Об этом заявил Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин на встрече с работниками культуры, посвященной их профессиональному празднику и прошедшей в Третьяковской галерее.
Прежде чем начался серьезный разговор о культуре, Ирина Лебедева показала Сергею Нарышкину шедевры Третьяковки. / ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
Разговор был весьма заинтересованным, хотя и несколько грустным. «Если за последние 20 лет количество музеев в России увеличилось — сейчас их более 2600, то число библиотек с каждым годом становится меньше, -отметил Сергей Нарышкин. И задал направленность дискуссии: пришло время исправлять ситуацию. — Сегодня мы понимаем необходимость развития культуры, в том числе и в законодательном измерении…» В этой связи он напомнил о принятом накануне законе, который обязывает правительство представлять ежегодный доклад о состоянии культуры в стране.
Потребности и запросы общества к деятельности музеев постоянно возрастают, но ответить на них динамично и эффективно мешает нынешняя законодательная база, которая ограничивает возможности, отметила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева. «Когда к нам поступают деньги от наших друзей, благотворителей, то они все переходят в бюджет, становятся бюджетными, а мы проводим все эти аукционно-тендерные процедуры. И захлебываемся от их количества при организации выставок или подготовки зданий для проведения различных мероприятий, — подчеркнула она. — Все это не просто усложняет жизнь и мешает работать интереснее, а тормозит развитие нашей деятельности». К тому же, по ее мнению, слишком задержалось принятие законов о меценатстве и о культуре, который «неоправданно обсуждается много лет».
У директора Государственной публичной исторической библиотеки России Михаила Афанасьева свои, не менее значимые проблемы профессиональной деятельности и не менее серьезные претензии к ее правовым основам. Библиотеки — самый массовый и демократичный вид культуры, но они остаются на периферии забот на фоне внимания к театру, кино, музеям, ревностно заметил он. И уточнил: «Особенно тревожат те законы и нормативные документы, которые напрямую не упоминают библиотеки, но касаются их практически и приводят к разрушительным процессам. Нередко причины сокращения числа библиотек видят в распространении Интернета, электронных книг, что соответствует развитию тенденций, но в значительной степени это результат действий законов. Один из таковых -о распределении полномочий между федеральным центром и регионами, муниципалитетами. В советское время существовала вертикальная связь внутри библиотек, что давало возможность эффективно работать. Сейчас благодаря законодательству низовые библиотеки отсечены от этой вертикали. И становятся уязвимыми в своей привязке к местным бюджетам. Если у местных руководителей нет денег, чтобы выполнять свои прямые функции, то содержание библиотек для них — неоправданная роскошь».
Тем не менее, развитие современных коммуникаций заставляет библиотеки соотнести с ними свою традиционную деятельность и доказать право на существование. Один из путей к тому — дистанционное обслуживание, когда библиотека выступает не только собирателем информации, но и предлагает ее читателю, находящемуся на дальнем расстоянии. Как своего рода навигатор в море информации. В этой связи Михаил Афанасьев поддержал предложение руководителя Госдумы как можно быстрее вводить оцифровку книг, документов и внедрять технологии удаленного доступа. Это важно еще и потому, что библиотеки, накопив громадный книжный фонд, начинают приближаться к музеям — старая книга все больше приобретает ценность как памятник культуры.
Известный кинорежиссер, председатель Комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин не доволен состоянием дел и в отечественном кинематографе. Особенно его раздражает засилье голливудских фильмов на экранах страны. Как такое случилось в стране, где кино длительное время являлось «важнейшим из искусств»? «Видели недавний «Великий и ужасный»? — обратился он к участникам разговора. — Его производство стоило 200 миллионов долларов. Это ровно столько, сколько стоит производство всех российских фильмов. Казалось бы, можно было бы насильно изменить афишу кинотеатров, например, ввести квоту. Но на экранах наших кинотеатров идет около 400 фильмов, а мы выпускаем всего 60, причем из них лишь 20, на которые не нужно загонять зрителя.» Прокат — еще одна прореха отечественного кино. Многие кинотеатры в один миг превратились в автосалоны, и вся система кино рухнула. Например, в курортной столице России, Кисловодске, по его словам, нет ни одного кинотеатра.
«Если бы фильм «Летят журавли» создавался сегодня, то потребовал бы больших затрат? И стал бы шедевром?» — поинтересовался Сергей Нарышкин. «На поле малобюджетного кино мы способны соревноваться с любой державой, но у нас разруха — не в стране, а в головах, — эмоционально ответил Станислав Говорухин. — Как оказалось, свобода творчества ничего не дала. За 20 лет ничего особенного не появилось, даже если сравнивать с хорошим средним советским фильмом. Задача каждой революции — опорочить все предыдущее. Так в свое время поступили большевики, очернив царскую Россию, так поступили и мы, нынешние граждане. Оказывается, в Советском Союзе все было плохо, все не так. Появился новый взгляд на историю, где татаро-монгольского ига не было, Великую Отечественную войну не выиграли бы без помощи американцев. Мы опорочили всех наших героев: Невский не мог шага ступить без дозволения татарских ханов; Жуков завалил вражеские окопы трупами советских солдат; Есенина не повесили, а он повесился сам; Чайковский любил молодых ребят; Космодемьянская жгла не фашистов, а крестьянские избы. Мы опорочили за 20 лет всю нашу историю, отняли у народа его героические, светлые страницы. И это самое страшное, что мы сделали, в чем особенно усердствовала творческая интеллигенция. Что делать? Если мы говорим о духовно-нравственном воспитании молодого поколения, то на первый план выходит проблема кинофикации всей страны. Сегодня эта задача, которую надо решать без промедления, стоит перед Госдумой. Необходимо, во-первых, кинофицировать страну, развивая одновременно отечественную киноиндустрию, а во-вторых, принять закон о кинофикации. Сегодня мы уже готовим поправки в закон о господдержке кинематографа. Российское государство должно быть кровно заинтересовано в том, чтобы граждане страны массово смотрели отечественные фильмы на широком экране».
Член Комитета ГД по культуре, оперная певица Мария Максакова-Игенбергс поддержала коллегу, заметив, что культурную политику страны должны определять и формировать запросы гражданского общества. Она сообщила, что законопроект о меценатской деятельности уже готов к первому чтению: «Мы постарались сделать документ сбалансированным, в котором нашли свое место и налоговые положения, и престиж. Очень важно, чтобы он открыл новые механизмы финансирования культуры, чего ей сегодня не хватает, особенно в ее бюджетной части». «Благотворительность, меценатство — это тоже часть культуры общества, — считает Сергей Нарышкин, — поэтому не стесняйтесь достойно призывать предпринимательское сообщество к меценатству.» На одном из недавних «круглых столов» руководитель национального филармонического оркестра Владимир Спиваков напомнил, что Россия находится на 138-м месте в списке стран с высоким уровнем благотворительности. И горько заметил: «Для страны, в которой я родился, где я живу и собираюсь умирать, это, безусловно, позор».
Павел АНОХИН
Фото: ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ