Большой в моей судьбе
240 лет Государственному академическому Большому театру
Тамара Синявская,
певица, народная артистка СССР:
- В школе у меня была мечта стать драматической актрисой, но судьба решила иначе. После окончания музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского возникла идея — пробоваться в Большой театр… Комиссия, в которой был представлен весь цвет советского музыкального искусства (Е. Светланов, Г. Рождественский, Б. Покровский, И. Архипова, Г. Вишневская), невзирая на мой юный возраст (20 лет) и отсутствие консерваторского образования, приняла меня в стажерскую группу, и через год я стала солисткой Большого театра. Начинала с небольшой партии Пажа в опере «Риголетто» Дж. Верди. А потом, как часто бывает, пришлось заменить заболевшую коллегу в партии Ольги в «Евгении Онегине». А дальше — Ратмир в опере М. Глинки «Руслан и Людмила», Кончаковна в «Князе Игоре» А. Бородина и Оберон в опере Б. Бриттена «Сон в летнюю ночь», Фрося в опере С. Прокофьева «Семен Котко», Любаша и Любава в операх Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» и «Садко», Кармен…
Возможно, я преувеличиваю, но скажу: в те годы в Большом театре, да и во всей стране каждый год был «годом искусства», причем я имею в виду не только нашу огромную певческую и актерскую востребованность, но и популярность классической музыки в народе. Музыка Чайковского и Верди, Римского-Корсакова и Моцарта звучала повсеместно, приобщая людей к высоким духовным ценностям…
|
Владимир Андропов,
дирижер, народный артист России:
- Вот уже почти четыре десятилетия я возглавляю Сценический оркестр театра. Родился он нечаянно, в начале Первой мировой войны, когда оркестр Московского гарнизона, постоянно задействованный во многих спектаклях, выехал на фронт. И тогда дирекция театра пришла к мысли создать штатный сценно-духовой оркестр, ведь работы по ту сторону рампы музыкантам всегда хватало. Многие знаменитые композиторы, создавая свои шедевры, рассчитывали именно на сценические оркестры.
Они присутствуют в партитурах опер Верстовского и Серова, Чайковского и Мусоргского, Направника и Шапорина. Военная музыка звучит в «Руслане и Людмиле» Глинки, музыканты-духовики органично смотрятся в качестве египетских воинов, возвещающих о победе Радамеса в «Аиде» Верди, и в свите польского короля Сигизмунда III, рвущегося к Москве в опере «Борис Годунов» Мусоргского.
Конечно, я очень волновался, когда мне, выпускнику Львовской консерватории, предложили в конце 70-х годов прошлого столетия поучаствовать в серьезном творческом конкурсе среди 15 очень сильных претендентов. До самого финала у меня не было уверенности в том, что победителем стану я. И надо себе представить, какие чувства я испытал, когда сообщили: «Вы назначены дирижером сценического оркестра Большого театра…» Я счастлив, что за эти годы мне довелось в родном театре в качестве дирижера, ведущего спектакли, освоить обширный оперно-балетный репертуар. Здесь я поставил оперу «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балеты «Бессонница» Жукова, «Пиковая дама» на музыку Чайковского и «Пассакаля» на музыку фон Веберна.
|
Вячеслав Гордеев,
солист балета, народный артист СССР:
- Конечно, лучшие свои годы я провел в Большом театре, где мне довелось пережить расцвет моей творческой карьеры, пришедшейся на 70-80-е годы прошлого столетия, причем именно в это время здесь же вовсю блистали Васильев и Максимова, Лиепа и Бессмертнова, Лавровский и Кондратьева. Не потеряться в этом хореографическом созвездии отечественных талантов было весьма сложно, и я рад, что мне удалось вписаться в этот коллектив…
В каждой судьбе есть своя предопределенность. Я не сопротивлялся судьбе. Почему? Потому что я немножко фаталист. Конечно, еще помогал мой характер максималиста. Я понимал, что в родном театре надо прыгать выше головы. Как известно, балетные артисты каждое утро должны начинать с занятий в классе. Так вот, хотя я всегда занимался по полной программе, и этого было мало. Иногда я посещал по два класса. Сначала у одного педагога — Алексея Алексеевича Варламова, а потом у другого — Асафа Михайловича Мессерера (дяди Майи Плисецкой). Я уже не говорю, что в класс я приходил в 9 утра, хотя он начинался в 10. И так продолжалось на протяжении первых десяти лет моей балетной карьеры в Большом. Отошел я от своей этой привычки, наверное, когда уже был обременен званием, семьей.
Я знал и дорожил своей высокой репутацией, своим высоким местом в родном театре, в мировом балетном искусстве. Это был действительно золотой век Большого театра!.. Сегодня же каждый берущийся ставить здесь спектакли режиссер считает своим долгом привнести в классику что-то личное, индивидуальное, не похожее на все, что было до него.
Как имеющий опыт постановок немалого числа спектаклей, хочу посоветовать своим молодым коллегам: когда вы беретесь за классику, прошедшую испытание временем, хорошо подумайте. Нельзя распоряжаться тем, что вам не принадлежит по определению. Это в конечном счете опускает уникальный театр страны до уровня самодеятельности, в которой главное — это личные амбиции постановщика.
|
Александр Ведерников,
певец, народный артист СССР:
- В мое время (а пик моего творчества в Большом пришелся на 6070-е годы) опера была еще островком русского искусства, хотя кризис уже был очевиден. Сейчас, к сожалению, композиторы не обращаются ни к опере, ни к романсу; эти жанры постепенно становятся музейными экспонатами.
Для меня, родившегося на Вятской земле, одним из самых памятных моментов жизни стало возвращение с фронта отца. Правда, он был весь изранен, и, честно признаюсь, мы не очень верили, что он выживет, но выжил ведь! Потому в спектаклях Большого я всегда с огромным вдохновением исполнял партии фронтовиков: Старшина Васков в опере Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие» и Командир в опере «Неизвестный солдат».
Где-то эти партии перекликались и с моей любимой ролью — Ивана Сусанина в одноименной опере Глинки. Правда, возникли у меня и небольшие проблемы. Вопросы у критиков советского времени вызвало то, что, идя на верную смерть, мой Сусанин истово молился. Пришлось доказывать, что, во-первых, Сусанин был православным крестьянином и вообще благодаря христианству Россия образовалась. Как не перекреститься и Досифею, например, в «Хованщине». А там даже такой текст: «Христиане, помогите!» Это же наша история, наши предки!
Но вообще, вся моя многолетняя жизнь на сцене родного театра была радостью - я благодарен ему за то, что он помог мне удержать высокую планку моих предшественников-басов: братьев Пироговых, Максима Михайлова, Марка Рейзена и других. А главное — завоевать уважение к своему вокальному искусству у народа…
|