Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Плюс кинофикация всей страны

Законопроект о меценатской деятельности депутаты рассмотрят в первом чтении в апреле

Об этом заявил Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин на встрече с работниками культуры, посвященной их профессиональному празднику и прошедшей в Третьяковской галерее.

06.04.2013 15:56

Плюс кинофикация всей страны
Прежде чем начался серьезный разговор о культуре, Ирина Лебедева показала Сергею Нарышкину шедевры Третьяковки. / ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Разговор был весьма заинтересован­ным, хотя и несколько грустным. «Ес­ли за последние 20 лет количество му­зеев в России увеличилось — сейчас их более 2600, то число библиотек с каждым годом становится меньше, -отметил Сергей Нарышкин. И задал направленность дискуссии: пришло время исправлять ситуацию. — Сегод­ня мы понимаем необходимость раз­вития культуры, в том числе и в законодательном измерении…» В этой свя­зи он напомнил о принятом накануне законе, который обязывает правитель­ство представлять ежегодный доклад о состоянии культуры в стране.

Потребности и запросы общества к деятельности музеев постоянно воз­растают, но ответить на них динамич­но и эффективно мешает нынешняя законодательная база, которая огра­ничивает возможности, отметила ге­неральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебе­дева. «Когда к нам поступают деньги от наших друзей, благотворителей, то они все переходят в бюджет, становят­ся бюджетными, а мы проводим все эти аукционно-тендерные процедуры. И захлебываемся от их количества при организации выставок или подготовки зданий для проведения различных ме­роприятий, — подчеркнула она. — Все это не просто усложняет жизнь и ме­шает работать интереснее, а тормозит развитие нашей деятельности». К тому же, по ее мнению, слишком задержа­лось принятие законов о меценатстве и о культуре, который «неоправданно обсуждается много лет».
 
У директора Государственной пу­бличной исторической библиотеки России Михаила Афанасьева свои, не менее значимые проблемы профес­сиональной деятельности и не менее серьезные претензии к ее правовым основам. Библиотеки — самый массо­вый и демократичный вид культуры, но они остаются на периферии забот на фоне внимания к театру, кино, му­зеям, ревностно заметил он. И уточ­нил: «Особенно тревожат те законы и нормативные документы, которые напрямую не упоминают библиотеки, но касаются их практически и при­водят к разрушительным процессам. Нередко причины сокращения числа библиотек видят в распространении Интернета, электронных книг, что со­ответствует развитию тенденций, но в значительной степени это результат действий законов. Один из таковых -о распределении полномочий между федеральным центром и регионами, муниципалитетами. В советское вре­мя существовала вертикальная связь внутри библиотек, что давало возмож­ность эффективно работать. Сейчас благодаря законодательству низовые библиотеки отсечены от этой верти­кали. И становятся уязвимыми в своей привязке к местным бюджетам. Если у местных руководителей нет денег, что­бы выполнять свои прямые функции, то содержание библиотек для них — не­оправданная роскошь».
 
Тем не менее, развитие современ­ных коммуникаций заставляет библи­отеки соотнести с ними свою традици­онную деятельность и доказать право на существование. Один из путей к тому — дистанционное обслуживание, когда библиотека выступает не только собирателем информации, но и пред­лагает ее читателю, находящемуся на дальнем расстоянии. Как своего рода навигатор в море информации. В этой связи Михаил Афанасьев поддержал предложение руководителя Госдумы как можно быстрее вводить оцифров­ку книг, документов и внедрять техно­логии удаленного доступа. Это важно еще и потому, что библиотеки, нако­пив громадный книжный фонд, начи­нают приближаться к музеям — старая книга все больше приобретает цен­ность как памятник культуры.
 
Известный кинорежиссер, предсе­датель Комитета Госдумы по культу­ре Станислав Говорухин не доволен состоянием дел и в отечественном ки­нематографе. Особенно его раздража­ет засилье голливудских фильмов на экранах страны. Как такое случилось в стране, где кино длительное время являлось «важнейшим из искусств»? «Видели недавний «Великий и ужас­ный»? — обратился он к участникам разговора. — Его производство стоило 200 миллионов долларов. Это ровно столько, сколько стоит производство всех российских фильмов. Казалось бы, можно было бы насильно изме­нить афишу кинотеатров, например, ввести квоту. Но на экранах наших кинотеатров идет около 400 фильмов, а мы выпускаем всего 60, причем из них лишь 20, на которые не нужно за­гонять зрителя.» Прокат — еще одна прореха отечественного кино. Многие кинотеатры в один миг превратились в автосалоны, и вся система кино рух­нула. Например, в курортной столице России, Кисловодске, по его словам, нет ни одного кинотеатра.
 
«Если бы фильм «Летят журавли» создавался сегодня, то потребовал бы больших затрат? И стал бы шедев­ром?» — поинтересовался Сергей На­рышкин. «На поле малобюджетного кино мы способны соревноваться с любой державой, но у нас разруха — не в стране, а в головах, — эмоционально ответил Станислав Говорухин. — Как оказалось, свобода творчества ничего не дала. За 20 лет ничего особенного не появилось, даже если сравнивать с хорошим средним советским филь­мом. Задача каждой революции — опо­рочить все предыдущее. Так в свое время поступили большевики, очер­нив царскую Россию, так поступили и мы, нынешние граждане. Оказывает­ся, в Советском Союзе все было плохо, все не так. Появился новый взгляд на историю, где татаро-монгольского ига не было, Великую Отечественную во­йну не выиграли бы без помощи аме­риканцев. Мы опорочили всех наших героев: Невский не мог шага ступить без дозволения татарских ханов; Жу­ков завалил вражеские окопы трупами советских солдат; Есенина не повеси­ли, а он повесился сам; Чайковский любил молодых ребят; Космодемьян­ская жгла не фашистов, а крестьян­ские избы. Мы опорочили за 20 лет всю нашу историю, отняли у народа его героические, светлые страницы. И это самое страшное, что мы сделали, в чем особенно усердствовала творче­ская интеллигенция. Что делать? Ес­ли мы говорим о духовно-нравствен­ном воспитании молодого поколения, то на первый план выходит проблема кинофикации всей страны. Сегодня эта задача, которую надо решать без промедления, стоит перед Госдумой. Необходимо, во-первых, кинофици­ровать страну, развивая одновремен­но отечественную киноиндустрию, а во-вторых, принять закон о кинофикации. Сегодня мы уже готовим по­правки в закон о господдержке кине­матографа. Российское государство должно быть кровно заинтересовано в том, чтобы граждане страны массо­во смотрели отечественные фильмы на широком экране».
 
Член Комитета ГД по культуре, оперная певица Мария Максакова-Игенбергс поддержала коллегу, заметив, что культурную политику страны должны определять и форми­ровать запросы гражданского обще­ства. Она сообщила, что законопроект о меценатской деятельности уже готов к первому чтению: «Мы постарались сделать документ сбалансированным, в котором нашли свое место и нало­говые положения, и престиж. Очень важно, чтобы он открыл новые ме­ханизмы финансирования культуры, чего ей сегодня не хватает, особенно в ее бюджетной части». «Благотво­рительность, меценатство — это то­же часть культуры общества, — счи­тает Сергей Нарышкин, — поэтому не стесняйтесь достойно призывать предпринимательское сообщество к меценатству.» На одном из недавних «круглых столов» руководитель наци­онального филармонического орке­стра Владимир Спиваков напомнил, что Россия находится на 138-м месте в списке стран с высоким уровнем бла­готворительности. И горько заметил: «Для страны, в которой я родился, где я живу и собираюсь умирать, это, без­условно, позор».
 
 
 Павел АНОХИН
 Фото: ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
Читайте нас в Telegram
Просмотров 5161