Все о пенсиях в России

вчераКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

вчераКак узнать размер будущей пенсии

два дня назадЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

И не оскудеет рука дающего…

24.01.2013 12:12

Комитет Государственной Думы по культуре внёс на рассмотрение депутатов проект закона «О меценатской деятельности».

В документе обозначены льготы и почести для благотворителей, оказывающих поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры. Инициативу поддержала и Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко.

И на недавнем заседании Комитета овета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике сенаторы детально обсудили новый законопроект.

Поддержка искусства – в частных руках

Ещё в 1995 году появился Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Но он установил основы правового регулирования, по существу, только благотворительных организаций и фондов. О меценатах там не было ни слова. Потом, в 1997 году, разработали уже непосредственно законопроект «О меценатах и меценатстве». Но из-за терминологических несоответствий и невозможности внесения в документ таможенных и налоговых преференций его не приняли.

Новый законопроект, наконец-то, предлагает включить в Налоговый кодекс РФ нормы, стимулирующие привлечение к меценатской деятельности не только физических, но и юридических лиц. В частности, признать расходы на меценатскую поддержку в размере не превышающим 1 процент от налогооблагаемой прибыли за установленный налоговый период и освободить государственные и муниципальные учреждения в сфере культуры от уплаты налога на имущество в отношении переданного в качестве меценатской поддержки.

Сегодня, по закону, у меценатов, вроде бы, льготы есть: они могут себе вернуть 25% от тех налогов, которые платят на свои доходы, чтобы потратить их на поддержку понравившегося им музея. Но опыт показывает, что пройти все инстанции налоговой службы в России – дело хлопотное. Поэтому нужен специальный закон. А вот на Западе меценатов стимулируют при помощи своеобразной рекламы. Так, в Швеции ежегодно проводится церемония «Меценат года». А в Канаде распространено моральное поощрение меценатов — увековечивают их имена, чеканят на граните названия компаний, указывая даже минимальные суммы благотворительных взносов. Например, в Оттаве во дворе одной из школ можно увидеть три гранитные колонны. На первой из них значится название фирмы, пожертвовавшей школе около 1 миллиона долларов. На второй — названия организаций, выделивших десятки тысяч долларов. На третьей высечены фамилии частных жертвователей. Указаны суммы взносов даже в размере пяти долларов.

А ведь в нашей стране всегда хранили традиции меценатства. Известно, что Александр Строганов оказывал материальную помощь поэту Гавриилу Державину и баснописцу Ивану Крылову. А Анатолий Демидов, представитель известной династии меценатов, оказывал финансовую поддержку художнику Карлу Брюллову. И если бы не эта финансовая помощь, то неизвестно, смог бы Брюллов создать свой главный шедевр - знаменитую картину «Последний день Помпеи».

Скромность украшает мецената

Но кто такой современный меценат? Это тот, кто безвозмездно помогает искусству и культуре. Он не стремится к моментальному получению прибыли, но является платежеспособным поклонником, покровителем и помощником, являясь зачастую другом художникам и поэтам, а чаще — ценителем их работ.

Президент Альянса меценатских инициатив Юлия Куликова, говоря о современном этапе развития меценатской деятельности, отметила, что за последние 20 лет в сознании российского народа произошли значительные изменения, и те нравственные основы, которые нас отличают и передаются из поколения в поколение на протяжении веков, стали отождествляться с общественным долгом гражданина России.

По мнению Куликовой, новый законопроект обладает широким терминологическим аппаратам, носит прозрачный характер применения, придавая меценатам практически выгодный характер деятельности, и в целом является комплексной правовой базой для ведения добросовестной деятельности в области меценатства заинтересованной стороной, создавая значительные предпосылки для сохранения культурного наследия России. «Но, на мой взгляд, здесь стоит говорить не о «поблажках» для меценатов, - добавила президент ассоциации, - а о преференциях со стороны государства, которые лишь предоставляют возможность для расширения меценатской деятельности».

Положительно законодательную инициативу оценила и Наталья Поппель, начальник управления корпоративной социальной ответственности ОАО «Северсталь». Она рассказала, что компания давно и плодотворно занимается меценатской деятельностью, поддерживает как крупные культурные институции, как Большой театр, Третьяковскую галерею, Русский музей, Исторический музей, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, а также и провинциальные музеи. Например, c 2007 года компания ежегодно реализует благотворительную программу «Музеи Русского Севера» в грантовом конкурсе которой ежегодно участвуют десятки музеев.

Интересно, что мнение одного из крупных российских меценатов отличается от мнения эксперта. Иван Кардашиди состоит в Обществе друзей Третьяковской галереи уже много лет, а благодаря его поддержке в России и за рубежом прошла не одна выставка. Меценат уверен, что реклама своей деятельности — дурной тон. «Я лишний раз стесняюсь об этом говорить, - сказал Кардашиди, мои домочадцы не знают и десятой части тех меценатских дел, которые я творю. Зарабатывать на благотворительности или получить часть потраченных денег назад, я никогда не пытался. Мне не ясно, как можно отчасти продавать добро. Не должны налоговые преференции стимулировать людей заниматься меценатством, и не может быть в этой области взаимно-выгодного сотрудничества государства и частника».

С меценатом согласен и первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Максим Рохмистров. Депутат уверен, что меценатство — это безвозмездная помощь: «Как только государство объявит о возмещении подобных затрат, то тут же появятся толпы мошенников, будут придуманы различные схемы для ухода от налогов. Он считает, что нужно снять ряд ограничений с предприятий, которые занимаются благотворительностью, но возмещать затраты финансово — не самая лучшая идея».

Пионеры меценатства

«Умирать богатым стыдно — надо успеть при жизни потратить деньги на добрые дела», - считал американский мультимиллионер Эндрю Карнеги. Эту точку зрения на Западе разделяют многие, частная благотворительность там дело обычное и почётное, зачастую состоятельные люди весомую часть своего капитала передают в благотворительные фонды, а наследникам оставляют лишь необходимый «прожиточный минимум».

Самый первый благотворительный фонд возник в США ещё в XIX веке, а пионерами американской благотворительности считаются всё тот же Карнеги и Джон Рокфеллер, чьи фонды известны с начала XX века. Накопление ценностей приводило к открытию музеев и общественных библиотек. А в 1921 году в налоговое законодательство страны впервые были внесены поправки, предусматривающие уменьшение налогов на суммы, пожертвованные на благотворительность.

В США меценатская деятельность вообще не облагается налогом, благодаря чему деньги меценатов составляют 70 процентов средств, идущих на развитие культуры. Во Франции действует налоговая система, предусматривающая уменьшение на 60 процентов налогов предприятий в случае оказания ими меценатской помощи. В Венгрии — на 70 процентов, в Германии – на 33 процента.

Возможно, современные предприниматели станут гораздо щедрее к российской культуре после принятия Госдумой закона о налоговых льготах для благотворителей. Кстати, в Москве уже планируют открыть памятник меценатам. Монумент возведут в виде круглой колоннады, увенчанной десятиметровой стелой. К размещённой на небольшом возвышении ротонде с разных сторон будут вести белокаменные ступени лестниц, широкие парапеты которых украсят праздничные вазоны. А на вершине самой стелы появится золотая фигура ангела.

Ксения Редичкина

РУССКИЕ МЕЦЕНАТЫ

Гаврила Солодовников (1826–1901)

Купец

Первым сделал взнос на строительство Московской консерватории, построил на Большой Дмитровке в Москве «концертный зал с театральной сценой для произведения феерий и балета» (нынешний Театр оперетты), в котором обосновалась Частная опера Саввы Мамонтова. Построил Клинику кожных и венерических болезней, оборудованную по самому последнему слову тогдашней науки и техники (ныне Московская медицинская академия имени Сеченова). Выстроил земские женские училища в Тверской, Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях, профессиональные школы в Серпуховском уезде и содержал приют для безродных детей, а также дома дешёвых квартир для бедных.

Александр Штиглиц (1814 – 1884)

Финансист, промышленник, самый богатый человек России второй трети XIX века

Стал одним из основателей Главного общества российских железных дорог и первым директором только что созданного Государственного банка. Основал первый в России Музей декоративно-прикладного искусства (лучшая часть коллекций которого досталась потом Эрмитажу), издал 25 томов «Русского биографического словаря».

Во время Крымской войны им было сделано два крупных пожертвования на нужды российского воинства: в 1853 году — в пользу Чесменской военной богадельни и в 1855 году — в пользу морских чинов, лишившихся имущества в Севастополе.

Кроме того, на его пожертвования продолжал существование детский приют в Коломне, основанный его отцом. Самым важным для России пожертвованием Штиглица, было учреждение в Петербурге Центрального училища технического рисования для лиц обоего пола, вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой.

Кузьма Солдатенков (1818–1901)

Предприниматель

Организовал некоммерческое издательство и стал печатать книги для народа. Покупал картины и завещал их Румянцевскому музею в Санкт - Петербурге. Он также построил ремесленное училище и пожертвовал деньги на строительство бесплатной больницы для бедных, «без различия званий, сословий и религий». Больницу, построенную уже после его смерти, назвали Солдатенковской, но в 1920 году переименовали в Боткинскую.

Савва Иванович Мамонтов (1841—1918)

Предприниматель

Учредил первую в России частную оперу, где сам режиссировал, дирижировал, ставил голос артистам и делал декорации. Купил имение Абрамцево и превратил его в художественную колонию, построил мастерские, обучил окрестных крестьян и стал насаждать «русский стиль» в мебели и керамике, считая, что «надо приучать глаз народа к красивому» и на вокзале, и в храме, и на улицах. Дал денег на журнал «Мир искусства» и на учреждение Музея изящных искусств в Москве (ныне ГМИИ им.Пушкина).

Савва Тимофеевич Морозов (1862—1905)

Предприниматель

Поддерживал Московский Художественный театр, сняв для него в аренду на 12 лет помещение в Камергерском переулке, дал денег на перестройку здания и выписал из-за границы самые современные приспособления для сцены (осветительное оборудование в отечественном театре впервые появилось именно здесь).

Савва Морозов жертвовал деньги на строительство больниц, приютов, культурных заведений, был почётным членом Общества пособия нуждающимся студентам Московского университета.

Мария Тенишева (1858—1928)

Княгиня

Организовала рисовальные классы в Петербурге (где преподавал Илья Репин) и параллельно — рисовальную школу в Смоленске. В своей усадьбе Талашкино создала «идейное имение»: устроила сельскохозяйственную школу, в кустарных мастерских готовила мастеров декоративно-прикладного искусства. Открыла первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства («Русская старина»), для которого было построено специальное здание в Смоленске. Субсидировала вместе с Саввой Мамонтовым издание журнала «Мир искусства», спонсировала Сергея Дягилева и Александра Бенуа.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1850