Есть ли гарантии народной инициативы, нужен ли вообще данный институт в регионе, насколько активной она будет — покажет время. А проект закона пока находится в стадии обсуждения парламентариев и общественности региона.
Законодательное собрание Ямало-Ненецкого автономного округа
От идеи до реализации
Его инициатором выступил председатель Комитета по государственному устройству и местному самоуправлению Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Марат Абдрахманов.
— Мы много работаем по обращениям граждан, встречаемся на приемах, на выездных мероприятиях. Многие ныне действующие законы разработаны именно после таких встреч, — отмечает Марат Шамилевич. — Но сейчас есть возможность принять такой документ, который позволит людям самим, объединяясь в группы и не дожидаясь ответа на обращения, ускорить появление новых законов. Наличие такого закона будет способствовать повышению активности граждан в решении волнующих их злободневных проблем посредством использования возможности влиять на характер и содержание принимаемых региональных законов.
В Ямало-Ненецком автономном округе право законодательной инициативы принадлежит депутатам, комитетам и депутатским объединениям окружного парламента, губернатору и правительству автономного округа, представительным органам муниципальных образований. С предложениями о необходимости принятия или внесения поправок в законы автономного округа в окружной парламент в некоторых случаях обращаются граждане и общественные организации, при этом они не наделены законом правом законодательной инициативы.
Народная законодательная инициатива — право группы избирателей предложить проект закона, подлежащий рассмотрению парламентом. В юридической литературе чаще трактуется как «коллективное обращение граждан».
При этом законодатели могут согласиться с ним, внести в него поправки или отклонить. Этим народная законодательная инициатива отличается от референдума, решение которого имеет силу закона, и петиция, которая предполагает ответ, но не требует рассмотрения на уровне законодательной власти.
|
Народная инициатива — дело добровольное. Никто не в праве никого принуждать в ее осуществлении. Но участие в ней — возможность проявить гражданскую позицию и повлиять на многие процессы.
- В порядке окружной народной инициативы могут быть внесены предложения о принятии или изменении действующих региональных законов, — подчеркивает Марат Абдрахманов.
Решение превратить какую-то инициативу в окружную народную принимается на общем собрании граждан. Здесь же создается инициативная группа, которая займется продвижением будущего законопроекта, определяется председатель и составляется протокол, который послужит своеобразным заявлением для регистрации инициативы в Законодательном собрании. Председатель инициативной группы автоматически становится уполномоченным представителем инициативной группы граждан в органах государственной власти автономного округа при реализации народной инициативы. Он же осуществляет и доработку предлагаемого документа.
После того, как регистрация пройдена, группа приступает к сбору подписей. В течение 30 дней в знак одобрения инициативы необходимо заручиться поддержкой тысячи ямальцев.
Следующий этап — подача документов в региональный парламент.
- В течение 5 дней со дня приема формируется комиссия для проверки подписных листов и представленных документов. На эту работу отводится не более 10 дней, — уточняет депутат Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Марат Абдрахманов.
Регистрация инициативной группы дает право на свободное проведение агитации в поддержку народной инициативы. Выпуск печатных материалов, а также собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования — публичные мероприятия, доступные для оповещения.
Регионы обогнали центр
В прошлом году в регионе принято более 160 законов, часть из которых инициирована самими ямальцами, активно используется практика общественного обсуждения предлагаемых к рассмотрению и принятию проектов законов. Так, в ноябре 2012 года на основании обращений граждан принят закон автономного округа «О выплате вознаграждения опекунам совершеннолетних недееспособных граждан». Он предусмотрел выплату ежемесячного вознаграждения опекунам совершеннолетних недееспособных граждан за исполнение ими своих обязанностей за счет средств окружного бюджета в размере 5750 рублей.
|
На общефедеральном уровне право народной законотворческой инициативы не предусмотрено. Свободой творчества воспользовались регионы, данная норма установлена почти в 20 субъектах. Однако в законодательстве большинства субъектов нет четкости в трактовке коллективных обращений граждан, петиций, народной правотворческой инициативы.
Существуют и разные определения этой формы. Например, в Липецкой, Ярославской, Калужской областях — «народная правотворческая инициатива», «народная инициатива (граждан)» — в Томской.
Основные отличия требований в региональных документах о народной инициативе в первую очередь касаются численности инициативной группы и необходимого количества подписей в поддержку. Сложнее всего жителям Краснодарского края. Здесь, чтобы представить инициативу, требуется собрать сто тысяч подписей. Наименьшее количество требуется от активистов Приморского края — 0,1 процента от общего числа жителей.
Вопрос о том, кто может выступить с народной законодательной инициативой, во всех регионах решен примерно одинаково — граждане, проживающие на соответствующей территории и обладающие активным избирательным правом.
Для ознакомления и внесения предложений ямальский законопроект был разослан в различные организации и общественные объединения. Реакция последовала незамедлительно. Одними из первых откликнулось общественное движение «Дороги Ямала», направив ряд предложений, касающихся сроков регистрации инициативной группы граждан и сбора подписей.
Законопроект размещен и на официальном сайте Законодательного собрания автономного округа. Любой желающий может с ним подробно ознакомиться и внести свои предложения по его усовершенствованию.
Кстати
Институт народной правотворческой инициативы известен в разных странах мира, причем предусмотрен или Конституцией государства, или законодательно. На общегосударственном уровне он действует в Австрии, Испании, Италии, Швейцарии, на Филиппинах, на региональном — в США. В каждой стране требуется собрать разное количество подписей. В Швейцарии достаточно 50 тысяч, в Испании — 500 тысяч, в Бразилии — процент от общей численности избирателей, а в Колумбии — пять.
Зачастую предусматривается, что избиратели должны представлять подписи в определенной пропорции различных районов. Это сделано для того, чтобы постановка вопроса имела общий, а не местный характер. Срок для сбора подписей в среднем не превышает шести месяцев.
При этом от народных инициаторов требуется бюрократическая тщательность: оформить проект закона соответствующим образом (разделить его на главы, параграфы или статьи), написать объяснительную часть с указанием актуальности законопроекта.
Круг тем для народных инициатив не безграничен. Например, в Румынской конституции оговорено, что «не могут составлять предмет законодательной инициативы граждан фискальные проблемы, вопросы международного характера, амнистия и помилование». В Испанской конституции указано, что невозможна инициатива, которая касается налоговых вопросов. И лишь Колумбийская конституция доверяет согражданам законотворить в любом направлении.
Екатерина ЗОЛОТАРЁВА