощи.

Неоднократные попытки международного сообщества найти способы прекращения вооружённого противостояния терпят провал, в чём вынуждены были признаться Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и спецпредставитель ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) Лахдар Брахими. На встрече, состоявшейся в начале текущей недели, они констатировали отсутствие какого-либо прогресса в урегулировании конфликта. В коммюнике по итогам встречи говорится, что оба политика «ужаснулись отсутствием у международного сообщества единодушного подхода, который приведёт к переменам, договорённость о которых была достигнута в Женеве в минувшем июне, и положит конец страшным страданиям сирийского народа».

Все попытки внешних сил прекратить вооружённое противостояние и посадить конфликтующие стороны за стол переговоров не удались. Сначала провалилась миссия наблюдателей ЛАГ, затем страну покинули наблюдатели ООН, из-за невозможности найти выход из кризиса вынужден был подать в отставку спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии Кофи Аннан, а заменивший его на этом посту Лахдар Брахими за пять месяцев своей работы смог добиться лишь непродолжительного перемирия на мусульманский праздник Ид аль-Адха.

Конфликт постепенно перешёл в гражданскую войну, что констатировал нынешний президент страны Башар Асад. Все призывы властей к боевикам, воюющим против правительства, сложить оружие и включиться в политический процесс неизменно натыкались на их требование об отставке президента. В то же время сирийские власти выступают против такого варианта решения кризисной ситуации. Так, министр иностранных дел Валид аль-Муаллем только что отклонил очередные требования ряда стран Запада об отставке Башара Асада. «США продолжают выдвигать условия смены правящего режима, предусматривающие отставку президента, игнорируя тот факт, что капитан потерпевшего крушение кораб­ля первым не прыгает в шлюпку», – заявил он.

Практически с самого начала вооружённого противостояния США при поддержке своих союзников в лице Катара, Турции и Саудовской Аравии постоянно подливают масло в огонь сирийского конфликта, финансируя боевиков оппозиции, оказывая им политическую и военно-техническую помощь, что всё сильнее разжигает огонь гражданской войны.

О том, что ситуация в стране приобрела угрожающий характер, может свидетельствовать и прошедший 23 января вывоз 77 российских граж­дан из Сирии через Ливан самолётами МЧС. Официальные российские власти заявляют о том, что это не плановая эвакуация, а выезд граждан, которые пожелали в силу обстоятельств, в которых они оказались в Сирии, вернуться в Россию. Однако большинство ливанских СМИ, присоединив к этому факт закрытия генерального консульства РФ в Алеппо, уже пишут о том, что Москва прекращает поддерж­ку режима Башара Асада. Здесь хотелось бы указать на то, что Россия в отличие от США и монархий Персидского залива никогда напрямую не высказывалась ни в поддержку сирийского президента, ни в поддержку оппозиции. С самого начала конфликта позиция российской стороны была простой и ясной – прекращение вооружённого противостояния и начало политического диалога.

Вашингтон вместе со своими союзниками никак не может осознать того, что отставка Башара Асада не приведёт к прекращению гражданской войны в Сирии. Недавнее заявление представителей организации «Джабхат ан-Нусра», которую сами американцы признали террористической, о создании на территории нынешней Сирии исламского государства было неоднозначно воспринято их светскими сторонниками по борьбе с режимом Башара Асада. Отсутствие единства в рядах оппозиции означает лишь одно – страна постепенно скатывается в пропасть многолетнего вооружённого конфликта, в котором не будет ни победителей, ни самой Сирии как полноценного государства.

Начался поворот к здравомыслию

Литовские парламентарии выступают за нормализацию отношений с Россией

В парламенте Литвы скрестили копья сторонники и противники потепления отношений с Россией. Председатель сейма Видас Гедвилас заявил, что их нужно улучшать, а представители бывшей правящей партии консерваторов тут же взялись «разоблачать» спикера.

Консерваторы, делающие ставку на США и придерживающиеся концепции «Чем больше в Литве Америки, тем меньше России», немедленно сделали стойку, лишь только услышали от лидеров победивших партий призыв к перезагрузке отношений с Россией. Все политические силы, вошедшие в новое парламентское большинство – и победившие социал-демократы, и Партия труда, и партия «Порядок и справедливость», и Избирательная акция поляков Литвы, – декларируют это намерение. Посыл о перезагрузке внесён в программу левоцентристского правительства, что вы­звало демарши со стороны консерваторов.

Правые обвиняют Россию в ведении «энергетической войны» против Литвы, подозревают в «имперских захватнических» планах, переписывают историю, возлагая вину за развязывание Второй мировой войны на Советский Союз. В 2000 году сейм под руководством идеологического наставника консерваторов спикера Витаутаса Ландсбергиса сформулировал требование к России о возмещении ущерба от «советской оккупации», которое обрело статус… закона. Только ведь этот закон никак не влияет на Россию, а отношения отравляет. Жители же Литвы – под законодательной пятой. За отрицание и даже за так называемое умаление «советской оккупации», каковой считается весь период развития Литвы в составе СССР,­ можно получить до двух лет тюрьмы. Это тоже инициатива правых, поддержанная выпускницей Академии общественных наук при ЦК КПСС президентом Далей Грибаускайте.

И вот оппозиция столкнулась с девальвацией антироссийской идеологии. Перед парламентскими выборами консерваторы вообще пытались придать требованию о возмещении ущерба от «советской оккупации» необратимый характер, обновив и усилив состав комиссии, которая должна была подсчитать ущерб, сформулировать требования и вынести их на суд мировой общественности. Но вот новый министр иностранных дел Линас Линкявичюс одобрил позицию своего коллеги из соседней Латвии Эдгара Ринкевича о том, что не стоит в этом вопросе оказывать давление на Россию, а мер воздействия для того, чтобы заставить выплатить ущерб, он не видит.

А тут ещё и лидер социал-демократов премьер-министр Альгирдас Буткявичюс заявил: «В сотрудничестве с Россией мы намерены опираться на подкрепленное европейскими ценностями взаимное доверие с ориентацией не на прошлое, а на будущее». Правда, вопреки опасениям консерваторов программа нового правительства сохраняет всё-таки преемственность. В ней говорится, что стратегическое партнёрство Литвы, а также Латвии, Эстонии, Польши с США в ­НАТО является «главной гарантией национальной безопасности» и государство «активно и последовательно будет поддерживать укрепление трансатлантического партнёрства Евросоюза и США». Однако на российском направлении происходит явный поворот к позитивному сотрудничеству, обусловленный экономическим положением Литвы, падением уровня жизни в стране.

Здесь уместно привести ещё одну цитату спикера сейма. «Мы должны думать о своих людях, Америка от нас очень далеко. Нужно позаботиться о своих людях, – сказал он в интервью радиостанции «Свобода». – С Россией у нас очень тесные экономические контакты. Мы покупаем газ, очень много газа, и электричество, и нефть. Это сотрудничество нам очень много даёт. Из Америки мы газ не подключим». И напомнил, что Финляндия, Польша, Германия активно сотрудничают с Россией. «Если бизнес у нас будет лучше идти, для литовцев будет лучше», – сказал Гедвилас. «У россиян везде влиятельные люди, потому что у них есть мощные ресурсы, есть крупные предприниматели с большим капиталом. Они здесь много инвестируют в недвижимость и в другие проекты, но это естественно. Так происходит во всём мире, во всей Европе», – подчеркнул спикер, как бы отвечая на возмущение правых, уверяющих, будто Россия таким способом тоже пытается оказывать влияние на политические процессы в стране.

Один из лидеров консерваторов экс-министр иностранных дел Аудронюс Ажубалис выступил с ожидаемым выпадом: «Именно США были одним из основных гарантов безопасности Литвы. В последние годы именно с помощью Америки мы обеспечили не только планы по обороне Литвы, охрану воздушного пространства балтийских стран, открытие в Вильнюсе Центра энергетической безопасности НАТО, но и преемственность стратегических энергетических проектов, несмотря на попытки одного соседа остановить их». В антироссийском раже консерваторы игнорируют даже недавнее заявление генерального секретаря НАТО Андерса Фога Расмуссена: «Я не считаю, что Россия представляет опасность для стран Балтии или других союзников».

Набросились на спикера сейма и местные политологи. Идеологический наставник консерваторов Витаутас Ландсбергис продемонстрировал яркий образец мышления времён холодной войны, хотя сам же уличил в таком поведении Россию. «Российская экспансия, экспансионистское мышление и политика никогда не прекращаются, – сказал он. – Газ – это не источник денег, газ – это оружие, открытая политика». 19 января, выступая на совете партии консерваторов, Ландсбергис высказал возмущение по поводу позиции спикера сейма, назвал это «тенденцией промытого мышления» и с горечью поделился своим странным ангажированным взглядом на ситуацию: «Литва едет на Восток, плюя на Запад».

Судя по мнению избирателей, отдавших предпочтение на парламентских выборах левоцентристам и представителям нацменьшинств, для литовских политиков наступила пора отказа от мышления холодной войны. Пора здравомыслия и взвешенной ответственности.

Юрий Виноградов

Вильнюс

Лебединая песня хромой утки

В Страсбурге состоялась сессия ПАСЕ

Тема российско-грузинских отношений стала ключевой в повестке пленарных заседаний зимней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. По личному приглашению председателя ПАСЕ Жан-Клода Миньона в Страсбург приехал Михаил Саакашвили, который выступил перед депутатами в понедельник. В среду российско-грузинская тема была продолжена: ассамблея заслушала доклад о гуманитарных последствиях вооружённого конфликта 2008 года.

Выступление грузинского лидера в ПАСЕ стало своеобразной лебединой песней хромой утки: полномочия Саакашвили истекают в октябре этого года и это его последний визит в ассамблею в качестве президента страны. В обращении к парламентариям он говорил об успехах демократии в Грузии, симпатиях к евро-атлантическим институтам и намерениях вступить в НАТО. Саакашвили не раз упомянул «оккупацию» Абхазии и Южной Осетии, а России предлагал отказаться от имперских амбиций. Однако депутаты ассамблеи и, в частности, члены российской делегации задали грузинскому президенту ряд острых вопросов, внятных ответов на которые так и не последовало.

«Саакашвили построил своё выступление так, чтобы понравиться аудитории, – считает глава российской делегации в ПАСЕ, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Алексей Пушков. – Он говорил на хорошем английском, среднем французском и отличном русском. Но, несмотря на его ораторские способности, выступление получилось слабым и пропагандистским. А главное – мы не услышали ответов на вопросы, которые ему задают в самой Грузии: о пытках в грузинских тюрьмах, о разгоне демонстрантов, о загадочной смерти Зураба Жвании. Именно эти проблемы привели к его поражению на последних выборах».

Доклад о гуманитарных последствиях конфликта 2008 года подготовила шведский парламентарий Тина Акетофт. Основной упор в тексте она сделала на грузинских беженцах, однако депутату не удалось посетить Южную Осетию, и гуманитарные проблемы осетинов заслужили в тексте гораздо меньше внимания. В итоговой резолюции, принятой по итогам голосования, содержатся конкретные рекомендации властям России, Грузии, Абхазии и Южной Осетии, призванные обеспечить должные условия для беженцев и внутренне перемещённых лиц. Было особо отмечено, что недавние политические перемены в Грузии позволяют рассчитывать на скорейшее возобновление диалога двух сторон.

В российской делегации документ сочли более или менее объективным, но чересчур политизированным и проголосовали против. Главным поводом стало многочисленное упоминание Абхазии и Южной Осетии в качестве составных частей Грузии. По мнению сенатора Валерия Сударенкова, «следует отказаться от разлагающего и неправомерного использования в отношении Южной Осетии и Абхазии терминов «оккупация» и «оккупированные территории» с точки зрения норм и принципов международного права».

Попытки отдельных членов грузинской делегации обострить резолюцию успехом не увенчались. В частности, Парламентской ассамб­леей было отвергнуто предложение заменить слово «конфликт» словом «война», как это предлагала сделать депутат Чиора Тактакишвили.

«Очевидно, что ПАСЕ уже пресыщена российско-грузинским досье, – считает заместитель руководителя российской делегации Леонид Слуцкий. – Уже нет явных прогрузинских или пророссийских настроений, а есть желание начать диалог, и гуманитарная сторона этого вопроса может объединить нас с новыми прогрессивными грузинскими депутатами».

Константин Котов

Страсбург

Нетаньяху потерпел победу

Парламентские выборы, прошедшие в Израиле 22 ян­варя, признаны состоявшимися. Согласно подсчётам, партийный блок «Ликуд – Бейтейну» получил 31 мандат из 120, на втором месте партия «Еш Атид» («Есть будущее») – 19, на третьей позиции партия Шели Яхимович «Авода» с 15 мандатами.

Безусловно, в первую очередь следует отметить относительную неудачу политического тандема Нетаньяху и Либермана (последний буквально за два дня до выборов с уверенностью говорил о 42 депутатских мандатах) и во вторую – головокружительный взлёт центристской партии «Еш Атид» Яира Лапида, в прошлом телеведущего, сына бывшего министра юстиции, борца с религиозным засильем и соратника Ариэля Шарона – Йосефа Лапида. Лапид-младший шёл на выборы под знаменем светского, демократического Израиля для среднего класса. В его программе присутствуют такие пункты, как немедленное возобновление мирных переговоров с палестинцами, уход из «незаконных» поселений на Западном берегу, равная для всех воинская обязанность, доступное социальное жильё.

По подсчётам политологов, расклад сил в будущем кнессете между правыми и левыми видится примерно равным, что не даёт оснований радоваться или успокаиваться ни тем ни другим. Безусловно, подобный прокол никак не входил в планы Нетаньяху, которому хотелось бы иметь стабильное большинство в парламенте. Чтобы проводить намеченный курс в политике и экономике, ему теперь придётся заручиться поддержкой либо традиционного партнёра, ультрарелигиозной партии ШАС, которая получает свои традиционные 11 мандатов, или же сделать соответствующее предложение Шели Яхимович (15 мест), ранее обещавшей не входить в правительство Нетаньяху. Обещания обещаниями, а жизнь диктует свои законы, и её коллеги по партии уже ропщут, что и так засиделись на скамье оппозиционеров.

Впрочем, формирование правящей коалиции в кнессете и раздача министерских портфелей, как показывает практика, длятся не один день, так что возможны варианты. Тем более что нельзя сбрасывать со счетов ни партию «Ха-Тнуа» (6 мандатов) бывшего министра иностранных дел Ципи Ливни, ни «Байт Йегуди» («Еврейский дом») Беннета, представляющего интересы поселенческого религиозного сионизма, с его 12 мандатами, что также считается успехом для новичка в политике.

Нельзя не отметить успех арабских списков, которые увеличат своё представительство в кнессете до 12 мест.

И ещё одна цифра: на избирательные участки пришло почти 64 процента израильтян (это более 3,5 миллиона человек), обладавших правом голоса, что называют рекордной явкой в сравнении с прошлыми годами. Возможно, причиной этому была необычно тёплая, можно даже сказать, по-летнему жаркая погода, установившаяся в день выборов в Израиле.

Валерий Рубин

Тель-Авив

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 757