ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Чем проект нового закона «Об образовании в РФ» принципиально отличается от старого закона?

Важнейшая задача повышение эффективности системы образования решается с учетом недопустимости снижения защищенности детей и педагогов. Это крайне сложная задача.

В порядке краткого перечисления новшества закона выглядят следующим образом.

Частные предприниматели в образовании, наконец, получили равные права с государственными организаторами образования.

Легализовано дистанционное и электронное обучение. Проект закона также предлагает разрешить реализовывать образовательные программы с помощью интернета, но самое интересное - детали - оставляет за скобками, все будет уточнено, по-видимому, ведомственными инструкциями, которые легко менять в отличие от закона.

Уходит в «Лету» понятие «образовательное учреждение». Теперь все будут «образовательными организациями». ДОО - дошкольная образовательная организация, ОО - общеобразовательная организация, ПОО - профессиональная образовательная организация, ООВО - образовательная организация высшего образования. Образовательные организации, по законопроекту, приблизились к обычным НКО, то есть самостоятельны в формировании своей структуры, могут иметь с учетом уровня и характера программ различные подразделения. Штатное расписание и бюджет также может быть индивидуальным для каждой конкретной организации. На практике это будет означать, что образовательная организация должна будет договариваться с учредителем (государственным или частным) об уровне свободы. Это может быть свой индивидуальный подход с максимальным уровнем свобода, а может быть все по старому - по типовым вариантам.

Слово «школа» вообще отсутствует в тексте закона: школ больше вроде как и нет, осталось только «Обучение в школах при загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации», «дошкольное образование» и «школьники». Думаю, что в процессе рассмотрения в ГД произойдет «зачистка терминологии».

Детские сады станут начальным уровнем системы образования, для детсадов будут разработаны свои образовательные стандарты — тем самым будет централизована программа подготовки дошколят с сохранением вариативности. Сегодня в детских садах используют больше 120 программ обучения и развития, они не проходят экспертизу. К некоторым их них имеются серьезные претензии в части профессионализма.

Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования предполагает, что за все излишки образования, сверх госстандарта, можно выставить дополнительную плату. Появилась статья, регламентирующая платные услуги в школах, простите в общеобразовательных организациях. Хотя уверена, что слово «школа» из языка наших граждан уйдет еще не скоро. Предполагается, что школы будут финансироваться не только бюджетами, но и «за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг». Школы получат право «оказывать платные образовательные и иные предусмотренные уставом услуги» и привлекать средства «за счет добровольных пожертвований и целевых взносов».

Педагогам позволяется заниматься репетиторством, но не с учениками своей школы для избегания «конфликта интересов».

Уйдет название «начальное профессиональное образование (ПТУ, профлицеи). Они должны стать первым уровнем среднего профобразования — техникумов и колледжей. Для поступления в учреждения СПО вместо конкурсного отбора вводится заявительный принцип.

Высшее образование будет делиться на три уровня: бакалавриат, специалитет и магистратура, аспирантура.

Читать материалы виртуального круглого стола по законопроекту «Об образовании в РФ»


Просмотров 13

10.10.2012