Крепость, политая кровью
45 лет назад был открыт мемориальный комплекс «Брестская крепость», однако музей в стенах легендарной уже твердыни открылся пятнадцатью годами ранее
И тем и другим мы обязаны подвижническому труду журналиста и писателя Сергея Смирнова. Любители фотографии, посещавшие выставки в шестидесятые годы прошлого столетия, наверняка помнят два снимка, запечатлевшие участников событий, советскому народу ранее почти неведомых. На одном три очень немолодых человека не сдержали слез, встретившись через два десятилетия, минувших после огненных испытаний 1941 года. На втором инвалид на костылях приник к иссеченным осколками и пулями камням.
Первый кадр был представлен на Всемирную фотовыставку в Гааге, где его ничем не наградили, поскольку ничего не поняли. Какое дело было благополучным голландцам до страданий людей на войне, которую для Нидерландов иначе как тепличной не назовешь.
Героя второго фото я знал лично в пору студенчества в Алма-Ате.
Доцента философского факультета Фурсова, с трудом, но упрямо ходившего по университетским коридорам, опираясь на трость, соученики мои провожали шепотками: «Он из Брестской крепости». Однажды на каком-то юбилейном собрании ведущий попросил было преподавателя рассказать о пережитом. Фурсов отреагировал мягко, но категорично: «Читайте Смирнова! Он все рассказал».
Сотрудничая когда-то в главной молодежной газете страны, я при случае спросил работавшего в ней сына брестского летописца Константина, каким образом его отец заинтересовался этим почти никому не ведомым тогда эпизодом войны. Оказалось, что и самому ему это было не вполне понятно. Остается предположить, что сработало редкостное журналистское чутье.
Процитирую воспоминания Константина об отце: «Виделись мы редко: либо дверь в кабинет была закрыта и сквозь рифленое стекло расплывчато темнел его силуэт за столом, либо междугородный звонок дробил покой притихшей в его отсутствие квартиры и бесстрастный голос телефонной барышни сообщал нам, откуда, из какого уголка страны или мира донесется сейчас хрипловатый отцовский баритон… Впрочем, так было потом, после Ленинской премии за «Брестскую крепость», после невероятной популярности его телевизионных «Рассказов о героизме». Это было потом… А поначалу была небольшая квартира в Марьиной Роще, куда в середине пятидесятых годов — в пору моего детства — ежедневно и еженощно приходили какие-то малопривлекательные личности, одним своим видом вызывавшие подозрение у соседей. Кто в телогрейке, кто в штопаной шинели со споротыми знаками различия, в грязных сапогах или сбитых кирзовых ботинках, с тертыми фибровыми чемоданчиками, вещмешками казенного вида или попросту с узелком, они появлялись в передней с выражением покорной безнадежности на лицах землистого оттенка, пряча свои грубые, шершавые руки. Многие из этих мужчин плакали, что никак не вязалось с моими тогдашними представлениями о мужественности и приличиях. Бывало, они оставались ночевать на зеленом диване поддельного бархата, где вообще-то спал я, и тогда меня перебрасывали на раскладушку. А через некоторое время они появлялись вновь, иногда даже успев заменить гимнастерку на бостоновый костюм, а телогрейку на габардиновое пальто до пят: и то и другое сидело на них дурно — чувствовалось, что они привыкли к иным нарядам. Но, несмотря на это, внешность их неуловимо менялась: сутулые плечи и склоненные головы вдруг отчего-то подымались, фигуры распрямлялись. Все очень быстро объяснялось: под пальто, на отутюженном пиджаке горели и позвякивали ордена и медали, нашедшие их или вернувшиеся к своим хозяевам…»
И новые костюмы, и ордена эти гости дома Смирновых обрели благодаря бескорыстному подвижничеству отца моего давнишнего знакомого. Он вернул их к жизни, и благодаря ему подвиг брестских героев стал бессмертным.
БУДЕМ ДРУЖИТЬ КРЕПОСТЯМИ!
Это не поэтический образ — это реальность. Несколько брестских энтузиастов отправились во Владивосток. Дорога далекая и недешевая. Но ходоки оказались железнодорожниками, которым кое-какие льготы все еще положены. Они побывали в музее крепости нашего самого дальнего форпоста, рассказали о Бресте и привезли оттуда пожелания дружить плюс солидный по габаритам фотоальбом, в котором история морской крепости России на Тихом океане.
Рассказывая мне об этом достойном примере народной межмузейной дипломатии, ученый секретарь брестского мемориала Елена Харичкова вздохнула: мол, листая страницы фотокниги, не раз мечтала — нам бы такую. Есть вполне реальная идея устроить во Владивостоке выставку из Бреста. Современные средства коммуникаций позволяют сделать это достаточно просто. Материалы в цифровом формате легко перебросить к Японскому морю, а там их распечатают и оформят полагающимся образом.
Выставочная активность в Бресте весьма заметна. Свою экспозицию под не требующим пояснений названием «Не убий!» белорусы показали в Ясной Поляне, сейчас в крепости работает ответная экспозиция из толстовского музея-заповедника под тем же названием. Не могу не процитировать выдержку из сентенции Льва Николаевича на одном из стендов. «За какое хотите время откройте газеты и всегда, всякую минуту увидите черную точку, причину возможной войны; то это будет Корея, то Памиры, то Африканские земли, то Абиссиния, то Армения, то Турция, то Венесуэла, то Трансвааль… Большая война всякую минуту может и должна начаться». Толстой написал эти строки в 1896 году, но и по сию пору, как любой может заметить, в мире практически ничто не изменилось!
«Толстовская» выставка разместилась в крыле отреставрированных казарм. Экспозиция «Музей войны — территория мира» буквально за душу берет. Из темноты, подобно изображению на фотобумаге в кювете с проявителем, на экране появляются лица участников обороны, в режиме нон-стоп идут фрагменты кинофильмов, которые могли смотреть защитники крепости в те июньские дни. Статуи оборонявшихся, которым довелось угодить в плен, напоминающие роденовскую композицию «Граждане Кале», наверное, многим после пребывания в залах будут сниться по ночам. Главное, что впечатляет в этих залах, — это наглядный излом эпох между миром и войной. Довоенный мир и пришедшие ему на смену ужасы столь контрастны, что способны заставить задуматься любого поборника силового решения мировых вопросов…
На весь казарменный комплекс денег пока не хватило, но замыслы есть, и весьма многообещающие. В крепости — напомню, что ее модернизацию проектировал великий русский фортификатор Тотлебен, прославившийся при обороне Севастополя, — сохранился уютнейший дворик «барбакан». На него у музейщиков свои, пока не вполне сформировавшиеся, виды. Этот пятачок-«полуредут», где ветви яблонь гнутся от плодов, как и ветви сливового дерева, фактически сформировался в качестве площадки для маленького кафе, в котором можно слегка перевести дух от ужасов экспозиции. Есть однако же и другая точка зрения. Мои собеседники в Бресте, правда, сомневались: резонно ли насыщать политую кровью территорию крепости кулинарно-развлекательными точками? Кто знает, кто знает, где истина?..
Крепость для Бреста уже давно не просто мемориал, но и своеобразный парк памяти павших и выживших. Выходных дней здесь нет, брестчане идут сюда семьями, новобранцы принимают здесь присягу.
ТВЕРДЫНЯ ОДНА НА ВСЕХ!
1991 год разделил наши народы, но нигде, кроме Беларуси, не заметно столь явственно тяготение сберечь духовные скрепы, единые для всех новых независимых государств. Войну встретили и в конечном счете приблизили Победу уроженцы всех, пожалуй, земель СССР. Немцы, рассчитывавшие, что на взятие брестского рубежа уйдет не более получаса, застряли здесь надолго, и во многих из них тогда и зародилось неведомое прежде осознание, что вместо блицкрига впереди затяжная и бесперспективная война.
Но мудрость настигает не всех. Желающих опорочить или нивелировать славу Брестской крепости хватает. Доходит до бреда. Западные радетели толерантности и еще бог весть чего упрекают даже сотрудников мемориала, что они занимаются пропагандой в ущерб… памяти о холокосте. Известная на весь мир телекомпания, называть которую язык не поворачивается, додумалась до того, что включила скульптурные композиции мемориала в число самых уродливых в мире. Обижаться, а тем более реагировать на это не стоит. Достаточно принять к сведению, что прошлое у каждого свое и заокеанцам наше горе не понять. Пусть развлекаются, как удается…
У Брестской крепости и у всей округи в целом есть и другие мемориальные достоинства. В Беларуси, как нигде более в бывшем Советском Союзе, уцелело немало памятников русской фортификации. Неподалеку сохранились укрепления так называемой линии Молотова. Соседи-гродненцы уже включили несколько фортов и дотов в туристические маршруты. На Брестщине об этом тоже думают и планируют будущее. Начало положено. До недавнего прошлого гостям мемориала недоступны были Тереспольские укрепления, поскольку располагаются они в погранзоне на островке меж двух омывающих крепость рек. Сразу за ними Польша. Открыть эту, так сказать, запретную сушу для экскурсантов распорядился лично Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Самовольщиков туда, правда, не пускают, но организованным туристам доступ не воспрещен.
Директор мемориала Григорий Бысюк сказал мне, что сейчас заведующий филиалом основного музейного комплекса Александр Коркотадзе готовит концепцию развития «Пятого форта» — уникального достояния отечественной оборонительной истории. Проблема, как водится, в средствах. Я прошел по всем переходам и закоулкам этой твердыни и смело могу заявить, что масштабом и загадочностью она мало уступает замкам крестоносцев Ближнего Востока. Конечно, инопланетян среди ее создателей не отыскать, но не преклониться перед проектировщиками и строителями просто нельзя. Однако для полной музеефикации объекта необходимо как минимум обустроить его отоплением, иначе полноценной экспозиции не создать. Мультимедийные прелести от сырости, может быть, и не пострадают, но подлинным раритетам испарения увлажненных за многие десятилетия кирпичных стен явно не к добру…
Фото автора
Фото РИА «НОВОСТИ»