ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Людмила Швецова. Выступление на пленарном заседании Госдумы

И, неслучайно, в них есть общие идеи, совпадения по многим вопросам, например, таким, как обеспечение государственных гарантий в сфере образования, гарантий оплаты труда педагогических работников, установление академических и социальных стипендий, поддержка негосударственного сектора в образовании и др.

Партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержала одновременное рассмотрение в первом чтении этих законопроектов. Наша принципиальная позиция состоит в том, что предлагая в качестве основы проект Правительства, мы хотим найти компромиссы по наиболее острым вопросам, волнующим сегодня обучающихся, родителей, педагогических работников, экспертное сообщество.

Мы оптимистично оцениваем перспективы поиска компромиссов между двумя законопроектами. И сегодня есть много пунктов, по которым можно найти согласованное решение и не по словам, а по сути.

Предлагаемые в двух законопроектах схожие векторы направленности, а различные технологии реализации могут быть согласованы и закреплены либо в поправках к проекту закона, либо в формулировках предполагаемых подзаконных актах и нормативных документах.

Теперь несколько слов о Законе "Об образовании в Российской Федерации", внесенным Правительством России.

Данный Закон затрагивает все стороны образовательной практики – от регулирования содержания образовательных программ разного уровня, до финансово-экономических механизмов управления образовательными организациями.

Важно, что данный законопроект предусматривает внесение изменений в 102 федеральных закона, подготовку и принятие 79 подзаконных актов. Без них даже самый современный закон повиснет в воздухе. Пакет этих документов уже готов.

Кроме того, данный законопроект является не изолированным актом, а совместно с государственной программой "Развитие образования на период с 2013 по 2020 годы" и Национальной стратегией действий в интересах детей составляет единый масштабный проект, целью которого является создание условий для всестороннего развития человеческого потенциала и возвращения стране статуса лидера образования, который был и который сейчас ставится под сомнение.

Вместе с тем удивительно, но факт – правительственный законопроект уже оброс многочисленными мифами:

Говорят, что образование больше не будет бесплатным, что льготы при поступлении в вузы не сохранятся, что в новом законе принижается статус педагога и отменяются гарантии по оплате труда педагогов. Все это неверно. И ответы на эти мифы уже даны.

 

Что мы предлагаем сделать в случае принятия за основу Правительственного законопроекта?

В Комитете по образованию и межфракционной группе при нем мы предлагаем с учетом обсуждения внести серьезные поправки в проект Правительственного закона:

1. Финансирование образования. Должна быть обязательная гарантированная и возрастающая год от года государственная поддержка как на федеральном, так и на региональном уровне. Необходимо тщательно прописать требования к построению региональных систем управления образованием.

Поэтому возникает риск, что качественное образование, высокие зарплаты у нас будут лишь в экономически устойчивых регионах. Мы поддерживаем принцип подушевого финансирования. Но он- не панацея. Очевидно, что необходимы и государственные стандарты и качественные показатели для регионов, от которых отступать нельзя.

Особенно надо учесть сложное положение в малокомплектных школах. Эти процессы должны иметь законодательные гарантии. Обязательно контролироваться, оцениваться как важнейший показатель эффективности работы регионов.

У нас в стране – более 1 млн. 60 тысяч учителей. Наивно предполагать, что каждый из них не думает о своей зарплате и социальных гарантиях. Конечно, думает! И эти гарантии должны быть законом, нужна более четкая формулировка соответствующей статьи в предлагаемом ПРавитепльством Законе

 

2. Вопрос о начальном профессиональном образовании, его месте в новой уровневой системе. Стране нужно 25 млн. рабочих, как сказал наш Президент, до 2020 года. Из них 10 млн. рабочей аристократии. Как добиться этой цели, когда у нас доля рабочих высоких квалификаций (5-го и 6-го разряда), которые востребованы в оборонной и космической промышленности катастрофически упала до 5%, в то время как в развитых странах она в 10 раз больше. Выход один – надо продумать, как не растерять то, что наработано в системе начального профессионального образования, которая доказала свою эффективность как у нас в стране, так и за рубежом в связи с их разумном переходом в систему среднего.

Министр гарантирует сохранность системы, улучшение его качества, приобретения нового оборудования и повышение зарплат.

Особо – сельская местность, где это была единственная форма профильного образования.

3. Далее, – гарантии получения бесплатного дополнительного образования. Об этом уже было сказано Президентом – мы не должны допустить такого толкования Закона, которое бы дало возможность различным уровням власти (сейчас или впредь), закрыть музыкальные и художественные школы, центры допобразования, кружки и секции на базе общеобразовательных школ.

В связи с этим надо отметить, об этом говорил Мацуев у Президента и на комтете по культуре, что профессиональное и экспертное сообщество настаивает на том, что реализацию интегрированных образовательных программ в области музыкального и балетного образования следует начинать не на базе начального образования (с пятого класса), а одновременно с начальным образованием, с первого класса. Вводимые же ограничения нанесут серьезнейший удар по всемирно известной системе творческого образования в России. Этого допустить нельзя.

Второй важный вопрос,– это искусство «высших достижений». Необходимо предусмотреть возможность получения второго высшего образования по некоторым творческим специальностям на бюджетной основе. Кроме того, в творческих вузах необходимо обеспечить превалирование программ специалитета над программами бакалавриата и магистратуры. Надо понимать, что эта проблема касается не миллионов, а сотен людей, но эти «могучие кучки» в итоге и приносят настоящую славу своей стране, становятся откровением в мире большого искусства. Вокалисты для оперы не могут готовиться 4 года!

4. Сельские школы. В Законе об этом сказано специально, чтобы защитить малокомплектные школы от жестких финансово-экономических требований. Обеспечить закрепление сельских учителей. Это адекватная заработная плата и социальный пакет. Это следует закрепить особо.

5. Во время моих встреч со студентами неоднократно поднимался вопрос о проблемах их трудоустройства. Это и проблема получения «первого рабочего места». Сегодня даже для студентов-отличников ведущих вузов нет гарантии получения после окончания конкурентоспособных мест в науке и высокой инженерии в ведущих отраслях экономики.

Студентов также беспокоит обсуждаемый вопрос о сокращении неэффективных вузов. Безусловно, эту проблему необходимо решать, но при безусловной гарантии обеспечения прав студентов, обучающихся в указанных вузах. И с обсуждением конкретных решений со студентами.

 

И наконец, последнее. Откладывать принятие решения сегодня – это путь в никуда. Путь в тупик.

 

Предлагаю проявить политическую волю и, отметая партийные амбиции, подготовить единый документ ко второму чтению, который будет отражать взвешенно и реально главные запросы общества в сфере образования.

В качестве базы предлагаю взять проект Правительства с проработанным проектом актов и с учетом итогов нашего обсуждения.

Политика – это искусство возможного, искусство выбора оптимальных решений. Сегодня нам предстоит принять именно такое взвешенное и ответственное решение.

Выступление на пленарном заседании Госдумы РФ, первое чтение законопроекта "Об образовании в РФ", 17 октября 2012 года

 


Просмотров 4

18.10.2012