Владимир Плигин – мнение – Александр Торшин
Владимир Плигин – мнение – Александр Торшин
Законопроектом предлагается дополнить статью 415 Уголовно-процессуального кодекса («возбуждение производства») и статью 312 Арбитражного процессуального кодекса («порядок и срок подачи заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам»). Кроме того, также предлагает проектом федерального конституционного закона внести изменения в закон «О Конституционном Суде РФ».
Вопросы, которые задавались мне, касались опасений, что данная законодательная инициатива может нарушить наше взаимодействие с Европейским судом и международными органами по защите прав человека и гражданина.
Эти опасения высказывались целым рядом специалистов и правозащитников. Поэтому очень важно внести некоторую ясность. Бесспорно, Российская Федерация соблюдает, и будет соблюдать международные договора и те международные соглашения, к которым наша страна присоединилась и которые ратифицировала.
Российская Федерация с уважением относится к решениям Европейского суда. Между тем, законодательная инициатива Александра Торшина конкретизирует некоторые аспекты. Например, вопросы, связанные с обращением в международные судебные инстанции, в том случае, когда высшими судебными органами РФ вынесено соответствующее решение и в дальнейшем судебное производство на территории Российской Федерации прекращается.
Поэтому все разговоры о том, что инициативы Александра Торшина каким-то кардинальным образом нарушат наши взаимодействия с Европейским судом, несколько несправедливы.
Законопроект Александра Торшина, так же как и любой другой, будет проходить длительную процедуру оценки на соответствие с федерально-конституционными и федеральными законами.
В пояснительной записке к законопроектам достаточно точно отражена суть вопроса. В том случае, если федеральный закон обозначается в качестве несоответствующего тому или иному международному соглашению, то оценка соответствия данного федерального закона Конституции Российской Федерации производится Конституционным судом Российской Федерации. Это очень важный момент соотношения внутригосударственного права и международного права.
Эту проблему и поднимает Александр Торшин. На заседании нашего комитета позиция будет предметным образом анализироваться. Проблема касается не только Российской Федерации, она также прослеживается в ряде случаев в иностранной юридической практике.
Важно понимать, что никакое международное соглашение, которое достигается, не имеет преимущественной силы по сравнению с Конституцией Российской Федерации, в соответствии с пунктом четвёртым статьи 15.