Герои космических трасс

По страницам фотолетописи отечественной звездной эпопеи

06.04.2013 15:56

Герои космических трасс
Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Ю.А. Гагарин на пресс-конференции. Сан-Паулу. 2 августа 1961 года / Фото В. Соболева

Старт космического корабля. Байконур. 1980 год. Автор А. Моклецов

На протяжении нескольких десятилетий отечественные достижения в освоении космического пространства были источником национальной гордости. Советский Союз пер­вым осуществил запуск искусственного спутника. Первый в мире космонавт, первая женщина на околоземной орби­те, первый человек, вышедший в открытый космос, — были советскими гражданами. Единственным соперником СССР в «космической гонке» являлись США, и лозунг «Догнать и перегнать Америку!» применительно к космонавтике зву­чал крайне актуально.

Слава, обрушившаяся на советских «колумбов» Вселен­ной, была колоссальной. 108 минут полета навсегда вписа­ли имя Юрия Гагарина в мировую историю. Вскоре после приземления ему пришлось выдержать многомесячный «марафон» по планете. Страны, президенты, премьеры, парламенты, заводы и фабрики, университеты и школы; всюду толпы восторженных людей, желающих хотя бы по­стоять рядом с ним. Вскоре та же „участь“ постигла и его товарищей Германа Титова, Валентину Терешкову, Вале­рия Быковского, Андриана Николаева, Павла Поповича и других. Космонавты мгновенно превращались в кумиров миллионов. Их портреты печатались в газетах и журналах, советские и иностранные журналисты наперебой пытались взять у них интервью, факты их личной жизни становились достоянием общественности. Однажды Гагарин признался: «До чего же надоело быть Гагариным! Хочется как все».

Миллионы писем, присылаемых космонавтам со всех концов света, — явление небывалое по масштабам и искрен­ности выражения челов. Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Г.С. Титов среди пионеров в Московском городском Дворце пионеров и школьников. Август 1961 года. Автор Б. Ярославцев. еческих чувств. Трудовые коллекти­вы Советского Союза и социалистических стран зачисляли космических первопроходцев своими почетными членами, давали их имена фабрикам, заводам, шахтам и стройкам…

В 1960-х годах сложилась церемония встречи космонав­тов после завершения ими полета: самолет Ил-18 с героями дня на борту до посадки на Внуковском аэродроме сопро­вождал эскорт истребителей, руководители страны встре чали космонавтов, и колонна автомобилей, приветствуемая десятками тысяч человек, по Ленинскому проспекту на­правлялась к Красной площади. Вечером небо Москвы оза­рялось залпами артиллерийского салюта.

Развитие отечественной космонавтики Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Г.Т. Береговой. Москва. Декабрь 1972 года. Автор О. Кузьмин. шло семимиль­ными шагами. 1964-й: запущен первый многоместный кос­мический корабль «Восход». 1969-й: на орбите была со­брана и начала функционировать первая в мире экспери­ментальная космическая станция. 1970-й: экипаж корабля «Союз-9» пробыл в космосе рекордное время — 424 часа. Американская космическая программа, соревнуясь с совет­ской, также поражала своими достижениями. Мир узнал имена Дж. Гленна, Ф. Бормана, Н. Армстронга, Дж. Ловел-ла… В 1975 году совместный проект «Союз—Аполлон», от­крыл эпоху международных космических полетов, продол­женную позднее программой «Интеркосмос».

Со временем успехи в освоении космического простран­ства стали восприниматься как что-то обыденное, Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза А.А. Леонов у станка в одном из цехов ЗИЛа в день Всесоюзного коммунистического субботника. Москва. 22 апреля 1981 года. Автор В.Соболев. хотя на борту космических кораблей возникали нештатные, подчас опасные для жизни космонавтов ситуации.

Так, в марте 1965 года во время возвращения на корабль Алексея Леонова, совершавшего первый в истории космо­навтики выход в открытый космос, возникла нештатная ситуация — скафандр раздулся, и космонавту пришлось за­бираться в люк корабля не ногами, как предписывала ин­струкция, а головой вперед. Кроме того, Леонов сумел про­тиснуться в шлюз, изменив режим давления в скафандре и тем самым рискуя собственной жизнью.

Перед посадкой «Восхода-2» отказала автоматическая система ориентации, поэтому Алексею Леонову и Павлу Беляеву пришлось вруч­ную ориентировать корабль и включать тормозной двига­тель. В результате посадка произошла в нерасчетном райо­не, а из-за глубокого снега спасатели пробились к ним лишь на третий день. В ноябре 1983 года космонавтам Алексан­дру Александрову и Владимиру Ляхову пришлось с помо­щью подручных средств чинить скафандр. Получив разре­шение на выход в открытый космос в отремонтированном костюме, Александров успешно выполнил монтаж солнеч­ных батарей станции «Салют-7».

В 1985 году Владимир Джанибеков совершил свой пя­тый полет в качестве командира экипажа на корабле «Со­юз Т-13». Совместно с Виктором Савиных ему удалось вос­становить контроль над орбитальной станцией «Салют-7», перешедшей в полностью неуправляемый режим после сбоя основного оборудования командной радиолинии, системы питания и выдачи неверных команд из ЦУПа. Продолжи­тельность полета составила 115 суток. В истории отечествен­ной космонавтики он до сих пор считается самым сложным с технической точки зрения.

Наряду с блестящими успехами были и утраты. В апреле 1967 года страна прощалась с полковником В.М. Ко­маровым — первая (официальная), но, увы, далеко не по­следняя потеря в отряде наших космонавтов. Преодоление земного тяготения требовало своих жертв.

А потом все закончилось. На орбиту начали летать в «де­журном» режиме, по расписанию. Сообщения об очередном запуске космического корабля ничем не выделялись в ряду прочих новостей. Перестроечный лозунг «Не надо космоса, дайте колбасы!» — окончательно обозначил приоритеты, сформировавшиеся тогда в общественном сознании.

С середины 1990-х годов берет отсчет новый этап в ос­воении космоса: орбитальный комплекс «Мир» (Салют-8) стал «космическим домом» не только для российских, но и для американских исследователей. На смену «Миру» при­шла МКС, принявшая на сегодняшний день уже восемь кос­мических туристов. Постепенно мы привыкли к обитаемо­му космосу, многомесячные космические вахты не вызыва­ют больше восхищения. Хотя именно российские космонав­ты являются рекордсменами по длительности космического полета: Валерий Поляков — обладатель мирового рекорда — он провел 437 суток и 18 часов на борту орбитальной станции «Мир». Сергей Крикалев — рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе. Приняв уча­стие в шести экспедициях, он провел на орбите 803 дня.

Соединенным Штатам удалось перегнать нас по числу астронавтов — 332. В России их 115, и они по-прежнему лучшие в мире.

Череда неудач, преследующая сегодня отечественную космонавтику вполне объяснима, — нехватка квалифици­рованных специалистов. Для покорения глубин Вселенной необходимы не только хорошо подготовленные и облада­ющие личным мужеством космонавты, но и тысячи людей, работающих в ракетно-космической отрасли, создающих технику и оборудование для полетов, обеспечивающих их безопасность. Эти люди становятся новыми героями, про­должающими в сегодняшних условиях на энтузиазме и ста­рой закалке развивать былое могущество одной из ведущих космических держав. 

Елена ХАРИТОНОВА, главный специалист
Центрального архива электронных
и аудиовизуальных документов Москвы 

. Самолет Ил-18 с летчиками-космонавтами СССР, Героями Советского Союза В.В. Терешковой и В.Ф. Быковским на борту, эскортируемый семью истребителями в небе над Внуковским аэродромом. 22 июня 1963 года. Автор М. Трахман. Космонавт-исследователь С.Е. Савицкая в дни подготовки старта космического корабля «Союз Т-7». Байконур. Август 1982 года. Автор О. Кузьмин

Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Г.М. Гречко во время празднования 60-летия Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. Москва. 27 декабря 1996 года. Автор В. Мариньо. . Москвичи во время встречи первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина. Москва. 14 апреля 1961 года. Автор В. Янков.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 6666