Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Ждать лучших времен не позволяет ситуация

Правительством РФ утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года.

29.02.2016 15:56

Автор: Николай Калинин

Ждать лучших времен не позволяет ситуация
Фото Владимира Афанасьева

О том, для чего она нужна и как будет реализовываться, размышляет заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова.

- Прежде всего, как вы считае­те, может ли большинство россиян сегодня, достигнув предпенсион­ного или пенсионного возраста, сказать о себе, что они могут рас­считывать на достойную старость, наполненную смыслом и возмож­ностью реализации?

- Даже если бы мы с вами жи­ли в патриархальной России, когда дети родителей называли на «вы» и в традициях было окружать ста­риков вниманием и заботой, я бы не смогла ответить на этот вопрос однозначно. А тем более в наше время, когда межпоколенческие связи зачастую разорваны и многие пожилые люди, люди предпенсион­ного возраста остаются одинокими. Кто-то прекрасно знает, чем бы хо­тел заняться на пенсии. И мечтает об этом времени. А кто-то не знает, куда себя деть, и ему еще не очень помогают найти себе занятие и при­менение… И кто ответит, каких лю­дей сегодня больше — первых или вторых? Собственно, Стратегия дей­ствий в интересах граждан пожи­лого возраста учитывает эту ситу­ацию. Ее целью по большому счету является создание таких условий, при которых будет несложно отве­тить на ваш вопрос утвердительно.

Опрос- Стратегия действий в интере­сах граждан старшего поколения до 2025 года была утверждена председателем Правительства в начале февраля этого года. Уместно ли сегодня, когда экономика России находится не в лучшем положении, принимать столь важный, социально значи­мый документ? Чем обусловлена необходимость в такой ситуации «запускать» в действие стратегию именно сейчас?

- Откладывать принятие страте­гии до лучших времен не позволя­ет демографическая ситуация. Как и вся Европа, наша страна быстро стареет. Уже в 2015 году практи­чески каждый четвертый человек в России был в возрасте старше трудоспособного. А к 2025 году, по прогнозам Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста в Российской Федерации увеличится с 2016 по 2025 год с 24,6 до 27 процентов и составит 39,9 миллиона человек. Это данные так называемого среднего прогноза.

И нам нужно это учитывать, под­страивая, в том числе, под эту объек­тивную реальность свою экономику. Она ведь не существует в отрыве от состава населения. У нас сегод­ня на 1000 человек трудоспособного возраста приходится 412 человек старше трудоспособного возраста. Поэтому именно сейчас есть смысл определить направления государ­ственной политики, касающейся оказания помощи гражданам стар­шего поколения, их семьям, соци­альным институтам, взаимодейству­ющим с этой категорией граждан. При этом нужно практически под­готовиться к тому, чтобы граждане старшего поколения были более активно вовлечены в жизнь обще­ства, более рационально, если так можно сказать, были «встроены» в его экономику и структуру. Хоть это и расхожая истина, но правильная стратегия всегда помогает достигать желанной цели, когда для ее прямого достижения недостаточно ресурсов. У нас сейчас как раз тот самый слу­чай. Да и важно учитывать обще­ственный запрос самих граждан старшего поколения. А запрос — на активное участие во всех сферах жизни.

- Расскажите о целях и зада­чах, которые призвана решать стратегия. В интересах каких граждан она рассчитана — тех россиян, что уже сегодня достигли пенсионного возраста, или благо­даря действиям в рамках этой стратегии будут созданы обозна­ченные в ней благоприятные усло­вия для граждан, которым только предстоит достичь старшего воз­растного порога через 10-15 лет?

- Если коротко, центральная идея документа — создание усло­вий для «активного старения», то есть для того, чтобы и физически, и интеллектуально, и психологически человек как можно дольше оставал­ся в строю. Этим же определяется и ключевая цель — устойчивое повы­шение продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения, стимулирование их ак­тивного долголетия.

Будущие пенсионеры, безуслов­но, окажутся в более выигрышной ситуации, потому что определенная часть мер будет уже реализована. Но и нынешние, надеюсь, ощутят их действие. Давайте не будем за­бывать все-таки, что за последние годы были созданы и реализованы программы и на региональном, и на федеральном уровнях, ориен­тированные именно на старшее поколение. Стратегия принята не на пустом месте — она вобрала в себя определенный опыт и общее понимание тех задач и проблем, которые нужно решать. Они диф­ференцированы в зависимости от потребностей пожилых граждан -запросы физически и социально активных пожилых людей и людей больных, нуждающихся в уходе и помощи, естественно, различны.

В документе много места отве­дено анализу текущей ситуации, из которого вытекают основные конкретные направления дей­ствий. Добавлю, что стратегия рассчитана на два этапа. В течение первого — до 2020 года — должен быть реализован определенный комплекс мер и достигнуты опре­деленные целевые показатели. На­пример, доля граждан, получаю­щих социальные услуги, в общем числе граждан старшего поколе­ния, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, долж­на вырасти с 50 до 80 процентов. Уже из этих цифр понятно, что од­на из первоочередных задач — бо­лее полно удовлетворить спрос на социальные услуги.

Чтобы достичь запланирован­ных цифр, нужно очень много сде­лать. Нужно больше социальных работников, нужен несколько иной, чем сегодня, уровень их подготов­ки. Нужно многое перестроить в буквальном смысле этого слова. Нужно расширить сам спектр со­циальных услуг для людей старше­го возраста, сделать их доступнее, качественнее. Это в принципе от­дельная тема для отдельного раз­говора. Но главное — этот процесс уже идет. Думаю, что принятие стратегии добавит ему оборотов.

Трудоустройство

- Всем известно, насколько трудно найти работу, в том числе и по специальности, после 50-60 лет. Как и что, и вообще будет ли меняться?

- Сохранить трудовую актив­ность пожилых граждан очень важ­но. Для пожилого человека работа не только финансовая, но и мо­ральная, социальная поддержка. Но, кроме того, этого требует экономи­ка. Я цифры уже приводила, поэто­му повторяться не стоит. Задача содействовать занятости пожилых граждан в стратегии сформулиро­вана. Это главное. Не могу сказать, что сейчас ясны все механизмы ее решения. Система поддержки за­нятости традиционно направлена на то, чтобы обеспечить пожилым гражданам равные возможности для реализации своих трудовых прав, но этого, конечно, уже недо­статочно. Чтобы она учитывала их ресурсы, была в том числе сориен­тирована на кадры «50+» — «60+», надо использовать новые подходы.

Их и предусматривает стра­тегия. Безусловно, должна быть исключена возрастная дискрими­нация на рынке труда. У нас это продекларировано давно, но, увы, не реализуется. Дополнительные меры обязательно будут приняты, но это одна из самых сложных для быстрой реализации позиций, по­скольку труднее всего менять сте­реотипы.

Направление, которое, думаю, будет развиваться быстрее, — раз­витие форм надомной, временной, гибкой и дистанционной занятости для граждан старшего поколения, а также развитие наставничества. Это уже практикуется.

Еще одно направление — это за­крывать спрос на рынке труда на определенные профессии с учетом имеющегося трудового потенциала работников старшего поколения и, безусловно, с учетом их желаний и возможностей.

И конечно, использование опыта и знаний людей пожилого возраста при разработке и осуществлении об­разовательных программ и профес­сиональных тренингов. В том числе и для пожилых людей. Программы для них должны строиться с учетом осо­бенностей возрастного восприятия. И то, что такие программы могут быть эффективными, уже доказали «университеты третьего возраста» (есть у нас такие) и программы об­учения компьютерной грамотности, в которых приняло участие более полумиллиона человек.

Как показывает практика, неко­торые даже смогли благодаря этому найти себе работу. Или — новое хоб­би, приносящее доход. Я, например, знакома с одним весьма немолодым человеком, который, окончив «Уни­верситет третьего возраста», увлек­ся — и весьма успешно — биржевыми операциями.

- Тема здоровья не менее ак­туальна для людей старшего воз­раста. Однако проводимые ре­формы в здравоохранении пока не привели к удовлетворению их потребностей в этой сфере, что и отмечается в стратегии. Что, на ваш взгляд, должно быть сделано для улучшения ситуации?

- В первую очередь должны быть разработаны для пожилых людей свои стандарты медицинского обслу­живания и свои страховые нормати­вы. Пока нет порядков и стандартов оказания гериатрической помощи как вида медицинской помощи пожи­лым людям, более развитой системы паллиативной помощи для тяжело­больных людей. У медицинских орга­низаций нет возможности учитывать особые потребности пожилых людей.

Еще одно направление, которое потребует совершенствования зако­нодательства в том числе, — это ко­ординация действий между учреж­дениями здравоохранения и социаль­ной защиты, оказывающими помощь гражданам старшего поколения.

И третье — развитие медицинских и социально-медицинских услуг на дому. Это даст возможность усилить профилактическую, доврачебную помощь пожилым гражданам.

И конечно, должна быть создана более развитая сеть учреждений, которые специализируются на ме­дицинских и социальных услугах для тяжелобольных людей. Хосписы у нас появились, но их очень мало. Но и не всегда такое учреждение должно быть хосписом.

- Хватит ли у нас на все это ре­сурсов — материальных, организа­ционных, человеческих?

- Государственных — не хватит ни одной стране. И если посмотреть опыт стран, где социальное обслу­живание пожилых людей находится на хорошем уровне, мы увидим, что там наравне с государственными организациями участвует огромное количество спонсоров, благотво­рительных организаций, частных, всевозможных форм собственности. И у нас эту систему необходимо выстраивать тоже. Правовая осно­ва для этого заложена в законе об основах социального обслуживания. Она дает возможность привлекать в социальную сферу новых участни­ков. Их приток идет. Но еще очень медленно. Нужны новые механизмы, новые стимулы для их привлечения, для развития частно-государствен­ного партнерства. Такие, как нало­говые льготы, особые условия кре­дитования, более простой порядок предоставления земельных участ­ков под строительство учреждений социального обслуживания и так далее.

-Повлияет ли на этот процесс принятие стратегии?

-Убеждена в этом. Стратегия зафиксировала существующее по­ложение дел, основные проблемы и направления, пути их решения. У нас есть регионы, где все, о чем го­ворится в стратегии, в той или иной степени реализуется и дает свои результаты. Есть другие — где дей­ствуют по старинке, боятся исполь­зовать новый опыт, сделать новый шаг. Стратегия — это уже документ, на который можно ориентироваться, действовать смелее, решительнее. Законодателям в том числе.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 5546