Все о пенсиях в России

13.06.2024Депутаты СРЗП предложили снизить возраст для досрочного выхода на пенсию

11.06.2024Володин предложил назвать «законом Путина» решение об индексации пенсий

11.06.2024Депутат Жуков объяснил, почему пенсии работающих пенсионеров можно снова индексировать

Приоритет общенациональных интересов — основа развития системы образования

14.06.2023 00:00

Ключ к успеху в преодолении стоящих перед нашей страной беспрецедентных исторических вызовов — в создании условий для наиболее полной реализации интеллектуального и духовного потенциала человека во благо Отечества. Решающее значение здесь имеет качество системы образования, которая должна формировать зрелую и ответственную личность, приобщать к богатству нашего цивилизационного наследия и вдохновлять идеей обустройства и благополучия России, прививать чувство патриотического достоинства. Не случайно обсуждение будущего нашего образования вызывает столь серьезный резонанс — сами параметры системы образования естественным образом воспринимаются в обществе как важнейшая предпосылка и одновременно наиболее значимый реальный показатель нашего суверенитета.

Как недавно подчеркнул Президент Российской Федерации В.В. Путин, «считаю грубым и недопустимым, когда другие страны бесцеремонно навязывают чужие шаблоны в сфере образования и воспитания». Насаждение чуждых идеалов и ценностей, проведение реформ в сфере образования без учета исторических традиций и опыта предшествующих поколений разрушают фундамент культурного суверенитета, подрывают основы политической стабильности и государственности. Понимание серьезности этой угрозы, которая отражена в Стратегии национальной безопасности России 2021 года, требует принятия мер, направленных на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей в сфере образования, на что прямо ориентирует Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809.

Исключительно важно сегодня, особенно имея в виду перспективы реорганизации нашей высшей школы, четко законодательно определить ценностные основы системы образования, которая должна развиваться и функционировать исходя из безусловного примата интересов Российского государства и общества.

В этой связи мною и всеми членами Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию совместно с председателем Комитета Государственной Думы по просвещению О.М. Казаковой, председателем Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумеровой подготовлен проект закона о дополнительных мерах по сохранению ценностей российской системы образования.

В соответствии с законопроектом предлагается наполнить ряд основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования новым содержанием, чтобы наша система образования, ее философия и организация, сама образовательная практика были на высоте времени. Речь идет не о каких-либо морально-политических декларациях, а о легальном закреплении важнейших идей и установок, которые определят вектор, характер развития системы образования и будут подлежать обязательной реализации, в том числе при укреплении статуса педагога, обновлении образовательных программ, подготовке учебных материалов, совершенствовании системы воспитательной работы, трансформации уровневой структуры образования.

Напомню, правовые принципы, действующие в той или иной отрасли, отражают ее объективные тенденции и закономерности и одновременно организуют регулирование соответствующих отношений, формируют такое регулирование как единую, целостную, целенаправленную систему. Изменения, вносимые в содержание одного принципа, затрагивают и все другие, которые должны толковаться и применяться уже с учетом этих изменений. Поэтому проектируемое развитие отдельных образовательных принципов потребует масштабной, многоуровневой работы, направленной на последовательное развертывание их глубинного смысла во всей сфере образовательных отношений. Предстоит переосмыслить законодательство об образовании с позиции данных нововведений, конкретизировать содержание обновленных принципов на уровне подзаконного регулирования и локальных нормативных актов образовательных организаций в целях обеспечения правовой определенности вытекающих из них требований применительно к различным аспектам образовательных отношений. Иными словами, установление обновленных принципов — только первоначальный этап в предстоящем масштабном процессе фундаментального и стратегического укрепления ценностных начал российской системы образования, который потребует диалога и совместных усилий государства, общества, академических и экспертных структур. И качество практической реализации этих новелл, безусловно, будет составлять важный элемент парламентского контроля.

Итак, законопроект включает следующие изменения.

Во-первых, предлагается переосмыслить (уточнить) принцип гуманистического характера образования. Реалии современного мира таковы, что великая гуманистическая идея подвергается серьезным испытаниям, целенаправленно извращается, используется для навязывания беспощадной толерантности и противоестественных деструктивных социальных установок. Между тем идея гуманизма неотделима от традиционных духовно-нравственных ценностей и не может быть им противопоставлена, не может быть оторвана от конкретной исторической и социально-культурной среды.

Как констатировал Конституционный суд России в одном из решений, конституционные положения о свободе, самореализации, самовыражении «основаны на традиционных представлениях о гуманизме в контексте особенностей национального и конфессионального состава российского общества, его социокультурных и иных исторических характеристик, в частности на сформировавшихся в качестве общепризнанных в российском обществе (и разделяемых всеми традиционными религиозными конфессиями) представлениях о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое формально-юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации, и об их особой ценности» (Постановление от 23 сентября 2014 года № 24-П). Исходя из этого, гуманистический характер образования должен получать воплощение на практике в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями.

Во-вторых, предлагается предусмотреть принципиальное требование научной обоснованности развития системы образования Российской Федерации. Это означает необходимость обеспечения соответствия системы образования уровню развития науки и техники, обязательность тщательного экспертного анализа предпосылок, прогнозируемых последствий, рисков принимаемых в сфере образования решений, последовательный учет как исторического наследия российского образования, педагогики, так и перспективных задач развития государства и общества. Исходя из этого, интеграция российской системы образования с системами образования других государств не может считаться самоцелью или приоритетом. Международное взаимодействие возможно и необходимо, но только в логике безусловной приверженности общенациональным интересам, на равноправной и взаимовыгодной основе.

Предлагаемые изменения имеют существенное значение для последовательного преодоления возобладавшего на определенном этапе рыночно-сервисного подхода к образованию. Мы приняли принципиальное решение, отказавшись от отождествления образования с понятием услуги. И хотя интеграция профессионального образования и промышленности является крайне важной для обеспечения его жизненности, практической востребованности, образование не может превращаться в услугу ни по отношению к обучающимся, ни по отношению к работодателю, индустриальному сектору.

Образование является общественным благом и цивилизационным достоянием, должно служить народу и воплощать тот образ выпускника, который не только учитывает конкретно отраслевые потребности, но и в наибольшей степени соответствует общенациональным интересам. Образование — важнейший способ обретения национальной идентичности и в этом смысле определяющий элемент социально-культурной основы российской государственности. Поэтому мы должны четко понимать и не стесняться говорить об этом прямо: образование как общественное благо является приоритетом государственной политики, призвано формировать патриотическое, национально ориентированное мировоззрение.

Соответственно, внесение предлагаемых изменений в общем и целом направлено на то, чтобы наша система образования жила не чужеродными заимствованиями или инерционными шаблонами, а развивалась через развитие исторических традиций, которые служат источником творческой силы системы образования в интересах прогрессивного будущего.