Яхтсменам запретили лихачить после трагедии вблизи Мариуполя
Ночью 5 мая 1977 года из гавани города Жданов (ныне Мариуполь, Украина) вышли в Азовское море 20 яхт — участников крейсерской гонки. Погода была не на стороне яхтсменов: шторм достигал пяти баллов, к утру ветер усилился, начали рваться паруса. До финиша добрались 15 судов, ещё четыре вернулись в ждановскую гавань, не решившись бороться со стихией. Судьба ещё одной яхты «Надежда» прояснилась лишь через двое суток: судно затонуло, весь экипаж погиб.
Анализ этой трагедии показал, что причиной стало плохое состояние яхты и невыполнение экипажем требований безопасности — они не использовали спасательные приборы и средства сигнализации, которые были на судне. Также выяснилось, что судно было допущено к соревнованиям без обязательных документов о его техническом состоянии. Разбирательства показали, что нарушения эти далеко не единичны.
Ввиду этого 25 октября 1977 года Госкомспорт СССР издал приказ, ужесточивший допуск яхт к соревнованиям и вообще к выходу в море. Также повысился спрос с самих спортсменов, прежде всего — капитанов-рулевых. В правилах безопасности плавания на яхтах появились новые требования: весь экипаж должен уметь плавать, при повышении ветра до 3 баллов и выше — надевать спасательные жилеты. Яхтсменам запретили купаться с яхт и уж тем более выпивать во время плавания.
«Во всех случаях плавания категорически запрещается проявление бессмысленного риска и лихачества, пренебрежительного отношения к пользованию спасательными принадлежностями, штормовыми парусами и другими средствами безопасности плавания», — значилось в приказе. Также инструкция обязала участников регат всеми силами оказывать помощь утопающим и терпящим бедствие судам.