Строительство дорог и котельных в регионах хотят ускорить
При возведении важных объектов властям могут дать право заключать контракт с единственным поставщиком
Не срывать сроки ввода значимых для региона объектов — автомобильных дорог, мостов, котельных и других — помогут поправки в закон о госзакупках, расширяющие возможность заключения контрактов с единственным поставщиком. Такую позицию в официальном обращении к главе Федеральной антимонопольной службы изложил сенатор Артем Шейкин, копия документа есть в распоряжении редакции. Он попросил ведомство оценить целесообразность внесения поправок в 44-й Федеральный закон и выразил готовность разработать соответствующий законопроект. «Парламентская газета» узнала подробности.
Почему срываются торги
Чтобы реализовать важный для региона проект, власти должны объявить аукцион, а возможно, и не один, где поставщики будут предлагать наиболее выгодные условия — низкую цену, высокое качество, короткий срок. В публичной конкурентной борьбе определяют победителя, с которым заказчик в лице администрации заключает контракт. Таковы нормы Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Но часто оказывается, что желающих соревноваться за заказ от государства либо нет вообще, либо претендент только один. Тогда торги признают несостоявшимися и объявляют их по новой. Есть ряд случаев, когда регион может заключить контракт с единственным поставщиком, но их явно недостаточно, считает первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин. Он ссылается на опыт администрации Благовещенска, столицы Амурской области, которую представляет в палате регионов.
«Действующие жесткие ограничения на применение закупок у единственного поставщика приводят к необоснованному увеличению сроков реализации, сужают круг потенциальных исполнителей, повышают риски срыва ввода объектов и снижают эффективность бюджетных расходов», — отметил сенатор в обращении на имя главы ФАС Максима Шаскольского.
Шейкин предложил расширить возможности заключения контрактов с единственным поставщиком для крупномасштабных, технологически сложных и социально значимых инфраструктурных проектов, обладающих признаками уникальности и высокой капиталоемкости.
Больше контроля, выше штрафы
Чтобы строить дороги и прокладывать инженерные сети стало быстрее, Шейкин предложил ввести специальное основание для заключения контракта с единственным поставщиком. Для этого должно быть выполнено несколько условий:
- наличие заключения ФАС об объективном отсутствии конкуренции на товарном рынке либо наличии единственного исполнителя, обладающего необходимыми ресурсами,
- наличие у заказчика утвержденного комплексного экономико-технического обоснования, включающего описание объекта и его специфических требований, подтверждение квалификации предполагаемого исполнителя, оценку потенциальных рисков контракта и план их минимизации,
- применение механизма только для контрактов, максимальная цена которых превышает пороговое значение, установленное Правительством.
Специальными условиями для таких контрактов должны стать детализированная этапность выполнения работ, установление ключевых показателей результативности и качества и повышенные штрафы и пени за нарушение сроков, объемов и качества работ.
«Инициатива необходима для обеспечения своевременности и предсказуемости реализации социально значимых объектов, снижения количества несостоявшихся торгов и связанных с ними задержек, минимизации рисков срыва проектов и повышения качества выполнения работ», — сказал Артем Шейкин «Парламентской газете».
Когда можно
Закупки у единственного поставщика возможны, если это работы или услуги в сфере естественных монополий, если контракт заключают с органом исполнительной власти или госучреждением, если речь идет об оказании коммунальных услуг, например, водо- или газоснабжении. Правило действует для закупок до двух миллионов рублей, либо до 10 процентов всех годовых закупок, но не больше 50 миллионов рублей.
Единственный поставщик также возможен, когда речь идет о сохранении и популяризации объектов культурного наследия или закупках для медицинских организаций, если лекарство или оборудование производит в России и дружественных странах единственный поставщик. Единственного поставщика может назначать своим указом Президент или постановлением кабмин.
Обрушившиеся на Россию в 2022 году международные санкции заставили Правительство пересмотреть ряд норм 44-го закона. Федеральным ведомствам и регионам разрешили самостоятельно определять случаи закупок у единственного поставщика. Через некоторое время в Минфине обратили внимание, что регионы злоупотребляют этим правом: предприниматели сообщали, что многие контрагенты не могли получить доступ к закупкам из-за неконкурентной политики заказчиков.
В 2024 году кабмин расширил перечень оснований, по которым регионы могут производить закупки у единственного поставщика, например, для целей гражданской обороны, восстановления поврежденных объектов, обеспечения потребностей беженцев и вынужденных переселенцев.
Ещё материалы: Артем Шейкин






