Закону об образовании вручают диплом

Неделя Федерального Собрания

Второе чтение законопроекта «Об образовании» было не менее бурным, чем первое. Обсуждение поправок (а их поступило более полутора тысяч) длилось четыре часа.

«Судьба инновационной экономики находится в прямой зависимости от конкурентоспособности системы образования и её способности реагировать на вызовы времени», – подчеркнул председатель Комитета Государственной Думы по образованию Александр Дегтярёв, выступая на пленарном заседании. Принятие закона позволит образованию стать движущей силой социально-экономического развития и при сохранении равного доступа россиян к образованию соз­даст механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики. Депутат отметил, что закон рассчитан на длительную перспективу. Именно с таким прицелом документ и был подготовлен Правительством, а благодаря внесённым в него изменениям стал более содержательным.

Была, в частности, внесена поправка, обязывающая Правительство ежегодно отчитываться перед парламентом о реализации государственной политики в области образования. Доработаны статьи по сетевой форме реализации образовательных программ, электронному обучению, расширены возможности использования электронных учебников, уточнены вопросы семейного образования и самообразования. Важными положениями законопроекта являются нормы по поддержке талантливых детей, аккредитации вузов, мониторингу системы образования. «Не менее сильной стороной закона является его социальная составляющая», – считает Александр Дегтярёв. По его словам, законопроект укрепляет защиту интересов личности и гарантии получения качественного образования.

В обсуждении документа принимали участие не только чиновники, но и профессиональное сообщество, родители и учащиеся. Были учтены предложения по выделению субвенций из региональных бюджетов местным бюджетам на оплату труда работников, приобретение учебников и техники. Решено, что жители сельского поселения будут участвовать в принятии решений о закрытии или сохранении сельских школ. Приняты также поправки, гарантирующие сельским учителям компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Закреплено право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование не реже чем раз в три года. От оплаты проживания в общежитии освободят льготные категории студентов. Уточнены также нормы оплаты труда учителей – она не может быть ниже средней по региону.

Говоря о поправках, рекомендованных к отклонению, Александр Дегтярёв рассказал, что в ходе обсуждения их разделили на несколько частей. Первая группа содержала нормы по избыточной детализации законопроекта, вторая дублировала его положения, третья – вступала в противоречие с нормами документа, четвёртая группа содержала предложения по изменению полномочий органов власти различных уровней. Были отклонены 1095 поправок, часть из них отозвали в ходе предварительного обсуждения, и на пленарное заседание осталось 945.

Отклонили предложения коммунистов увеличить финансирование образования до семи процентов ВВП, приравнять педагогов дополнительного образования к другим учителям по уровню зарплат. Не поддержана была и идея о доб­ровольности ЕГЭ и введении экзаменов по гуманитарным предметам.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию коммунист Олег Смолин уверен, что, отклонив 17 октября предложенный КПРФ закон «О народном образовании», депутаты пошли по пути понижения качества образования. Вместе с тем он положительно оценивает появление в рассмат­риваемом законопроекте нормы о дистанционном обучении, об образовании для инвалидов. Но в целом, считает парламентарий, закон будет рамочным – в нём около 150 отсылочных норм. По мнению депутата, закон ухудшает ситуацию по многим направлениям. Уменьшится число бюджетных студентов, дети-сироты лишатся права на внеконкурсное поступление в вузы. Отменено положение о том, что плата за общежитие должна составлять не более пяти процентов от стипендии.

СПРАВКА

В профильный комитет с момента рассмотрения законодательной инициативы поступило свыше 40 000 обращений от 600 000 граждан. По словам Александра Дегтярёва, писали профессора и студенты, учителя и школьники, министры и домохозяйки, журналисты и эксперты, блогеры и гастарбайтеры. В СМИ с 1 августа по 17 декабря было опубликовано 3905 материалов, касающихся будущего закона «Об образовании». Большой блок поправок поступил в комитет ко второму чтению законопроекта. Большинство их впоследствии были отклонены. «Среди всех законопроектов, рассматриваемых Государственной Думой, вряд ли найдётся ещё один, вызвавший такую заинтересованность и активность со стороны россиян, – отметил Александр Дегтярёв. – И что бы ни говорили наши оппоненты, получился истинно народный закон, в формировании которого в течение нескольких лет принимало участие всё наше общество». 


Просмотров 29

21.12.2012