Зимняя резина: обуем всех

Северо-Запад

Депутаты и сенаторы от Петербурга и Карелии активнее всех откликнулись на поручение Дмитрия Медведева от 15 декабря 2012 года. Оно дано «транспортному» вице-премьеру Игорю Шувалову через несколько дней после пробки на трассе М-10.

По этому поручению Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения ещё раз обсудит, надо ли вводить обязательное использование зимней резины. В 2010 году Правительство отрицательно отзывалось на законопроект с этим предложением, и Госдума не приняла его. Не прошло и месяца с премьерского поручения, как в Госдуму были направлены новые законопроекты: один – от карельских сенаторов, один – от петербургского сенатора и один – от петербургского Заксобрания.

1. Ещё до премьерского поручения, 29 октября, о зимней резине заговорил глава Карелии, бывший спикер Заксобрания Ленинградской области Александр Худилайнен. Распекая подчинённых за неготовность к первому снегопаду, пробки и аварии на трассе «Кола», он сказал: «Если бы мы жили в такой стране, как Финляндия, люди были бы обязаны к определённому числу установить зимнюю резину. Считаю, что надо в масштабах всей России принимать такой закон, особенно для северных территорий, – с 15 октября по 15 апреля устанавливать зимнюю резину, будь то шипованная резина или всесезонная. Этот закон необходим, он убережёт многих наших граждан, сохранит их жизни и здоровье». Губернатор поручил подготовить соответствующую законодательную инициативу и внести её через карельского депутата Госдумы Валентину Пивненко.

Но её опередили сенаторы от Карелии – бывший глава республики Сергей Катанандов и бывший глава ГАИ России Владимир Фёдоров. Они подготовили законопроект, в котором предусмотрено, что регионы сами решают, когда зимняя резина обязательна, и извещают об этом соседей. Штраф за нарушение – 1000 рублей. Страховые компании получают право не платить, если ДТП случилось по вине водителя, проигнорировавшего закон. Сенаторы направили свою инициативу в экспертный совет Госдумы на так называемое нулевое чтение.

2. На заседании петербургского Заксобрания 26 декабря был принят законопроект об обязательном использовании зимней резины. Его разработчик – председатель комитета по законодательству Виталий Милонов. Основные положения:

зимние шины обязательны с 1 декабря по 28 февраля не для всех регионов, а из установленного Правительством РФ перечня;

штраф за нарушение – от 1000 до 5000 рублей;

шипы можно использовать только с 1 ноября по 31 марта и только в регионах из перечня Правительства. Зимние шины без шипов можно использовать круглый год.

После бюрократического оформления документов законопроект будет внесён в Госдуму.

3. 10 января свой законопроект в Госдуму внёс сенатор от Петербурга Вадим Тюльпанов. Из трёх законодательных инициатив это первая принятая Госдумой на рассмотрение. Она передана в Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству (сенатор предлагает сделать зимние шины обязательными через изменения федеральных законов «О безопасности дорожного движения» и Кодекса об административных правонарушениях). От законопроекта петербургских депутатов сенаторский отличается отсутствием вилки (штраф 5000 руб­лей) и обязательным использованием зимних шин на день дольше – до 1 марта.

мнения

Вадим Тюльпанов, член Совета Федерации:

«Задуматься об этом законопроекте меня заставил инцидент на трассе М-10. Как у каждого закона, у этого есть минусы, и главный аргумент противников – негатив от очередных репрессивных мер. Я считаю их скорее побудительными, потому что одни водители не успевают или не хотят готовиться к зиме, а другие, которые хотят и готовятся, от этого страдают. Законопроект передан в комитет, так что будем с ним работать, обсуждать инициативу петербургского Заксобрания, размер штрафа. Я взял его из стоимости резины плюс монтаж. Меньшая сумма будет стимулировать выплату штрафа, а не установку колёс. Не знаю, будет ли Госдума объединять три законопроекта в одном обсуждении». 

Виталий Милонов, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

«Премьер-министр дал поручение поднять вопрос, и мы со своей стороны откликнулись. Проблема-то ежегодная. Запросили статистику МВД, приобщили финский опыт. Там штрафы ещё более крупные, чем мы предусмотрели, а машины из-за границы с летней резиной в Финляндию зимой не пускают. С тех пор как техосмотр упразднили, а ДПС лишили права проверять техсостояние, ситуация в России усугубилась. С законопроектом Вадима Тюльпанова у нас много общего, в том числе ссылка на технический регламент Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан). С 1 января 2015 года он запрещает езду без зимних шин с декабря по февраль, а езду с шипами – с июня по август». 

Сергей Каргинов, депутат Госдумы от Вологодской и Новгородской областей:

«На восточном краю Вологодчины может быть минус 30, а через 1200 километров, на её границе с Ленобластью – близко к нулю. И в разные годы зима приходит в разное время. Поэтому даже если дать регионам право самим устанавливать срок обязательного использования зимних шин – природа не будет его соб­людать. Я считаю, что штрафы не надо вводить. Никто не враг себе, все купили бы зимнюю резину при возможности. Но ведь нужны деньги на её хранение и на монтаж. Нужно распространять такой сервис, как в Москве и Петербурге, – чтобы зимние колёса можно было взять в аренду (например, на время поездки с юга на север), чтобы их можно было сдать на хранение».

Из пояснительной записки к законопроекту, принятому Заксобранием Петербурга

Авто с летними шинами в зимний период сравнимо с авто с неисправными тормозной или рулевой системами… По данным УГИБДД по Петербургу и области, за ноябрь 2011 г. – февраль 2012 г. в городе и области зарегистрировано 950 ДТП с пострадавшими. 267 произошло на заснеженной проезжей части, 300 – на гололедице, 297 – на обработанной противогололёдными материалами, 86 – со снежным накатом. В этот же период на дорогах региона произошло 6150 происшествий без погибших и раненых.

Иностранная практика. Австрия: с 1 ноября по 15 марта авто должны быть оборудованы четырьмя зимними шинами или цепями, штраф – 35 евро, при серьёзной угрозе безопасности – до 5000 евро. Германия: зимние шины обязательны в зимнюю погоду, штраф – 40 евро, в случае ДТП – 80 евро. В Германии, Болгарии, Венгрии, Боснии и Герцеговине запрещены шипы.

Ради ветеранов стоит поторопиться

Комиссия по делам ветеранов Заксобрания Петербурга приняла обращение к Председателю Госдумы.

Цель – ускорить рассмотрение российским парламентом трёх законодательных инициатив региона, принятых в позапрошлом году. Первый – законопроект о льготах для последних призывников Великой Отечественной войны.

Второй – «о детях войны». Из-за возраста на них не оформлялись документы на работу, но и не работать в то время они не могли. Заксобрание Петербурга предлагает наделить их статусом тружеников тыла.

Третья инициатива петербургских депутатов – поправки к Федеральному закону о похоронном деле. Они говорят об обязательном нанесении на надгробный памятник мемориального знака «1941–1945» в честь погибшего (умершего) участника войны и о записи в книге регистрации захоронений о том, что погибший являлся участником Великой Отечественной войны.

дословно

«Случился пожар – мы принимаем закон о пожарах, болельщик кинул петарду – мы принимаем закон о болельщиках. Законы должны приниматься на десятилетия, а не по случаю. Бывали случаи, когда принимались региональные и федеральные законы, которые потом нельзя было применить на практике. Этого нужно избегать. Вам что нужно­ – «шашечки»­ или такси?

Законы должны приниматься не для пиара, а для результата».­

Из выступления председателя Законодательного собрания Петербурга

Вячеслава Макарова 16 января на первом в 2013 году заседании депутатов

Просмотров 1510