Сергей Шатиров – авиация – правовое регулирование
Сергей Шатиров – авиация – правовое регулирование
В интервью «Парламентской газете» сенатор отметил, что говорить о достижениях отрасли после трагического крушения самолёта в Карелии, сложно. В аварии погибли 45 из 52 находившихся на борту людей, остальные получили ожоги и травмы.
По словам парламентария, хвастаться особо не приходится. Гражданская авиация переживает сейчас не самые лучшие времена. Даже Международный авиационно-космический салон «Макс», который в этом году отмечает своё десятилетие, и появление первого регулярного рейса нового отечественного самолёта – «Сухой Суперджет-100» не могут отвлечь от огромного количества проблем в этой отрасли.
Сергей Шатиров заметил, что за последние 10 лет «Сухой Суперджет-100» – это единственная реализованная разработка такого масштаба в нашем гражданском машиностроении.
К успехам правового регулирования авиационной отрасли сенатор отнёс либерализацию порядка осуществления полетов над территорией Российской Федерации с разрешительного на уведомительный. Кроме того, с 1 ноября 2010 года введены в действие Правила использования воздушного пространства России.
«Наша страна ратифицировала присоединение к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования («Кейптаунская конвенция») и Протоколы к ней по авиаоборудованию. Открыт путь к приобретению дорогостоящей авиатехники в лизинг. Однако всё это касается дальней, среднедальней авиации, международных авиаперевозок», – сказал Сергей Шатиров.
По его мнению региональный сегмент, от которой напрямую зависит жизнеобеспечение и доступность медицинских услуг граждан, развитие рекреационных зон и туристических объектов, до сих пор находится в затянувшемся кризисе.
По протяженности внутрироссийских маршрутов Россия занимает одно из первых мест в мире, а по их густоте наша страна стоит в конце сотни. До 75 процентов авиаперевозок осуществляется через аэропорты города Москвы. Авиаперевозки на региональных маршрутах не относятся к коммерчески выгодным. Дорогим самолётам жители предпочитают поезда и автотранспорт. «Что не удивительно, поскольку стоимость перелёта часто превышает среднемесячную зарплату во многих городах», – констатировал законодатель.
Он обратил внимание на то, что региональные авиакомпании испытывают дефицит не только в пассажирах, но и в квалифицированных специалистах. Не хватает порядка 8 тысяч пилотов и более 18 тысяч специалистов техобслуживания. Дипломированных специалистов не устраивает уровень заработной платы в регионах, а также отсутствие жилищных условий. Не привлекает молодёжь и работа на старых машинах. Средний возраст воздушных судов для магистральных самолётов сегодня составляет 17 лет, а для региональных – приближается к 30 годам.
Анализируя ситуацию, Сергей Шатиров отмечает, что в сложном положении и наземная авиационная инфраструктура. За минувшие 20 лет аэродромная сеть страны сократилась на 973 единиц. Сегодня в реестре гражданской авиации их всего 329 аэродрома, в то время как в Советский период их было более 2000. Причём закрытые аэродромы не используются даже как запасные. В районах со сложными климатическими условиями, особенно при выполнении региональных и местных авиаперевозок это негативно влияет на безопасность рейсов. Многие из действующих аэродромов нуждаются в ремонте взлётно-посадочных полос. В рамках четырёх федеральных целевых программ за последние 10 лет удалось отремонтировать 40 полос в 37 аэропортах и заменить светосигнальное оборудование в 31 аэропорту.
«Главным сдерживающим фактором развития авиации в регионах остаются финансы. Нужны инвестиции и помощь федерального центра. В противном случае, число населенных пунктов, с которыми нет воздушного сообщения, буде расти год от года. Сегодня их уже более 28 тысяч», – заключил Сергей Шатиров.