Патриотизм черпает себя в истории

Неделя Федерального Собрания

О патриотическом воспитании, гражданском правосознании, новых концепциях учебных пособий шла речь на II Всероссийском съезде учителей истории и обществознания, который прошёл в Москве на этой неделе. Важную роль преподавания истории в формировании мировоззрения молодёжи отметил в своём выступлении Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин.

Когда-то составлявший одну из основ советской идеологии, школьный курс истории сегодня превратился в один из самых проблемных в системе среднего образования. Историю стали знать хуже. Это показывают и опросы социологов, и результаты ЕГЭ. Между тем от качества работы учителя в значительной степени зависит уровень правосознания наших граждан. Эту взаимосвязь подчеркнул Сергей Нарышкин. Он призвал не оставлять ученика один на один с порой противоречивыми фактами и концепциями, разработанными на основе недостоверных источников. Самое печальное, когда такими недостоверными источниками руководствуются не только школьники, но и авторы новых пособий по истории. Проблема учебников сегодня приобретает особую остроту, подчеркнул директор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян. С одной стороны, написание такого учебника, создание его концепции – это работа для научного коллектива академического уровня, с другой – авторы часто грешат незнанием методологии преподавания. Пробел этот можно восполнить, привлекая к работе над учебниками педагогов-новаторов. Серьёзную проблему также представляет внедрение новых образовательных стандартов, в которых «исторические часы» неожиданно оказались урезанными.

«Тот объём информации, который раньше усваивали за семь лет, теперь уместили в пять, но при этом авторам нововведения невдомёк, что оказалась разрушена связь с курсом литературы, который дополнял знания, полученные учениками в ходе изучения истории», – посетовала учительница из Саратовской области Софья Никитина. Интерес к научно-исследовательской работе в области истории, в том числе и среди учителей, мог бы получить дальнейшее развитие благодаря юбилейным датам – двадцатилетию Конституции и российского парламентаризма, – которые нам предстоит отметить в следующем году. На этом фоне воссоздание Российского исторического общества, инициатором которого выступил Сергей Нарышкин, выглядит знаковым событием. Он напомнил, что цель Исторического общества – поддержка, сохранение и развитие исторических знаний и защита исторической правды. Вместе с тем правильный подход к преподаванию истории никогда не должен быть простым начётничеством. «Историческая наука – один из самых эффективных инструментов воспитания патриотизма», – отметил Сергей Нарышкин. И это направление должно стать определяющим в преподавании истории.

Просмотров 485