Ждать лучших времен не позволяет ситуация
Правительством РФ утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года.
О том, для чего она нужна и как будет реализовываться, размышляет заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова.
- Прежде всего, как вы считаете, может ли большинство россиян сегодня, достигнув предпенсионного или пенсионного возраста, сказать о себе, что они могут рассчитывать на достойную старость, наполненную смыслом и возможностью реализации?
- Даже если бы мы с вами жили в патриархальной России, когда дети родителей называли на «вы» и в традициях было окружать стариков вниманием и заботой, я бы не смогла ответить на этот вопрос однозначно. А тем более в наше время, когда межпоколенческие связи зачастую разорваны и многие пожилые люди, люди предпенсионного возраста остаются одинокими. Кто-то прекрасно знает, чем бы хотел заняться на пенсии. И мечтает об этом времени. А кто-то не знает, куда себя деть, и ему еще не очень помогают найти себе занятие и применение… И кто ответит, каких людей сегодня больше — первых или вторых? Собственно, Стратегия действий в интересах граждан пожилого возраста учитывает эту ситуацию. Ее целью по большому счету является создание таких условий, при которых будет несложно ответить на ваш вопрос утвердительно.
- Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года была утверждена председателем Правительства в начале февраля этого года. Уместно ли сегодня, когда экономика России находится не в лучшем положении, принимать столь важный, социально значимый документ? Чем обусловлена необходимость в такой ситуации «запускать» в действие стратегию именно сейчас?
- Откладывать принятие стратегии до лучших времен не позволяет демографическая ситуация. Как и вся Европа, наша страна быстро стареет. Уже в 2015 году практически каждый четвертый человек в России был в возрасте старше трудоспособного. А к 2025 году, по прогнозам Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста в Российской Федерации увеличится с 2016 по 2025 год с 24,6 до 27 процентов и составит 39,9 миллиона человек. Это данные так называемого среднего прогноза.
И нам нужно это учитывать, подстраивая, в том числе, под эту объективную реальность свою экономику. Она ведь не существует в отрыве от состава населения. У нас сегодня на 1000 человек трудоспособного возраста приходится 412 человек старше трудоспособного возраста. Поэтому именно сейчас есть смысл определить направления государственной политики, касающейся оказания помощи гражданам старшего поколения, их семьям, социальным институтам, взаимодействующим с этой категорией граждан. При этом нужно практически подготовиться к тому, чтобы граждане старшего поколения были более активно вовлечены в жизнь общества, более рационально, если так можно сказать, были «встроены» в его экономику и структуру. Хоть это и расхожая истина, но правильная стратегия всегда помогает достигать желанной цели, когда для ее прямого достижения недостаточно ресурсов. У нас сейчас как раз тот самый случай. Да и важно учитывать общественный запрос самих граждан старшего поколения. А запрос — на активное участие во всех сферах жизни.
- Расскажите о целях и задачах, которые призвана решать стратегия. В интересах каких граждан она рассчитана — тех россиян, что уже сегодня достигли пенсионного возраста, или благодаря действиям в рамках этой стратегии будут созданы обозначенные в ней благоприятные условия для граждан, которым только предстоит достичь старшего возрастного порога через 10-15 лет?
- Если коротко, центральная идея документа — создание условий для «активного старения», то есть для того, чтобы и физически, и интеллектуально, и психологически человек как можно дольше оставался в строю. Этим же определяется и ключевая цель — устойчивое повышение продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения, стимулирование их активного долголетия.
Будущие пенсионеры, безусловно, окажутся в более выигрышной ситуации, потому что определенная часть мер будет уже реализована. Но и нынешние, надеюсь, ощутят их действие. Давайте не будем забывать все-таки, что за последние годы были созданы и реализованы программы и на региональном, и на федеральном уровнях, ориентированные именно на старшее поколение. Стратегия принята не на пустом месте — она вобрала в себя определенный опыт и общее понимание тех задач и проблем, которые нужно решать. Они дифференцированы в зависимости от потребностей пожилых граждан -запросы физически и социально активных пожилых людей и людей больных, нуждающихся в уходе и помощи, естественно, различны.
В документе много места отведено анализу текущей ситуации, из которого вытекают основные конкретные направления действий. Добавлю, что стратегия рассчитана на два этапа. В течение первого — до 2020 года — должен быть реализован определенный комплекс мер и достигнуты определенные целевые показатели. Например, доля граждан, получающих социальные услуги, в общем числе граждан старшего поколения, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, должна вырасти с 50 до 80 процентов. Уже из этих цифр понятно, что одна из первоочередных задач — более полно удовлетворить спрос на социальные услуги.
Чтобы достичь запланированных цифр, нужно очень много сделать. Нужно больше социальных работников, нужен несколько иной, чем сегодня, уровень их подготовки. Нужно многое перестроить в буквальном смысле этого слова. Нужно расширить сам спектр социальных услуг для людей старшего возраста, сделать их доступнее, качественнее. Это в принципе отдельная тема для отдельного разговора. Но главное — этот процесс уже идет. Думаю, что принятие стратегии добавит ему оборотов.
- Всем известно, насколько трудно найти работу, в том числе и по специальности, после 50-60 лет. Как и что, и вообще будет ли меняться?
- Сохранить трудовую активность пожилых граждан очень важно. Для пожилого человека работа не только финансовая, но и моральная, социальная поддержка. Но, кроме того, этого требует экономика. Я цифры уже приводила, поэтому повторяться не стоит. Задача содействовать занятости пожилых граждан в стратегии сформулирована. Это главное. Не могу сказать, что сейчас ясны все механизмы ее решения. Система поддержки занятости традиционно направлена на то, чтобы обеспечить пожилым гражданам равные возможности для реализации своих трудовых прав, но этого, конечно, уже недостаточно. Чтобы она учитывала их ресурсы, была в том числе сориентирована на кадры «50+» — «60+», надо использовать новые подходы.
Их и предусматривает стратегия. Безусловно, должна быть исключена возрастная дискриминация на рынке труда. У нас это продекларировано давно, но, увы, не реализуется. Дополнительные меры обязательно будут приняты, но это одна из самых сложных для быстрой реализации позиций, поскольку труднее всего менять стереотипы.
Направление, которое, думаю, будет развиваться быстрее, — развитие форм надомной, временной, гибкой и дистанционной занятости для граждан старшего поколения, а также развитие наставничества. Это уже практикуется.
Еще одно направление — это закрывать спрос на рынке труда на определенные профессии с учетом имеющегося трудового потенциала работников старшего поколения и, безусловно, с учетом их желаний и возможностей.
И конечно, использование опыта и знаний людей пожилого возраста при разработке и осуществлении образовательных программ и профессиональных тренингов. В том числе и для пожилых людей. Программы для них должны строиться с учетом особенностей возрастного восприятия. И то, что такие программы могут быть эффективными, уже доказали «университеты третьего возраста» (есть у нас такие) и программы обучения компьютерной грамотности, в которых приняло участие более полумиллиона человек.
Как показывает практика, некоторые даже смогли благодаря этому найти себе работу. Или — новое хобби, приносящее доход. Я, например, знакома с одним весьма немолодым человеком, который, окончив «Университет третьего возраста», увлекся — и весьма успешно — биржевыми операциями.
- Тема здоровья не менее актуальна для людей старшего возраста. Однако проводимые реформы в здравоохранении пока не привели к удовлетворению их потребностей в этой сфере, что и отмечается в стратегии. Что, на ваш взгляд, должно быть сделано для улучшения ситуации?
- В первую очередь должны быть разработаны для пожилых людей свои стандарты медицинского обслуживания и свои страховые нормативы. Пока нет порядков и стандартов оказания гериатрической помощи как вида медицинской помощи пожилым людям, более развитой системы паллиативной помощи для тяжелобольных людей. У медицинских организаций нет возможности учитывать особые потребности пожилых людей.
Еще одно направление, которое потребует совершенствования законодательства в том числе, — это координация действий между учреждениями здравоохранения и социальной защиты, оказывающими помощь гражданам старшего поколения.
И третье — развитие медицинских и социально-медицинских услуг на дому. Это даст возможность усилить профилактическую, доврачебную помощь пожилым гражданам.
И конечно, должна быть создана более развитая сеть учреждений, которые специализируются на медицинских и социальных услугах для тяжелобольных людей. Хосписы у нас появились, но их очень мало. Но и не всегда такое учреждение должно быть хосписом.
- Хватит ли у нас на все это ресурсов — материальных, организационных, человеческих?
- Государственных — не хватит ни одной стране. И если посмотреть опыт стран, где социальное обслуживание пожилых людей находится на хорошем уровне, мы увидим, что там наравне с государственными организациями участвует огромное количество спонсоров, благотворительных организаций, частных, всевозможных форм собственности. И у нас эту систему необходимо выстраивать тоже. Правовая основа для этого заложена в законе об основах социального обслуживания. Она дает возможность привлекать в социальную сферу новых участников. Их приток идет. Но еще очень медленно. Нужны новые механизмы, новые стимулы для их привлечения, для развития частно-государственного партнерства. Такие, как налоговые льготы, особые условия кредитования, более простой порядок предоставления земельных участков под строительство учреждений социального обслуживания и так далее.
-Повлияет ли на этот процесс принятие стратегии?
-Убеждена в этом. Стратегия зафиксировала существующее положение дел, основные проблемы и направления, пути их решения. У нас есть регионы, где все, о чем говорится в стратегии, в той или иной степени реализуется и дает свои результаты. Есть другие — где действуют по старинке, боятся использовать новый опыт, сделать новый шаг. Стратегия — это уже документ, на который можно ориентироваться, действовать смелее, решительнее. Законодателям в том числе.