День Победы в Великой Отечественной войне

14:41На бесплатный газ перевели 22 мемориала Вечного огня в 11 регионах России

14:32Депутат Занко поблагодарила волонтеров за помощь ветеранам ВОВ

12:25Депутат рассказала, как в этом году проходит «Бессмертный полк»

Экономика: обзор недели – деньги

Экономика: обзор недели – деньги

19.10.2011 10:40

Как не парадоксально, но нынешний мировой финансовый сумбур стоит оценивать, в первую очередь, не в чисто хозяйственных, а политэкономических категориях. Суть в том, что «бомбу» под нынешнее бюджетное и финансовое устройство заложило избыточно благосклонное восприятие ведущими экономиками мира абсолютного торжества идей глобализма и социализма. Глобализм подталкивает мировую экономику к безудержному росту и взаимозависимости, социализмом пропитаны многие популистские бюджетные инициативы, которые сегодня в Евросоюзе и Америке в большом ходу. При этом мало кто из развитых западных стран в предыдущие годы ставили в основу экономической идеологии обеспечение финансовой стабильности. Эта самая стабильность ограничивалась лишь борьбой с инфляцией, и все было направлено на обеспечение роста любой ценой. Ибо, по мнению тамошних идеологов, только растущие экономики могли претендовать на лидерство.

Каким образом стимулировался рост тоже не секрет. Самая большая стимуляция происходила и происходит за счет сверхнизких процентных ставок. Первое и поверхностное соображение при этом – деловая активность оживает при дешевых кредитах. Отчасти это верно, но это не универсальный рецепт. Соображение второе не столь явно– из-за дешевизны денег в экономике теряется их реальная цена, в результате чего финансовые средства в своей массе идут не на проекты развития, а на создание разного рода «пузырей» и на социальные инициативы. Которые, как известно прибыли в бюджет не приносят. Как следствие, несмотря на массированные денежные вливания пропорциональной отдачи от экономики не происходит, а происходит другое - рост бюджетного дефицита, который покрывается за счет внешних заимствований. Понятно, что в такой ситуации жить красиво и припеваючи в течение продолжительного времени не получится.

Вторая проблема – это захватившие умы многих иностранных государственных деятелей социалистические идеи на тему: «работаем как можем, а получаем как все». После краха коммунистической системы многим в Европе показалось, что все принципиальные экономические проблемы в регионе решены. В свою очередь, убаюкивающее вступление в зону евро породило в ряде стран сообщества желание жить не хуже соседей, то есть иметь пропорциональные пенсии и зарплаты, но при этом работать по старинке. Однако высокие пенсии и зарплаты в отрыве от производительности труда можно взять только за счет внутренних и внешних займов. Вот кое-где и дозанимались.

Проблемы бюджетов и банков

Эпицентр сегодняшних проблем - это зона евро. Повторим, что новый кризис зародился именно в строчках тамошних госбюджетов, и его суть в неумении или нежелании жить по средствам. Стоит отчетливо понимать, что высокая государственная задолженность – это уже сложившаяся системная проблема, которую не разрешить полумерами типа разовых финансовых вливаний. Ведь дать возможность государствам, попавшим в трудное положение, финансировать свою задолженность по разумным процентным ставкам – это еще не все. Надо что-то делать и с банковской системой, которая в ЕС сегодня оказалась в очень сложной ситуации. Снижение стоимости государственных облигаций автоматически сказалось на недостаточной капитализации тамошних банков, которые активно вкладывались в эти самые облигации. В результате они оказались заложниками госдолга, и сегодня акции большинства из них торгуются много ниже учетной стоимости. Это ведет к падению рейтингов надежности, то есть кредиты для них усыхают в объемах и растут в цене. Что, в свою очередь, приводит к урезанию банковских балансов за счет закрытия кредитных линий и сокращения кредитных портфелей. Проблемы банков, в свою очередь, вздувают «наценку за риск» по гособлигациям.

Из недавних стресс-тестов ведущих европейских банков стало ясно, что по меньшей мере 50 из 91 из них не соответствуют критериям достаточной стабильности. При этом совокупный дефицит необходимого им капитала может составить около 300 млрд евро. Однако только лишь рекапитализация банков не позволит справиться ни с банковским кризисом, ни с кризисом суверенных долгов до тех пор, пока экономическая политика стран еврозоны не будет переориентирована на стабилизацию уровня госдолга. Налицо порочный круг.

У Америки проблемы похожего и другого рода. Кризис 2008 года был заретуширован полумерами и при этом не были решены две основные проблемы – не был выключен печатный станок и не был ликвидирован чудовищный бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит в своей массе слагается из астрономических расходов на оборону (как будто Америка собирается воевать со всей планетой) и непомерных социальных расходов. В своей попытке тотальной социальной защиты США уже доходят до абсурда – в некоторых ситуация оставаться там безработным много выгоднее, чем работать. Даже решение ипотечных долгов было отложено на неопределенное время, а это принесло стагнацию в жилищное строительство. Финансовые аналитики ломают голову, пытаясь определить в какой момент будет накоплена критическая долларовая масса, которая превратится в ничем не обеспеченную типографскую бумагу?

При новом кризисе мало кто тихонько отсидится в стороне. Не спадающая напряженность на финансовом и долговом рынке Евросоюза, и вероятная рецессия в США могут иметь крайне негативные последствия для Азии. Несмотря на кажущуюся удаленность региона от эпицентра кризиса, азиатские страны  из-за высокой степени интеграции в любом случае оказываются подвержены его негативному влиянию. По прогнозу МВФ в зоне риска экспорт из этих стран, а также уменьшение со стороны европейских банков объемов межстранового кредитования.

Недооцененный Китай

С точки зрения американцев и некоторых представителей Евросоюза, оказывается, во всем виновата КНР. ЕС ищет козлов отпущения в том числе и на стороне, вследствие чего иные его комиссары заявляют, что именно валютная политика Китая дестабилизирует мировую экономику. Хотя при этом они забывают сказать, что из сегодняшнего курса юаня его экономика извлекает немалую выгоду. Доля китайского сырья при производстве предназначенных для экспорта европейских товаров составляет около 75 процентов. То есть, дешевый китайский импорт весьма продуктивно помогает европейским экспортерам в ценовой конкурентной борьбе.

Тем временем сенат США одобрил законопроект, согласно которому американское правительство получит право облагать повышенными пошлинами товары из стран с искусственно заниженной национальной валютой. И в этом отчетливо проглядывает антикитайский подтекст. По мнению некоторых американских законодателей, курс юаня искусственно занижен не менее чем на 40 процентов. Они полагают, что это несправедливо дает китайским производителям и поставщикам преимущество на международных рынках, так как занижение курса национальной валюты способствует росту объемов экспорта.

Впрочем с Китаем связаны и немалые надежды на оживление мировой экономики. В первую очередь, его пытаются привлечь к большему потреблению европейских и американских товаров и услуг. Эта затея пока упирается в курс юаня, который сегодня якобы недооценен. К тому же он  является не вполне конвертируемой валютой, на которую наложены жесткие ограничения по операциям, связанным с движением капитала. Возможно, что ожидания ЕС и Америки по отношению к юаню будут реализованы. Руководство КНР всерьез озабочено новой валютно-финансовой стратегией, цель которой – превратить юань в течение ближайших 3–5 лет в одну из ключевых мировых валют. Кроме того, Китай желает провести реструктуризацию своих валютных резервов, чтобы сократить в них долю доллара, составляющего  около 70 процентов от его валютных резервов, которые давно зашкалили за 2 трлн. В январе этого года председатель КНР Ху Цзиньтао заявил, что международная валютная система, в которой главную роль играет американский доллар, - «пережиток прошлого». Впрочем, в своих официальных заявлениях китайские руководители постоянно повторяют, что не планирует заменять юанем доллар. Но начало положено – в этом году центральный банк Китая заключил соглашения о валютных свопах на общую сумму 650 млрд. юаней (95 млрд долларов) с шестью центральными банками — Аргентины, Белоруссии, Гонконга, Индонезии, Малайзии и Южной Кореи. Сейчас в качестве ближайшей цели руководство КНР рассматривает позиционирование юаня как региональной резервной валюты.

В общем плане задача полной конвертации юаня будет решена в четыре этапа. Первый, который уже неализуется, предусматривает расчеты в юанях с соседними странами, на втором юань превратится в платежное средство для торговых расчетах с КНР. Цель третьего этапа - превращение в привлекательный инструмент для вложений средств финансовых институтов, предприятий и домохозяйств. И, наконец, четвертый этап – превращение юаня в одну из мировых резервных валют, которую будут охотно покупать центральные банки других стран.

Как быстро это будет происходить пока непонятно. Сегодня китайцы, в первую очередь, опасаются, что резкое укрепление курса юаня приведет к  массовому наплыву в страну спекулятивного капитала. А это несет серьезные риски появления финансовых «пузырей» и раскрутки маховика инфляции. Проблемы возникнут с положительным сальдо торгового баланса.

В заключение

А теперь перейдем, собственно, к нашей стране. Вполне очевидно, что на внешнем рынке нас должны интересовать не только нефтегазовые и прочие сырьевые котировки, но и детальное изучение нынешних финансовых проблем Евросоюза. Неоднократно звучавшие в последнее десятилетие из уст иных политиков призывы просто взять и раздать деньги из бюджетных заначек, что якобы именно это и станет мощным стимулом для экономики, на примере других стран проверки временем не выдержали. Умные учатся на чужих ошибках, и здесь нам в определенной мере повезло.

Вместе с тем идея создания в стране международного финансового центра вполне может быть реализована. Очевидно, что две ведущие мировые валюты сегодня не только серьезно ослаблены, но пока и не придумано лекарство их излечения. В этом плане у рубля очень хорошие шансы стать резевной региональной валютой. У страны низкий уровень госдолга и достаточно мощные валютные и стабилизационные резервы. Вместе с тем проблема диверсификации экономики пока никуда не делась. В этой связи в свете возможного падения цен на сырьевых рынках наиболее активно стоит проводить политику импортозамещения и развивать внутренний спрос.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 435