Все о пенсиях в России

вчераПрабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

два дня назадВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

И не оскудеет рука дающего…

Социум

24.01.2013 18:57

Законопроект в первую очередь направлен на поддержку меценатской деятельности как особого вида благотворительности и устанавливает порядок её оказания. Но главное – регулирует отношения между меценатами, получателями меценатской помощи и государством. Инициативу комитета поддержала Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. И на недавнем заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике сенаторы детально обсудили новый законопроект.

Документ предлагает включить в Налоговый кодекс РФ нормы, стимулирующие привлечение к меценатской деятельности не только физических, но и юридических лиц. В частности, предусмотрено признание расходов на меценатскую поддержку в размере, не превышающем 2,5 процента от налогооблагаемой прибыли за установленный налоговый период, и освобождение государственных и муниципальных учреждений в сфере культуры от уплаты налога на имущество в отношении переданного в качестве меценатской поддержки.

Скромность украшает мецената

Но кто такой современный меценат? Это тот, кто безвозмездно помогает искусству и культуре. Он не стремится к моментальному получению прибыли, но является платёжеспособным поклонником, покровителем и помощником, будучи зачастую другом художникам и поэтам, а чаще ценителем их работ.

По мнению президента Альянса поддержки меценатских инициатив Юлии Куликовой, новый законопроект обладает широким терминологическим аппаратом, носит прозрачный характер применения, закрепляя за меценатами практически выгодный характер деятельности, и в целом является комплексной правовой базой для благотворительных дел, создавая значительные предпосылки для сохранения культурного наследия России. «Но, на мой взгляд, здесь стоит говорить не о поблажках для меценатов, – добавила президент Альянса, – а о преференциях со стороны государства, которые лишь предоставляют возможность для расширения меценатской деятельности».

Законодательную инициативу положительно оценила Наталья Поппель, начальник управления корпоративной социальной ответственности одного из ОАО. Она рассказала, что компания давно и плодотворно занимается меценатской деятельностью, поддерживает как крупные культурные институции – Большой театр, Государственную Третьяковскую галерею, Русский музей, так и провинциальные музеи. Например, c 2007 года компания ежегодно реализует благотворительную программу «Музеи Русского Севера», в грантовом конкурсе которой участвуют десятки музеев.

Один из крупных российских меценатов Иван Кардашиди придерживается другого мнения. Он состоит в Обществе друзей Третьяковской галереи уже много лет, благодаря его поддержке в России и за рубежом прошла не одна выставка. Меценат уверен, что реклама своей деятельности – дурной тон. «Я лишний раз стесняюсь об этом говорить, – сказал Кардашиди, – мои домочадцы не знают и десятой части тех дел, которыми я занимаюсь. Зарабатывать на благотворительности или получить часть потраченных денег назад я никогда не пытался».

С ним согласен и первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Максим Рохмистров. Он уверен, что меценатство – это безвозмездная помощь: «Как только государство объявит о возмещении подобных затрат, то тут же появятся толпы мошенников, будут придуманы различные схемы для ухода от налогов».

А как у них?

Сегодня меценатская деятельность в США вообще не облагается налогом, благодаря чему деньги меценатов составляют 70 процентов средств, идущих на развитие культуры. Во Франции действует налоговая система, предусматривающая уменьшение на 60 процентов налогов предприятий в случае оказания ими меценатской помощи, в Венгрии – на 70 процентов, в Германии – на 33 процента.

МНЕНИЕ

Мария Максакова-Игенбергс

член Комитета Государственной Думы по культуре:

«Сегодня в сфере культуры необходимо находить формы частно-государственного партнёрства. Кроме того, мы рассчитываем, что постепенно будут исчезать анонимные дарители. Времена тайных покровителей и спонсоров искусства прошли, о меценатах нужно говорить и поощрять их, например ввести ежегодную премию с присвоением почётных званий в этой области.

Главное, пора осознать, что бизнесмен, когда даёт деньги, желает видеть результат – такова психология бизнеса. Было бы неплохо, чтобы она начала работать и в сфере искусства. Почему творческие организации, учреждения культуры, которые имеют ежегодный бюджет, не всегда дают ожидаемый результат? Они неконкурентоспособны, зачастую просто балласт для культуры того или иного региона. А если к ним придёт меценат, он захочет не только получить налоговую льготу, но и увидеть действительно результат проекта, в который вложил деньги. И у коллектива музея, театра, дома творчества возникнет желание больше себя проявить.

Мне, как инициатору законопроекта, очень приятно и почётно, что в соавторстве с председателем Комитета по культуре Станиславом Говорухиным и его первым заместителем Иосифом Кобзоном выступила и заместитель Председателя Государственной Думы Людмила Швецова – она поддержала эту идею с самого начала».

Русские меценаты

Гаврила Солодовников (1826–1901)

купец

Первым сделал взнос на строительство Московской консерватории, построил на Большой Дмитровке «концертный зал с театральной сценой для произведения феерий и балета» (нынешний Театр оперетты), в котором обосновалась частная опера Саввы Мамонтова. Основал Клинику кожных и венерических болезней, оборудованную по самому последнему слову тогдашней науки и техники (ныне клиника при Московском медицинском университете имени Сеченова). Завещал деньги на строительство земских женских училищ в Тверской, Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях, профессиональных школ в Серпуховском уезде и приюта для безродных детей, а также домов дешёвых квартир для бедных.

Александр Штиглиц (1814–1884)

финансист, промышленник

Стал одним из основателей Главного общества российских железных дорог и первым управляющим только что основанного Государственного банка. Учредил первый в России Музей декоративно-прикладного искусства (лучшая часть коллекций которого досталась потом Эрмитажу), издал 25 томов «Русского биографического словаря».

Во время Крымской войны сделал два крупных пожертвования на нужды российского воинства: в 1853 году – в пользу Чесменской военной богадельни и в 1855 году – в пользу морских чинов, лишившихся имущества в Севастополе. Кроме того, на пожертвования Штиглица продолжал существование детский приют в Коломне, основанный его отцом. Самым важным для России пожертвованием мецената было учреждение в Петербурге Центрального училища технического рисования для лиц обоего пола вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой.

Козьма Солдатёнков (1818–1901)

предприниматель

Организовал некоммерческое издательство и стал печатать книги для народа. Покупал картины и завещал их Румянцевскому музею. Построил ремесленное училище и пожертвовал деньги на строительство бесплатной больницы для бедных, «без различия званий, сословий и религий». Больницу, законченную уже после его смерти, назвали Солдатёнковской, с 1920 года – Боткинская.

Савва Мамонтов (1841–1918)

предприниматель

Учредил первую в России частную оперу, где сам режиссировал, дирижировал, ставил голос артистам и делал декорации. Купил имение Абрамцево и превратил его в художественную колонию, построил мастерские, обучил окрестных крестьян и стал насаждать «русский стиль» в мебели и керамике, считая, что «надо приучать глаз народа к красивому» и на вокзале, и в храме, и на улицах. Дал денег на журнал «Мир искусства» и на учреждение Музея изящных искусств в Москве (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Савва Морозов (1862–1905)

предприниматель

Поддерживал Московский Художественный театр, сняв для него в аренду на 12 лет помещение в Камергерском переулке, дал денег на перестройку здания и выписал из-за границы­ самые современные приспособления для сцены (осветительное оборудование в отечественном театре впервые появилось именно здесь).

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1114