«Государственная Дума наработала платформу для дальнейших действий»
- Государственная Дума занимается важными вещами — и я придерживаюсь этой точки зрения. Я по-прежнему убеждён, что любые изменения в обществе возможны, только если в стране заработает система сдержек и противовесов. И эта система – не оппозиция и власть, а Парламент и исполнительная власть. Если нет системы сдержек и противовесов, любая оппозиция, даже самая лучшая, приходя в Парламент, ничего не будет менять. Любая оппозиция сегодня, когда идёт во власть, приходя туда с самыми гениальными намерениями, становилась точно такой же властью, как и предыдущая, если не хуже.
С уверенностью могу сказать, что в прошлом году мы занимались самыми важными вещами, и мы будем продолжать этим заниматься. За прошедший год Государственная Дума наработала платформу для дальнейших действий. Госдума живёт в условиях политической реальности, и она стала на порядок выше, чем она была. Она качественно изменилась с точки зрения тех процессов, которые в ней происходили в течение года. Произошли события, которые репутационно ударили по Думе, особенно по некоторым депутатам, которые, например, позволили себе высказывания о том, что даже самый тупой депутат умнее среднестатистического россиянина.
Но вместе с тем, в этом году нам удалось принять ряд важнейших законов. В первом чтении удалось объединить рассмотрение всех законов, которые связаны с финансовым контролем и полномочиями Парламента. Во втором чтении мы синхронизируем по времени принятия законопроекты о парламентском контроле, о Счётной палате и поправки в Бюджетный кодекс. Рассмотрение этих вопросов – самая главная задача следующего года для нашего Комитета. Думаю, серьёзная борьба по этому поводу начнётся сразу же после новогодних каникул.
Что касается налогов, с 2012 года на 2013 год переходит вопрос о мониторинге реализации поправок в Налоговый Кодекс, которыми мы отменили льготы для естественных монополий, а с другой стороны, ввели льготы по налогу на имущество и земельный налог. Последствия этих законов не были учтены с точки зрения доходной части региональных бюджетов и влияния на тарифы. Понадобятся меры поддержки регионов, у которых будут выпадающие доходы. Мы начали это делать уже в этом году. Необходимо срочно приостанавливать распространение трансфертного ценообразования на внутренние сделки и консолидированную группу налогоплательщиков. Если мы не сделаем это в ближайшие месяцы, это будет снежный ком, на который потом всё равно придётся реагировать, но за который потом в итоге всё равно заплатит бизнес. Выпадающие доходы регионов лягут дополнительной нагрузкой неналогового характера на бизнес, когда региональные и местные власти будут давить на бизнес.
В бюджете на 2013—2015 годы заложено увеличение собираемости НДС на триллион рублей. Совершенно очевидно, что на падающей прибыли – а она падает – не удастся увеличить поступления НДС. В данном случае возможны два варианта развития событий – либо бюджет недополучит эти деньги, либо бюджетные показатели будут рассматриваться как задание, которое налоговая служба должна обеспечить. Тогда мы вернёмся к ситуации, когда будут отказывать в возмещении НДС, тормозить возврат переплаченных налогов. Здесь я вижу опасность. На этом фоне дискуссия о замене НДС на налог с продаж бесперспективна – её продолжение может привести к тому, что у нас будет оба налога. Об этом я говорил ещё два года назад.
На мой взгляд, очень важно, что в этом году мы заложили два момента. В Постановлении Госдумы при принятии бюджета мы приняли решение о том, что основные направления налоговой и бюджетной политики должны быть представлены Минфином в Госдуму не позднее, чем за две недели до того, как они направляются в Правительство. В марте нас ждут парламентские слушания по проекту этих направлений, и я надеюсь, нам удастся сформировать консолидированную позицию бизнес-сообщества, регионов и экспертного сообщества. Предстоит серьёзная дискуссия.
Подготовила Мария Соколова
Ещё материалы: Андрей Макаров