Все о пенсиях в России

00:00Что положено ветерану МВД и как этот статус получить

13.04.2024Кому повысят пенсии с 1 мая

12.04.2024В мае некоторое юбиляры получат доплату к пенсии

Пираты копирайта

Как руководители Российского авторского общества тратят деньги авторов на себя, любимых

05.08.2015 15:40

«Что охраняешь, то и имеешь». Афоризм сатирика-классика относится не только к банальным складам и магазинам, но также к неосязаемым культурным явлениям. Он, например, про авторские права.

Организация Российское авторское общество (РАО) по идее призвана охранять авторские права — собирать отчисления от исполнения музыки, проката фильмов и так далее. И перечислять их авторам. Однако данная организация часто попадает в новости по откровенно курьезным поводам. Например, несколько лет назад произошел известный случай с группой Deep Purple — промоутеру, устраивавшему их концерт, вменили в вину то, что он не отчислял РАО деньги за исполнения «пурпурными» своих же собственных песен.

КОМИССИЯ 30 ПРОЦЕНТОВ

РАО никогда по-настоящему не интересовалось реальным пиратством — ни «палеными» дисками на рынках, ни вольницей в интернете, вроде соцсети вКонтакте. Их конек — это прищучивать. Как в случае с британскими рокерами. Или — обязать провинциальные кинотеатры выплачивать 3% композитору, музыка которого звучит в фильме, хотя фильм идет в легальном прокате, следовательно, никаких вопросов с авторскими правами в принципе не может возникать.

Но РАО часто прибегает к казуистике и занимается странными проектами. Вроде журнала о кино The Hollywood Reporter Russia. Заметно, что в THR Russia крайне мало рекламы, и та, что есть, похожа на обычный бартер (инфоподдержка и тому подобное). Для выживания ежемесячного глянцевого издания с редакцией и пулом авторов этого явно недостаточно. Но в эпоху, когда печатные СМИ, даже многотиражные, закрываются один за другим, русский Hollywood Reporter жив уже года четыре. По инсайдерским сведениям, зарплаты редакции — на уровне успешных глянцевых изданий, какими они были до фатального для медиа-индустрии 2008 года. Плюс — аренда помещения редакции на Новослободской улице, почти в центре Москвы.

То есть деньги у учредителя THR Russia — генерального директора РАО Сергея Федотова — есть. РАО — монополист с государственной аккредитацией. На территории России все авторы автоматически в ведении Общества. Можно изъять свои произведения и передать их другому издательству или следить самостоятельно. Подавляющее большинство авторов, которые не входят в правление РАО и по каким-то причинам пока не ушли оттуда, не довольны работой организации. Гроши, которые РАО выплачивает композиторам и поэтам — это притча во языцех.

- Я ни копейки не получал ни за что: ни за один фильм, ни за второй, ни за третий, которые шли по ТВ, — эти слова актера и продюсера Леонида Ярмольника недавно цитировали СМИ.

А прошлой осенью широко обсуждался ход поэта-песенника, автора лучших хитов Аллы Пугачевой, Ильи Резника. Резник мало того, что отказался от услуг РАО, изъяв из управления общества свои произведения — около полутора тысяч. Он написал письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой вмешаться в ситуацию с авторскими правами в России, где, в частности, отмечает, что «действующие правовые нормы в области защиты и охраны интеллектуальных прав на настоящий момент находятся в условиях произвольного толкования небольшой группы людей, использующей декларативность этих норм в своих корыстных и далеких от изначальных целях».

По мнению г-на Резника, РАО монополизировало вопросы управления и распоряжения этими правами, что приводит к самым печальным последствиям для авторов, в частности, их «полной незащищенности». Резник приводит цифры: за единовременное использование его произведений некоторые теле- и радиоканалы начисляют по 12 копеек до уплаты налогов и отчислений в РАО. Кстати, противники РАО всегда отмечают, что за права артистов Общество борется небескорыстно: около 30 процентов от суммы авторского гонорара, «комиссия», уходит в бюджет Общества. Понять, сколько тебе причитается, довольно сложно. На сайте РАО расписаны ставки и методика расчета отчислений за публичное исполнение произведений везде, от ТВ и радио до ресторанов и отелей. С каждой организации РАО получает некую сумму, определенным образом рассчитанную в каждом конкретном случае, но как потом полученное потом делится по авторам — неизвестно.

ЗАМОК С СЕКРЕТАМИ

Но дело даже не в мелочи отчислений или в том, что РАО на этом что-то зарабатывает, а в полной непрозрачности организации, которая, собственно, и создана для обеспечения прозрачности и справедливости вознаграждения. Но сейчас получается, что, грубо говоря, доходы организации и ее руководителей плохо сходятся с расходами. Недавно широкую полемику в СМИ и соцсетях вызвала новость о том, что генеральный директор РАО Сергей Федотов приобрел недвижимость в Шотландии. А именно — замок XIV века. Как говорят эксперты, его среднерыночная стоимость составляет 1 млн фунтов. По нынешнему курсу — это 88 млн руб, казалось бы, не так много — сейчас столько стоит шикарная 4-5-комнатная квартира площадью около 200 кв.м. в самом центре Москвы. Но согласитесь, выглядит пикантно: руководитель Авторского общества, которое этим самым авторам платит копейки, покупает за границей замок с приведениями. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Насколько это большая сумма для Федотова? Надо сказать, что он стал руководителем РАО в 2004 году, когда ему было 27 лет. Назначил своим заместителем главного бухгалтера РАО Веру Владимировну Федотову, свою маму. Через некоторое время, внеся изменения в Устав, Федотов стал генеральным директором, которого переизбирает общее собрание, которое проводится раз в 6 лет. В апреле 2008 года Федотов инициировал создание Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которая получила государственную аккредитацию в 2009 году. В ноябре того же 2009-го Федотов создал и возглавил еще одну организацию — Российский союз правообладателей (РСП), которой была предоставлена государственная аккредитация в 2010 году. Итак, официальные доходы Федотова и его мамы — это зарплата в РАО (около 200 тысяч рублей в месяц). В РСП Федотов получает примерно столько же.

Само РАО очень хорошо зарабатывает. Причем доходы растут год от года. Но и очень хорошо тратит. Вполне официальные данные по 2013 году таковы: сборы РАО — 4,4 млрд руб., выплаты авторам — 3,2 млрд руб., отчисления на собственные нужды — 1 млрд руб. Из них 320 млн руб. Общество выплатило в качестве зарплаты сотрудникам. В 2014 году сборы возросли до 4,6 млрд рублей, выплаты авторам составили 3,4 млрд рублей. 1,2 млрд — «навар» Общества. Куда его тратят?

Здесь мы не беремся что-либо утверждать, но после громкой истории с замком в нашем распоряжении оказались документы на имущество Сергея и Веры Федотовых. Рядом с недвижимостью на Рублёвке всякие замшелые шотландские замки — это детский лепет. 22 июля 2014 года Вера Федотова приобрела дом на Николиной горе, по среднерыночной оценке, за 16 млн долларов. Элитарное место — не Шотландия какая-нибудь. Живописное Подмосковье, видимо, так пришлось по сердцу, что первый зам гендиректора РАО Федотова 19 сентября приобрела еще одно строение — уже за 10,5 млн долларов (по расчетам риэлтеров). И да, еще с 2012 года Федотова — владелец участка земли в ДСК «Ранис» на проспекте Шмидта — 1200 кв.м. Землю купили у потомка советского героя Отто Шмидта. «Детям Шмидта», видимо, не нравится жить в Москве, хотя квартира Федотовой находится в тихом центре мегаполиса. В историческом месте, на улице Большая Бронная, еще в 2010 году была приобретена скромная квартира площадью в 119 кв.м.

НАЛОГ НА ИНТЕРНЕТ

Сам гендиректор гораздо скромнее в аппетитах. В том же 2010 году купил себе лишь небольшую квартиру недалеко от работы — 177 кв. м. на Малой Бронной. Впрочем, такая экономность вполне объяснима — зачем вкладываться в столице России, если есть более интересные страны? Известно, что Федотов получил визу инвестора в Великобритании.

«Претендующий на визу инвестора должен будет предоставить доказательства того, что способен инвестировать как минимум 2 млн фунтов на территории Соединенного Королевства и уже имеет открытый инвестиционный счет в Великобритании» — вот как это работает.

С такими аппетитами и таким размахом логично, что Федотов постоянно стремится расширять свою империю. Именно для этого нужны манипуляции по созданию новых организаций. Хотя многие эксперты считают, что основная их цель — спрятать концы в воду. Ведь Федотов из РАО и Федотов из РСП, а также подконтрольные ему коллеги из ВОИС (во всех трех организациях вообще много пересекающихся личностей) собирают деньги по всей стране, но ни перед кем не отчитываются. Между прочим, РСП в 2012 году собрал 683 млн рублей, а выплатил всего 290 млн. Возможно, что проблемы недостачи в организациях пытаются решить через объединение РАО с РСП и ВОИС.

До поры до времени у Федотова получалось все. Авторы-клиенты РАО не особенно негодовали, а прибыль организации росла. Настоящий скандал разгорелся в прошлом году, когда Федотов выступил с предложением о введении глобальной лицензии, или, как её называли простые юзеры, «налог на интернет»: взимание обязательной платы с провайдеров за каждого пользователя, которому они обеспечивают доступ в Интернет. Эти деньги якобы должны были компенсировать потери правообладателей от незаконного использования контента. В России традиционно велика доля пиратства — больше 90% в физических носителях, примерно столько же в интернете. Однако выступление владельца замка и привидения в защиту угнетенных авторов выглядело столь топорно, что вызвало возмущение даже у последовательных противников пиратства. Законопроект не прошел, но более полугода провайдеров, многих из которых этот закон просто убил бы, лихорадило. Но почему? Понятно: на кону стояли огромные деньги. Осуществись авантюра — все замки Шотландии были бы наши.

Источник: «Комсомольская правда»

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1021