Стимулом для врачей к непрерывному дополнительному образованию должна стать прибавка к зарплате

Также, по мнению депутата Госдумы Николая Говорина, медиков пора избавить от необходимости работать в несколько смен

Стимулом для врачей к непрерывному дополнительному образованию должна стать прибавка к зарплате   ФОТО: Юрий Инякин

Правительство  3 августа утвердило паспорт приоритетного проекта «Новые кадры современного здравоохранения». Что дадут зафиксированные в документе планы врачам и пациентам, «Парламентской газете» рассказал заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин.    

- Николай Васильевич, было ли ожидаемым утверждение этого проекта?

- В общем-то да. Это то, к чему мы планомерно шли на протяжении последних трёх-четырёх лет. До того, как я пришёл в Госдуму, был проректором по постдипломному образованию медицинской академии. Так вот, конкретные шаги к новой системе подготовки медкадров мы начали делать ещё в 2013-2014 годах. О чём идёт речь сейчас? Напомню, в паспорте приоритетного проекта указано, что к 2020 году 25 процентов специалистов должны получить допуск к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации, а в 2025 году пройти аккредитацию должны будут 100 процентов специалистов. Прежде, напомню, речь шла только о сертификации врачебных кадров, и эта процедура определяла соответствие знаний и умений врача профстандарту. Сейчас же мы говорим уже об аккредитации конкретных видов деятельности. Это значит, что уровень компетенции врача будет определяться более детально, по каждому направлению, которым он занимается. Это безусловный шаг вперёд, который приведёт к улучшению подготовки врачей, особенно в части практических навыков и умений. 

И в результате в выигрыше останутся пациенты.

Приведу пример. Есть специальность «врач-психиатр», есть профстандарт, в котором описано, что он должен знать и уметь. И сертификация проверяет только это. Однако поле деятельности врача может расширяться в зависимости от его желаний — он может работать и в психиатрии, и в смежных областях — неврологии, даже психосоматике. Когда мы говорим об аккредитации «видов деятельности», мы понимаем, что в этом случае оцениваться будут его конкретные знания и навыки также и в неврологии, и в психосоматике. Причём упор будет делаться не только на то, что он знает, но и на то, что он умеет.

- Справится ли с такой задачей система медицинского образования?

- Думаю, да. При подготовке к аккредитации многие вузы создавали свои «симуляционные центры», чтобы дать возможность молодым врачам не просто сдавать теоретический экзамен, но и проявить себя в конкретных медицинских ситуациях. Так, с помощью робототехники, изображающей пациентов, оценивается, как будут действовать специалисты в тех или иных условиях. Эта система даёт врачу возможность направить обучение на отработку конкретных навыков и умений. Также хочу отметить, что с переходом к системе аккредитации возрастёт роль профессиональных врачебных ассоциаций. Важно, что оценить знания и навыки врачей будут не столько чиновники, сколько профессионалы. Члены врачебных ассоциаций смогут давать проходящим аккредитацию коллегам характеристики, входить в комиссии. 

Следующим шагом, вероятно, будет создан регистр врачей разных специальностей.

- В паспорте проекта «Новые кадры современного здравоохранения» также говорится о том, что уже в текущем году 20 процентов врачей будут получать непрерывное дополнительное профессиональное образование с использованием интерактивных образовательных модулей, к 2025 году — непрерывное дополнительное образование охватит уже 99 процентов врачей…      

- И это правильно! Раньше говорили, что медицинское образование на всю жизнь. Сейчас можно говорить «медицинское образование — всю жизнь». Врач, конечно, должен всю жизнь учиться, и это нормально. Особо подчеркну: мы входим в систему непрерывного медицинского образования, в том числе и в рамках того закона о телемедицине, который мы приняли совсем недавно. То есть у врачей будет возможность вне зависимости от того, где они живут, прослушать лекцию или поучаствовать в активных семинарах, которые ведут ведущие учёные или специалисты, в том числе из-за границы. Это позволит врачам получать самую современную информацию, обмениваться ею.

Такая возможность очень серьёзно повышает мотивацию врача к самосовершенствованию и самообразованию. Большую работу предстоит проделать и Минздраву. В документе кабмина указано, что только за 2017 год будет создано 1000 интерактивных модулей. А в 2025 году таких модулей будет уже 5000.

- Нужно ли, на ваш взгляд, как-то дополнительно мотивировать врачей включиться в систему непрерывного образования?

- В идеале нужно создать условия, чтобы врачу это было не только интересно, но у него появились бы и «внешние стимулы» — к примеру, чтобы от этого зависел его заработок, карьерный рост. Нелишним будет и немного врачей «разгрузить». Сейчас многие из них работают на несколько ставок, истощаются, сутками дежурят в больнице, потом ведут приём в поликлинике. Когда им думать о дополнительном образовании, да ещё непрерывном? 



Автор: Ольга Шульга

Просмотров 964

03.08.2017

Популярно в соцсетях