Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Общество: РФ – фальсификация истории – Владимир Мединский

Общество: РФ – фальсификация истории – Владимир Мединский

11.10.2011 12:05

- Владимир Ростиславович, к каким выводам пришла комиссия?

- Их несколько. Для меня особенно важно то, что оная поддержала создание единого исторического интернет-портала. Сегодня в Сети можно найти множество интересных исторических ресурсов. Нужна зонтичная площадка, на которой были бы систематизированы сотни исторических ресурсов – своего рода оболочка для множества исторических сайтов, сделанных как энтузиастами, так и академическими организациями. В Сети все есть, по новой ничего создавать не надо – во всяком случае, на первом этапе. Историей в России интересуются, об этом говорит большое количество сайтов, исторических телесериалов, кинофильмов. Другой вопрос - историческая достоверность. С этим у нас большие проблемы.

- Как их решать?

- Есть простое решение. Оно, кстати, заложено в модели исторического портала, которую я выдвигаю. Дается не просто ссылка на какой-то ресурс. Его содержание рецензируется профессиональным историком: хорошо, плохо, можно одобрить, рекомендовать, нельзя… Энтузиастам – «инициативным историкам», как они себя называют – поддержка академической среды будет лестна. А главное, пользователь интернета получит достойный доверия контент. Увы, пока же интернет – та среда, в которой при обилии информации очень много неточностей, ошибок, прямых подтасовок.

А что сейчас происходит, скажем, в телеэфире? Доктора наук просто, плюнув, выключают телевизор, а простые телезрители с полным доверием смотрят всю ту «сенсационную» чушь, которую подсовывают под видом исторических фильмов, исследований, расследований…  Должно стать обычным условием рецензирование художественных фильмов на историческую тему (в идеале – и телефильмов) – по типу того, как это происходит сейчас с учебной литературой. Ведь, чтобы получить прокатное удостоверение, необходимо соблюдать все технические требования при съёмках фильма. А почему в историческом кино не может быть требований относительно исторической достоверности? Предварительно – до получения прокатного удостоверения – компания, выпускающая фильм, должна заручиться рецензией в научной организации. Если снимали на бюджетные деньги – то в государственном органе. Скажем, в Президентской Комиссии. Не надо фантазировать и поливать грязью собственное прошлое. Лучше проведите научную экспертизу у профессиональных историков.

- Вопрос учебников истории тоже давно будоражит общество...

- Должно быть два  школьных учебника истории России. Один - стандартный, второй - для классов с гуманитарным уклоном. Нельзя в голове пятиклассника порождать исторический плюрализм. По одному учебнику его учат, что взятие Казани войском Ивана Грозного - это выдающийся факт в истории нашего государства, а по другому, что это акт геноцида татарского народа. Сейчас в России существует около 200 учебников истории, из них 35 по истории России - официально рекомендованы для школьников. Почему так происходит? Издание учебной литературы - доходный бизнес. Деньги, в первую очередь, зарабатывают на миллионных тиражах, которые не сравнить сегодня с тиражами любых других книг.

- Публично вы свои опасения высказывали?

- Много раз – в прессе, в университетских аудиториях, с трибуны Государственной Думы. На заседании Комиссии, посвященном защите интересов России в медиапространстве, мы говорили, в частности, и об этом. Ранее в Государственной Думе я призывал ликвидировать это гигантское никому не нужно количество учебников по истории России. Депутаты поддержали идею единогласно. По поручению Государственной Думы Комитетом по образованию направлен соответствующий запрос в Министерство образования и науки. Ответ прислали пространный, на трёх листах. Из него значится, что это процесс длительный и затратный, и вообще у нас свобода мнений – и  поэтому предлагается по сути все оставить как есть.

- Каким же, на ваш взгляд, должен быть идеальный учебник истории?

- Он должен формировать у детей нравственные ориентиры. Так, чтобы они знали свою историю, интересовались ею, а главное - чтобы хотели жить в России, гордились своей страной. Но в настоящий момент, к великому сожалению, в России нет исторической идеологии.

- Владимир Ростиславович, вы - один из соучредителей фонда поддержки исторических традиций «Возвращение». Результаты работы фонда ощутимы?

- Начну с того, что фонд «Возрождение» - уникальное образование. Эта организация – вернее, группа энтузиастов-подвижников существует без бюджета, без штата, без аппарата и без помещения. Даже расчетный счет в банке никогда не открывался. Но при этом фонд «Возрождение» осуществляет общероссийские задачи. Кстати, в состав учредителей входят мои коллеги - депутаты Государственной Думы Сергей Марков, Андрей Исаев, Константин Затулин.  

- А что за история с переименованием вокзалов?

- Мы добились не переименования, а возвращения названий. Это касается, прежде всего, железнодорожных вокзалов и станций двух городов - Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. До недавнего времени ходили поезда «Москва – Горький» и «Москва – Свердловск», а также «Горький – Свердловск», поезд-призрак. Мы обратились к главе РЖД Владимиру Якунину, чтобы этот абсурд ликвидировали. Он идею поддержал и вскоре почти 10 станциям и вокзалам в России были возвращены их исторические названия. Отдельно поднимали вопрос о возвращении исторического названия Ленинградскому вокзалу. Уже был подготовлен документ на эту тему. Но позже по непонятным нам причинам дело заглохло. Напомню, что Владимир Ленин никакого отношения к строительству вокзала и самой железной дороги, связывающей Петербург и Москву, не имеет. Дорога была построена в период царствования Николая I под его патронажем.

- В регионах России ваши идеи по возвращению исторических названий поддерживают?

- Не везде. Из положительных примеров - Ульяновск, где недавно проходил Международный конгресс «Культура как ресурс модернизации». Там прогрессивный губернатор  - Сергей Морозов. Он давно признает, что городу в идеале бы следовало вернуть исконное имя - Симбирск. Ведь история этого города началась не в 1870 году, когда родился Ленин. До него там жили и работали многие достойные люди. Из Симбирска родом классик русской литературы Гончаров, город связан с именами создателя «Истории государства Российского» Карамзина и, легендарного героя 1812 года Дениса Давыдова.

Есть и другие примеры. В частности, странное положение сложилась  в Липецкой области. Ощущение, что местные чиновники растеряли всякий здравый смысл. Когда-то, ещё в XIX веке, в Липецке прошёл съезд членов «Земли и воли», которые после раскола в этой организации образовали уже чисто террористическую «Народную волю». Террористы и негодяи, среди которых мы сегодня смутно помним только Желябова, маскировались под курортников. Ведь Липецкая облаcть раньше была известным курортом. Там лечебные воды уровня Карловых Вар. До возрождения курорта, у местной власти, пока руки не доходят. Зато, видимо, есть время, чтобы аккуратно мыть таблички с надписями на домах: «Улица Халтурина», «Улица Зегеля». Первый – классический террорист, устроил взрыв в Зимнем дворце – покушение на Александра II, убил военного прокурора в Одессе. Второй был чекистом в Москве, Тамбове и Липецке - то есть из тех кто расстреливал в подвалах людей. Да, есть, в истории сложные фигуры. Например, Феликс Дзержинский. Он был деятель идейный и пытался сделать для страны что-то хорошее. А есть личности, как большинство народовольцев, в биографии  которых, как ни копайся - ничего хорошего не найдёшь.

При этом губернатор Липецкой области категорически против возвращения улицам исторических названий. И такая ситуация еще во многих исторических регионах России.

- Почему?

- Главные отговорки – что «народ не поймет» и «дорого». Второй аргумент – откровенная ложь. Кому как ни администраторам знать, что никаких затрат не требуется вообще – все изменения происходят постепенно, по мере издания новых карт, обновления документов, ремонта. Нужны лишь средства на изготовление указателей. А это вопрос даже не тысяч, а сотен рублей. А насчет народа… Никому и ничего не говорят имена Урицкого или того же Зегеля.

Если брать не отговорки, а причины – то это косность мышления, помноженная на безнравственность и невежество, плюс равнодушие.

- Как же из равнодушного сделать сочувствующего?

- Всё зависит, какой стадии достигает невежество, оно тоже имеет градации. Надо меньше суетиться. И заниматься просвещением на постоянной основе, ежедневно. Скажем, в Курганской области по решению областной Думы еще больше десяти лет назад убрали табличку на памятнике Коле Мяготину – зауральскому «Павлику Морозову». Такая коррекция - движение в правильном направлении. То, что памятник остался, - это правильно, это напоминание о противостоянии народа и власти, и про коллективизацию люди пусть не забывают. Сейчас уже ясно, что и памятник Дзержинскому не стоило убирать – следовало просто отказаться от хвалебных эпитетов в адрес «железного Феликсаи», и оставить монумент в назидание потомкам как символ сложного и кровавого периода нашей истории. А вот то, что площади возвращено ее исконное имя Лубянка, – это признак взросления нашего общества.  

Было отрадно слышать, когда Сергей Нарышкин, руководитель администрации Президента, открывая конгресс в Ульяновске, сказал, что человеческое естество зиждется на двух вещах - это культура и просвещение. Без них говорить об инновациях бессмысленно. Да, человек без культуры и образования не способен ни понять, ни освоить, ни развить, ни тем более что-то модернизировать.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 538