Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Херсонес: Русская Троя и Русский Иерусалим

Основанный почти две с половиной тысячи лет назад, Херсонес до сих пор остается жемчужиной Крыма, привлекающей туристов со всего света.

На днях члены ЮНЕСКО отказались признать крымский музей-заповедник «Херсонес Таврический» российским. Однако это, по сути, политическое решение никоим образом не отменяет его культурную значимость и туристическую привлекательность.

29.02.2016 15:56

Автор: Александр Мащенко

Херсонес: Русская Троя и Русский Иерусалим

Русская Троя

Не зря же Херсонес иногда назы­вают Русской Троей. И пусть этот город моложе знаменитого Илиона, все равно жизнь здесь кипит вот уже около двух с половиной тыся­челетий — первое упоминание о Хер­сонесе относится к середине IV века до нашей эры. То есть к тому само­му столетию, которое подарило нам, например, Александра Македонско­го, Аристотеля и Платона.

Я такой — не один. Этот город превращает одних в филологов, других — в поэтов, третьих — в исто­риков. «Мое детство прошло на окраине Севастополя, и первое, что я видел утром со своего двора, — руины Херсонеса, — рассказывает крымский историк Игорь Азаров. — Собственно, этот «ежедневный Хер­сонес» и сделал меня историком. Я до сих пор хватаю все, что вижу, если это о Херсонесе, — книги, знач­ки, какие-то сувениры. Помню, как несколько лет назад горько рыдал, когда увидел на мраморе колонн византийской базилики огромные синие буквы «Донбасс порожняк не гонит!». Херсонес — это память. Херсонес — это тест на культуру. Херсонес — святыня. Единственный на территории европейской России античный театр (при греках — те­атр, при римлянах — ристалище, цирк, при византийцах — церкви, одна на другой)… Колокол, отлитый из турецких пушек и висевший на колокольне Нотр-Дама… Это надо видеть, трогать своими руками».

Слово «херсонес» обычно перево­дят с греческого как «полуостров» — город действительно располагается на небольшом полуострове между двумя бухтами. Ну а «таврический» означает расположенный в земле тавров (воинственного племени, на­селявшего окрестные горные мест­ности).

Херсонесу неоднократно прихо­дилось обороняться от нападений соседей. Свидетелями тех бурных событий являются городские стены со следами починок и ремонтов. Во­обще, любой античный город — это прежде всего крепость с мощной линией обороны. Длина оборони­тельных стен Херсонеса составляла около трех с половиной километров при максимальной толщине около четырех метров, высота достига­ла десяти, а башен — двенадцати метров. Они сложены из крупных тщательно отесанных известняко­вых блоков и до сих пор произво­дят впечатление неприступности, хотя и сохранились всего лишь на половину своей высоты.

В первые века нашей эры Херсонес попал в поле притяжения Римской империи. Богатые и влия­тельные херсонеситы имели права римского гражданства, а само Херсонесское государство стало глав­ным римским опорным пунктом в регионе. Местом расквартирова­ния римских войск в городе была цитадель — площадь в юго-восточ­ной части городища, огражденная со всех сторон оборонительными стенами. А главным «развлекатель­ным центром» являлся расположен­ный в нескольких сотнях метров театр, который во время римского периода использовался еще и как цирк для боев гладиаторов и вме­щал около двух тысяч зрителей. Затем на смену Римской империи пришла Византия. Город на протя­жении нескольких веков был глав­ным форпостом Константинополя в Северном Причерноморье.

Русский Иерусалим

Херсонес — это не только Русская Троя, но и Русский Иерусалим. Кре­щение в 988 году в Херсонесе святого равноапостольного князя Владимира стало ключевым событием в истории страны. Без этого в России не было бы ни Андрея Рублева, ни Николая Гоголя, ни Федора Достоевского, ни Льва Толстого, ни Александра Сол­женицына. Да что там — без этого не было бы самой России.

«Именно в Крыму находится ду­ховный исток формирования много­ликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства, — отметил Президент России Владимир Путин в одном из своих Посланий Федеральному Со­бранию. — …Для России Крым, древ­няя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм».

Согласно еврейской традиции, Бог сотворил на Храмовой горе первого человека — Адама. Согласно русской традиции, здесь, в Крыму, Бог сотво­рил русского человека.

Мы сидим в кабинете настоятеля Владимирского собора, протоиерея Сергия Халюты. «Апостол Андрей Первозванный проповедовал в Херсонесе на берегах Русского моря. Это к вопросу о том, чей Крым. Это русская земля. Так было установлено Андреем Первозванным, князем Вла­димиром, святыми равноапостольны­ми Кириллом и Мефодием», — говорит священник.

Сегодня отец Сергий мечтает о том, что рано или поздно будет ре­ализована идея, высказанная в сентя­бре прошлого года здесь, в Херсонесе, Владимиром Путиным. Тогда, во время посещения заповедника вме­сте с Сильвио Берлускони, Президент России предложил создать в Херсонесе историко-культурный центр хри­стианства.

До и после

Херсонесский музейОднако вернемся ненадолго в глубь веков. В XII-XIV столетиях постоян­ные набеги кочевых племен подо­рвали экономику Херсонеса. После очередного монголо-татарского на­шествия в конце XIV столетия, завер­шившегося взятием и разрушением города, он долгое время представлял собой пепелище с остатками полу­разрушенных домов, храмов и кре­постных сооружений. Новое рож­дение древний город получил уже после присоединения полуострова к России. С 1816 по 1833 год коман­дующим Черноморским флотом был адмирал Алексей Грейг, человек энци­клопедически образованный, почет­ный член Петербургской академии наук. Его заслугой, помимо совер­шенствования флота, развития кора­блестроения, науки и техники, было изучение и сохранение древностей Крыма. Ему же принадлежит мысль о сооружении в Херсонесе памятника крещению князя Владимира.

Чтобы «правильно» установить памятник, Грейгу очень хотелось уз­нать, в каком именно месте находил­ся храм, в котором крестился Влади­мир, или ворота, через которые князь въехал в Корсунь. Не получив ответа на свои вопросы у знатоков истории Тавриды, адмирал поручил начать раскопки на городище. Так, в 1827 году начались раскопки, принесшие Херсонесу славу той самой Русской Трои. Год за годом из-под многовеко­вых напластований появлялись дома и улицы, площади и храмы древнего города.

Главная улица Херсонеса пересе­кает город с юго-запада на северо-восток. Ее длина — 900 метров, а ши­рина — шесть с половиной. Примерно в средней части улицы находится го­родская площадь. Судя по находкам, в античную эпоху здесь размещались главные святыни: статуи богов, хра­мы, алтари, высеченные на камне почетные постановления. Именно на этой площади найден важнейший памятник Херсонеса — присяга, кото­рую принимали юноши, достигшие совершеннолетия.

«Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями Олим­пийскими и героями, кои владеют городом, областью и укреплениями херсонеситов: я буду единомыслен относительно благосостояния города и граждан и не предам Херсонеса, ни Керкинитиды, ни Прекрасной Гавани, ни прочих укреплений, ни из осталь­ной области, которою херсонеситы владеют или владели, ничего нико­му, — ни эллину, ни варвару, но буду охранять для народа херсонеситов», — обещали древние херсонеситы.

После принятия христианства на площади вместо языческих храмов были построены христианские, в од­ном из которых по преданию и кре­стился князь Владимир. В середине XIX века на этом месте было нача­то строительство грандиозного со­бора, посвященного историческому событию. Архитектор Давид Гримм спроектировал здание двухэтажным, разместив на каждом из этажей по одной церкви. Первый занимает цер­ковь Рождества Богородицы, а вто­рой — Святого Владимира. Внутри собора, на первом этаже, сохранены остатки крестообразного храма, в ко­тором, как первоначально полагали, и крестился русский князь.

Колокол Херсонеса

По ком звонит колокол?

В годы Великой Отечественной во­йны Владимирский собор был раз­рушен. Его реконструкция заверши­лась только в начале XXI века. 5 мая 2002 года в восстановленном соборе прошла первая пасхальная служба. В тот же день вновь зазвучал на бе­регу моря легендарный херсонесский колокол.

У этого колокола очень интерес­ная история. Он был отлит в 1776 го­ду из трофейных пушек, захваченных у неприятеля во время Русско-турец­кой войны 1768-1774 годов, и уста­новлен в монастыре на территории Херсонеса. Во время Крымской вой­ны французы вывезли колокол в Па­риж, спустя годы он был обнаружен на звоннице собора Парижской Бого­матери. В 1913 году французы в знак дружбы с Россией вернули колокол на родину, где его подняли на звон­ницу Владимирского собора.

Херсонесский колокол не толь­ко призывал на службу монахов, но и служил… маяком: в тумане его го­лос предупреждал корабли, находя­щиеся в море, о близком скалистом береге. В 1925 году, после закрытия монастыря, «турецко-французский колокол» установили на берегу для звона в ненастную погоду. Его уз­нали по изображениям на боках: с одной стороны — святой Николай, с другой — неизвестный святой, сто­ящий на луне, и тексту, который уже тогда сохранился не полностью: «Сей колокол… вылит… святого Николая Чудотворца в Таганроге из турецкой артиллерии весом… пуд (вес колоко­ла — 315 пуд) 1776 года месяца авгу­ста… числа».

Колокол пережил Гражданскую войну и вторую оборону Севастопо­ля, по-прежнему возвышаясь на кру­том херсонесском берегу. Сегодня го­лос херсонесского колокола слышен не только по всей России, но и по всему миру — в 2013 году Херсонес Таврический был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кстати. Пока Херсонес является единственным объектом в Крыму, ко­торый включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, сре­ди кандидатов на попадание в этот список числятся Генуэзская крепость в Судаке, Ханский дворец в Бахчиса­рае, а также пещерные города Чуфут-Кале, Мангуп-Кале и Эски-Кермен.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 5955