«Дорожная карта» для муниципалитетов
В новых экономических условиях муниципалитеты должны научиться рассчитывать, прежде всего, на собственные ресурсы, и помочь им в этом призван Банк лучших муниципальных практик, формировать который начал Всероссийский совет местного самоуправления.
Определять, чей опыт достоин распространения, станут участники межрегиональных конференций — активисты Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) — главы муниципалитетов, местные депутаты, представители научного и бизнес-сообществ, эксперты.
То, что первой внесла свой вклад в копилку лучших практик Омская область, — не случайно. В регионе обстоятельно и системно занимаются изучением проблем местного самоуправления с первых дней его становления в современной России, информировал на недавней конференции ВСМС председатель Омского регионального отделения, член Совета Федерации Игорь Зуга. Существенные изменения федерального законодательства, практически новый виток муниципальной реформы, сместили ответственность за развитие местного самоуправления на уровень регионов. Им теперь предоставлены широкие права по формированию системы местной власти на своих территориях. Такое доверие предполагает и особую ответственность. И конечно, органы местного самоуправления тоже должны деятельно участвовать в процессе.
«Наш комитет опросил субъекты Федерации, и выяснилось, что в пяти из них уже готова правовая база для изменения статуса городского округа в связи с его внутригородским делением», — познакомил участников с первыми результатами мониторинга правоприменительной практики председатель ВСМС, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров. Другие регионы пока взяли тайм-аут для взвешенного изучения всех плюсов и минусов предложенных новаций.
Новый федеральный закон расширил права регионов, позволив им, исходя из целесообразности, перераспределять полномочия. Многие воспользовались этим правом и забрали на государственный уровень решение тех вопросов организации жизнеобеспечения: электро-, тепло-, газоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, которые муниципалитетам были зачастую просто не по силам. Анализ полученных из регионов сведений позволяет сделать вывод, что изменения в законодательство дали возможность в каждом конкретном субъекте Федерации самостоятельно организовать местное самоуправление с учетом специфики региона.
Уже в этом году была внесена поправка, решающая давнюю проблему статуса главы муниципального образования как единственного должностного лица, несущего персональную ответственность за жизнеобеспечение перед населением и государством. И чем больше ясности в базовом законе, чем меньше остается «белых пятен» и противоречий, тем легче становится на местах строить эффективно работающее местное самоуправление. Ту власть, до которой, по выражению президента страны, «можно дотянуться рукой».
Движущая сила местного самоуправления — люди, местное сообщество, подчеркивали выступающие на конференции. Без вовлеченности граждан в решение проблем города или села, эффективной обратной связи населения и власти выхолащивается сам его смысл. Как красноречиво свидетельствует опыт лучших муниципалитетов, позитивные преобразования, одобряемые и поддерживаемые людьми, получают мощнейший импульс.
После долгих дискуссий в законодательство о стратегическом планировании был внесен и муниципальный уровень. Наиболее продвинутые города, в том числе и Омск, имели свои стратегии развития и до принятия федерального закона. О «подводных камнях» в ходе ее разработки рассказал профессор Омского госуниверситета имени Ф.М. Достоевского Олег Рой. Он подчеркнул важность принципа планирования снизу вверх. К сожалению, интерес у городского сообщества к этой важной работе пока небольшой. Из двух тысяч распространенных разработчиками «проблемных карточек» заполненными вернулись лишь 25. И это, конечно, не потому, что омичи равнодушны к проблемам своего города. Просто дело это новое и им еще предстоит поверить, что будущее развитие не в меньшей мере, чем от власти, зависит и от каждого горожанина.
В европейских странах с развитым самоуправлением иметь планы социально-экономического развития обязаны все муниципальные образования. Без этого они просто не получат финансирования. Главная проблема российских планов развития — они непомерно сложны. Что показал опыт моногородов в предыдущий кризис. Чтобы получить господдержку, им было необходимо предоставить КИПы — комплексные инвестиционные планы. Удалось это менее чем 30. Для разработки были приглашены специалисты, потрачены немалые деньги, но в результате большинство с задачей не справились. Сегодня планы будут разрабатывать многие города. И здесь опыт пионеров бесценен.
Проблема наращивания экономики стоит перед каждым муниципальным образованием, признала глава столицы Тывы Дина Оюн. Когда в Кызыл в преддверии 100-летия присоединения республики к России пришли инвестиции и были созданы новые рабочие места, власть натолкнулась на человеческий фактор. За долгие годы безнадеги кто спился, кто отвык работать. Пришлось начинать заново. Реконструкция набережной Енисея, установка обелиска «Центр Азии» и даже найденное в кургане скифское золото позволили горожанам по-новому взглянуть на свой город, полюбить его. А следом возникло и желание трудиться ему во благо и процветание.
«Почему все люди работают, а русские надрываются? Все пьют, а русские — напиваются?» — напомнил профессор кафедры теории и истории государства ОмГУ Александр Бутаков письмо реформатора Сергея Витте императору Николаю II. — Причина и то, что «к взрослым людям относятся, как к детям».
Снижение активности на местных выборах, в местном самоуправлении наблюдается во всем мире, констатировал президент «Европейского клуба экспертов МСУ» профессор Эмиль Маркварт. Есть немало опробованных форм привлечения людей к участию в местной демократии. Но, прежде всего, необходима самоидентификация жителей с территорией.
Людям должна нравиться «малая родина», только тогда у них появится желание соучаствовать в решении проблем. Нравиться станет, если жить будет комфортно, культурно, богато. И тут на первый план выходит проблема инвестиций. Это — задача власти. Мало написать стратегию, наметить планы. Надо еще убедить бизнес, подготовить и территорию, и сообщество.
Стратегия — документ общественного согласия. Работы хватит на всех. А правильные решения подскажет Банк лучших муниципальных практик. Он поможет органам местного самоуправления сориентироваться, выбрать наиболее подходящие управленческие решения, сформировать собственную «дорожную карту», которая позволит сделать город или район экономически успешным. Полезен емкий и общедоступный банк передового опыта и жителям. Получив информацию о других городах, они с полным правом смогут прийти в мэрию с вопросом: «А почему у нас не так?» От преодоления «информационного голода» выиграет как каждый конкретный человек, так и муниципальные управленцы. И в конечном счете — вся страна.