Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

«Дорожная карта» для муниципалитетов

В новых экономических условиях муниципалитеты должны научиться рассчитывать, прежде всего, на собственные ресурсы, и помочь им в этом призван Банк лучших муниципальных практик, формировать который начал Всероссийский совет местного самоуправления.

31.05.2015 15:56

«Дорожная карта» для муниципалитетов
 

Определять, чей опыт досто­ин распространения, станут участники межрегиональных конференций — активисты Всероссий­ского совета местного самоуправле­ния (ВСМС) — главы муниципалитетов, местные депутаты, представители на­учного и бизнес-сообществ, эксперты.

То, что первой внесла свой вклад в копилку лучших практик Омская область, — не случайно. В регионе обсто­ятельно и системно занимаются изуче­нием проблем местного самоуправле­ния с первых дней его становления в современной России, информировал на недавней конференции ВСМС председа­тель Омского регионального отделения, член Совета Федерации Игорь Зуга. Су­щественные изменения федерального законодательства, практически новый виток муниципальной реформы, сме­стили ответственность за развитие местного самоуправления на уровень регионов. Им теперь предоставлены ши­рокие права по формированию системы местной власти на своих территориях. Такое доверие предполагает и особую ответственность. И конечно, органы местного самоуправления тоже должны деятельно участвовать в процессе.

«Наш комитет опросил субъекты Федерации, и выяснилось, что в пяти из них уже готова правовая база для изменения статуса городского округа в связи с его внутригородским деле­нием», — познакомил участников с первыми результатами мониторин­га правоприменительной практики председатель ВСМС, председатель Комитета Совета Федерации по феде­ративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров. Дру­гие регионы пока взяли тайм-аут для взвешенного изучения всех плюсов и минусов предложенных новаций.

Новый федеральный закон расши­рил права регионов, позволив им, ис­ходя из целесообразности, перераспре­делять полномочия. Многие восполь­зовались этим правом и забрали на государственный уровень решение тех вопросов организации жизнеобеспече­ния: электро-, тепло-, газоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, которые муниципалитетам были зачастую просто не по силам. Анализ полученных из регионов све­дений позволяет сделать вывод, что изменения в законодательство дали возможность в каждом конкретном субъекте Федерации самостоятельно организовать местное самоуправление с учетом специфики региона.

Уже в этом году была внесена по­правка, решающая давнюю проблему статуса главы муниципального обра­зования как единственного должност­ного лица, несущего персональную ответственность за жизнеобеспечение перед населением и государством. И чем больше ясности в базовом законе, чем меньше остается «белых пятен» и противоречий, тем легче становится на местах строить эффективно рабо­тающее местное самоуправление. Ту власть, до которой, по выражению президента страны, «можно дотянуть­ся рукой».

Движущая сила местного само­управления — люди, местное сообще­ство, подчеркивали выступающие на конференции. Без вовлеченности граждан в решение проблем горо­да или села, эффективной обратной связи населения и власти выхолащи­вается сам его смысл. Как красноре­чиво свидетельствует опыт лучших муниципалитетов, позитивные преоб­разования, одобряемые и поддержива­емые людьми, получают мощнейший импульс.

После долгих дискуссий в законо­дательство о стратегическом плани­ровании был внесен и муниципальный уровень. Наиболее продвинутые горо­да, в том числе и Омск, имели свои стратегии развития и до принятия фе­дерального закона. О «подводных кам­нях» в ходе ее разработки рассказал профессор Омского госуниверситета имени Ф.М. Достоевского Олег Рой. Он подчеркнул важность принципа пла­нирования снизу вверх. К сожалению, интерес у городского сообщества к этой важной работе пока небольшой. Из двух тысяч распространенных раз­работчиками «проблемных карточек» заполненными вернулись лишь 25. И это, конечно, не потому, что омичи равнодушны к проблемам своего го­рода. Просто дело это новое и им еще предстоит поверить, что будущее раз­витие не в меньшей мере, чем от вла­сти, зависит и от каждого горожанина.

В европейских странах с развитым самоуправлением иметь планы соци­ально-экономического развития обя­заны все муниципальные образования. Без этого они просто не получат фи­нансирования. Главная проблема рос­сийских планов развития — они непо­мерно сложны. Что показал опыт моно­городов в предыдущий кризис. Чтобы получить господдержку, им было не­обходимо предоставить КИПы — ком­плексные инвестиционные планы. Уда­лось это менее чем 30. Для разработки были приглашены специалисты, потра­чены немалые деньги, но в результате большинство с задачей не справились. Сегодня планы будут разрабатывать многие города. И здесь опыт пионеров бесценен.

Проблема наращивания экономики стоит перед каждым муниципальным образованием, признала глава столи­цы Тывы Дина Оюн. Когда в Кызыл в преддверии 100-летия присоединения республики к России пришли инве­стиции и были созданы новые рабочие места, власть натолкнулась на челове­ческий фактор. За долгие годы безна­деги кто спился, кто отвык работать. Пришлось начинать заново. Рекон­струкция набережной Енисея, установка обелиска «Центр Азии» и даже най­денное в кургане скифское золото по­зволили горожанам по-новому взгля­нуть на свой город, полюбить его. А следом возникло и желание трудиться ему во благо и процветание.

«Почему все люди работают, а русские надрываются? Все пьют, а русские — напиваются?» — напомнил профессор кафедры теории и истории государства ОмГУ Александр Бутаков письмо реформатора Сергея Витте им­ператору Николаю II. — Причина и то, что «к взрослым людям относятся, как к детям».

Снижение активности на местных выборах, в местном самоуправлении наблюдается во всем мире, констати­ровал президент «Европейского клу­ба экспертов МСУ» профессор Эмиль Маркварт. Есть немало опробованных форм привлечения людей к участию в местной демократии. Но, прежде всего, необходима самоидентификация жи­телей с территорией.

Людям должна нравиться «малая родина», только тогда у них появит­ся желание соучаствовать в решении проблем. Нравиться станет, если жить будет комфортно, культурно, богато. И тут на первый план выходит пробле­ма инвестиций. Это — задача власти. Мало написать стратегию, наметить планы. Надо еще убедить бизнес, под­готовить и территорию, и сообщество.

Стратегия — документ общественного согласия. Работы хватит на всех. А правильные решения подскажет Банк лучших муниципальных практик. Он поможет органам местного самоуправления сориентироваться, выбрать наиболее подходящие управленческие решения, сформировать собственную «дорожную карту», которая позволит сделать город или район экономически успешным. Полезен емкий и общедоступный банк передового опыта и жителям. Получив информацию о других городах, они с полным правом смогут прийти в мэрию с вопросом: «А почему у нас не так?» От преодоления «информационного голода» выиграет как каждый конкретный человек, так и муниципальные управленцы. И в конечном счете — вся страна.

Юлия Захватова
Омск
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 3724