Все о пенсиях в России

вчераВ Совфеде объяснили, что учтут при повышении пенсий работающим пенсионерам

два дня назадВ 2025 году пенсии работающим пенсионерам могут проиндексировать дважды

21.06.2024В Госдуме рассказали, как будут индексировать пенсии работающим пенсионерам

«Аврора» участвовала в Крымской войне, но не стреляла по Зимнему

Правда и мифы о легендарном крейсере

23.05.2024 00:00

Автор: Александра Медведева

«Аврора» участвовала в Крымской войне, но не стреляла по Зимнему
  © Александра Медведева

24 мая исполняется 124 года с того дня, как на воду спустили легендарный крейсер «Аврора». Объект культурного наследия, ставший неотделимым от образа Петербурга, корабль имеет насыщенную историю. Получивший имя, выбранное последним императором России Николаем II, и спущенный на воду в его присутствии, крейсер по праву считается символом Октябрьской революции 1917 года, ознаменовавшим новый этап в истории нашей страны. В советское время утверждали, что его пушка стреляла по Зимнему дворцу, где заседало Временное правительство. Современные историки заверяют, что это не так. Да и сама «Аврора», оказывается, существовала еще с середины XIX века.

Крымская кампания

В годы Крымской войны 1853—1856 годов крейсера еще не существовало, но «Аврора» уже блистала. Это был парусный фрегат, получивший и оправдавший имя богини утренней зари.

Летом 1853 года фрегат «Аврора» вышел из Кронштадта и отправился на Дальний Восток через мыс Горн к Бухте Де-Кастри. Таким был план. Но дело приняло другой оборот.

Переход был сложным, фрегат то садился на мель, то попадал в шторм. Члены экипажа болели цингой и дизентерией, многие умирали. Сам корабль нуждался в ремонте, но все же смог пройти мыс Горн на краю Южной Америки, а эти места до сих пор называют кладбищем кораблей. Вскоре фрегат прибыл в перуанский порт Кальяо.

© Александра Медведева

О начале Крымской войны в тех местах еще не было известно, но угроза уже витала в воздухе. И оказавшиеся в бухте английские и французские фрегаты заперли «Аврору». Русский парусник оказался в ловушке. Неприятели не решались начать атаку в перуанском порту и ждали окончания ремонта и выхода «Авроры» из бухты.

Экипаж «Авроры», создав видимость неспешной работы, в короткий срок привел фрегат в порядок, и в ночь на 14 апреля 1854 года, в сильный туман, без парусов протянул судно на шлюпках в открытое море.

Курс взяли на современный Петропавловск-Камчатский, в Авачинскую бухту, путь прошли за рекордный срок — 66 дней. Только там фрегат настигла догонявшая англо-французская эскадра. Фрегат поставили на якоря, а кульминацией сражения стал штыковой бой 350 русских стрелков и моряков с почти втрое превосходящими силами противника. Враг был сброшен с Никольской сопки в море. Потери русских в этом бою составили 34 человека.

Песня «День Победы» — оригинальный текст

На этом приключения фрегата не закончились, впереди был еще один кругосветный переход, который закончился в Кронштадте в 1857 году. «Аврору» исключили из судов Балтийского флота в 1861 году и продали на слом. Но повелением императора Александра Второго было установлено: отныне и впредь в составе русского флота иметь корабль с героическим именем «Аврора». Так имя фрегата позже перешло к знаменитому крейсеру I ранга. Выбрал его император Николай II. Ему был доложен «Список для выбора наименования строящемуся крейсеру», в котором значились: «Аврора», «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Богатырь», «Полкан», «Нептун». Император в списке подчеркнул имя богини утренней зари и на полях карандашом написал — «Аврора».

© Александра Медведева

Крокодилы с лемурами

Во время Русско-японской войны крейсер «Аврора» был зачислен в состав второй Тихоокеанской эскадры. Японию поддерживали США и Англия, а борьба шла за контроль над Маньчжурией, Кореей и портами Порт-Артур и Дальний.

В 1904 году эскадра шла на выручку осажденного японцами Порт-Артура. Но после его падения в конце 1904 года сменила курс. Боевое же крещение и серьезные повреждения крейсер получил в Цусимском сражении 14 (27) мая 1905 года.

Но этот поход «Авроры» интересен и другими событиями, о которых стало известно благодаря сохранившимся дневникам судового врача Владимира Кравченко. Они были переизданы спустя 90 лет.

3 марта 1905 года по старому стилю крейсер «Аврора» еще находился в Индийском океане у Мадагаскара. После более чем двух месяцев стоянки, нагрузившись провизией и водой на 45 суток, покидал места Сейшельских островов. Но, как говорится, не с пустыми руками — крейсер заполнили «местные жители».

Судовой врач рассказывал в своих записях, как днем, невзирая на зной, прыгали, возились по штагам, реям, цепляясь одним хвостом, лемуры. Инженер-механик завел себе пару хамелеонов — самца и самку: «Возится с ними, нежно ласкает, дрессирует: поднесет к мухе, и из пасти выбрасывается стрелой длинный тонкий язык — муха проглочена. Когда в каюту приходят посторонние, хамелеоны гневно надуваются, топорщатся, меняют цвета», — писал в дневнике Кравченко. Лемуры, долго враждовавшие с хамелеонами, в конце концов улучили-таки минутку и выбросили их за борт.

По ночам вместе с экипажем наслаждался морской прохладой питон — любимец командира и пациент судового врача. Командир корабля поймал его на охоте и ударом палки перебил ему позвоночник: «Перелом срастается понемногу, только питон наш что-то загрустил, объявил голодовку и, не шутя, решил уморить себя, — писал судовой врач, продолжая рассказывать о живности на борту. — Наверху в чане сидит небольшой крокодил — ах, какая это злая и проворная бестия, несмотря на свою кажущуюся неподвижность и меланхолию. Мы очень боимся за нашего любимого лемура Мурку, который уже возненавидел крокодила и собирается выбросить его туда же, куда и хамелеонов».

Атмосфера на крейсере царила такая, что матросы порой боялись ложиться спать: из одного угла крокодил ползет, в другом — удав свернулся клубочком. А на палубе в темноте можно было упасть, споткнувшись об одну из двух местных черепах.  

© Александра Медведева

31 марта Кравченко дополнил историю питона: «Нередко днем командира можно застать в каюте читающим в лонгшезе, а у ног его, свернувшись калачиком, лежит этот зверь. Перелом на спине давно сросся, но подвижность и чувствительность не вполне восстановились. По моему совету, через день производится искусственное питание: в стеклянную водомерную трубку набивается мелко изрубленное сырое мясо. Евгений Романович (командир крейсера. — Прим. ред.) держит удава, а я раздвигаю челюсти шпателем, вставляю трубку и шомполом препровождаю содержимое в желудок. Однажды я прибавил коньяку, но удав остался таким же меланхоликом, не стал буйствовать. От хорошей спокойной жизни и бездельничанья он очень разжирел и на днях переменил свою шкуру, причем она сошла у него одновременно с эпителием роговиц».

Из записок стало известно, что один из молодых крокодилов в итоге выбросился за борт в океан, кур и свиней экипаж зарезал, а у выловленной акулы отпрепарировали челюсть с зубами в шесть-восемь рядов. О дальнейшей судьбе судовой живности «Авроры» ничего не известно.

По чарке водки в день

К началу Первой мировой войны «Аврора» находилась в Кронштадте. Крейсер начали готовить, был принят полный боекомплект снарядов. 18 июля 1914 года корабль вышел в сторону нынешнего города Таллин. В составе второй бригады крейсеров «Аврора» несла службу по охране подступов к Петрограду со стороны Финского залива. Зиму 1914—1915 годов корабль провел недалеко от Хельсинки. А для маскировки его перекрасили в белый цвет. Из опасений налета вражеских дирижаблей «Аврору» впервые оснастили зенитными орудиями — тогда их называли противоаэропланными пушками. Позже дозорная служба крейсера проходила в Моонзундском архипелаге и в Рижском заливе. Осенью 1916 года корабль вернулся в Кронштадт на ремонт.  

К этому времени уже вовсю действовал введенный императором Николаем II в 1914 году сухой закон. Но пока было можно, каждый день на кораблях, включая крейсер «Аврора», всем членам экипажа подавали по чарке хлебного вина в день. Чарка вмещала в себя 123 грамма — это была одна сотая часть ведра. А хлебным вином называлась водка. Считалось, что ее употребление в небольших дозах служит профилактикой и от простуд, и от всяческой заразы. Выдавали алкоголь торжественно: боцман давал сигнал «к вину». Баталер выносил емкость с водкой и по списку выкликал фамилии нижних чинов. Закусывать чарку чем-нибудь не полагалось. Тем, кто не пил, начисляли компенсацию по 8 копеек в день, которую выплачивали в конце службы, а служба длилась семь лет. Говорят, что на вырученные средства можно было купить две коровы.

По Зимнему стреляли, но не те

Весной 1917 года в результате Февральской революции власть от императора Николая II перешла к Временному правительству. Россия стала республикой, но борьба за власть продолжалась.

Петроградский Совет, созданный вышедшими из подполья революционными партиями, готовил вооруженное выступление. Подготовкой занимался Военно-революционный комитет, которому подчинялись армейские и флотские революционные комитеты. Из Кронштадта и Гельсингфорса, ныне — Хельсинки, корабли Балтийского флота доставили несколько тысяч матросов для участия в восстании.

Утром 25 октября крейсер «Аврора» отошел от ремонтной стенки и занял позицию перед Николаевским, ныне — Благовещенским, мостом.

В учебнике по истории для 10 класса, изданном в 1952 году, про события 25—26 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года написано так: «К концу дня в руках восставших был весь город, кроме Зимнего дворца. Ленин приказал взять Зимний до открытия съезда Советов. Временному правительству было предъявлено требование немедленно сдаться, но оно отказалось. Около 9 часов вечера начался штурм Зимнего дворца. После сигнального выстрела с Петропавловской крепости и выстрелов из шестидюймовых орудий «Авроры» красногвардейцы, матросы, солдаты под руководством большевиков бросились на штурм Зимнего дворца». Эту легенду поддерживал и фильм «Выстрел «Авроры» 1969 года. Но экипаж крейсера эти слухи отрицал. Причем с первого же дня, опубликовав 26 октября 1917 года в газете «Правда» письмо с опровержением.

Выстрел был. Он был сделан в 21:40—21:45. И он был холостым. Историки утверждают, что он даже не служил сигналом для штурма Зимнего, который взяли в итоге с четвертой попытки глубокой ночью 26 октября. Холостой дали как сигнал для моряков крейсера и соседних судов с призывом к дисциплине и готовности. А повреждения, которые были на дворце, нанесли орудиями с Петропавловской крепости. Потому что выстрел с «Авроры» из шестидюймовых, то есть снарядами толщиной в 15,2 сантиметра, нанес бы памятнику архитектуры непоправимый урон.

Но это не значит, что крейсер «Аврора» ложно считался символом революции 1917 года. Он сыграл не менее значимую роль в становлении Советской власти. Именно с борта «Авроры» из радиорубки крейсера 25 октября в 10 часов утра впервые сообщили о победе Октябрьской революции в Петрограде. Это было знаменитое воззвание Владимира Ленина «К гражданам России», в котором говорилось: «Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов — Военно-революционного комитета».

© Александра Медведева

Кроме этого, известно, что матросы крейсера сами участвовали в захвате Зимнего дворца и занимали другие учреждения в Петрограде. Арестованные после штурма министры Временного правительства были отправлены в Петропавловскую крепость. А волны революции с этого дня стремительно распространились по всей стране.

Не на ходу, но в строю

К началу Великой Отечественной войны крейсер уже считался устаревшим, требующим серьезного ремонта. Он находился в Ораниенбауме, нынешнем Ломоносове. Это теперь был учебный корабль, с которым не знали, что делать. Курсантов списали. Но свою роль он сыграл в противовоздушной обороне Ленинграда. Основные орудия с крейсера сняли, сформировав в районе Дудергофа батарею «А». Зенитные орудия и пулемет оставались на борту подтопленного крейсера — они прикрывали небо над Кронштадтом.

© Александра Медведева

В 1944 году поставить крейсер «Аврора» в Большой Невке вдоль набережной, притопив его до полной осадки в грунт, предложил заместитель наркома военно-морского флота Союза ССР адмирал флота Исаков в письме наркому адмиралу флота Кузнецову.

В документе было сказано:

«Сделать «Аврору» музеем-памятником, навечно связанным с Ленинградом …в ансамбле с Петропавловской крепостью и мостами «Аврора» будет вполне гармонизировать, хотя и не будет стоять в историческом месте, где она не может быть установлена по техническим причинам… сократить штат и расходы на содержание совершенно обветшалого корабля, дальнейший ремонт которого для поддержания на плаву абсолютно нецелесообразен… В случае отказа от предлагаемого мероприятия «Аврору» после войны придется сдать на слом».

В итоге крейсер поручили передать Нахимовскому училищу со штатом в 10 человек, оборудовать как учебный блокшив и музей революционной истории флота, сохранив его исторический силуэт.

Опубликовано расписание ОГЭ в 2024 году

В последующие годы «Аврору» дважды серьезно ремонтировали — в 1984 и в 2014 годах. Стоимость последнего ремонта составила ориентировочно 840 миллионов рублей. На место вечной стоянки крейсер вернулся 16 июля 2016 года.

На сегодня «Аврора» как филиал Центрального военно-морского музея — это не муляж легендарного крейсера, а находящийся на плаву корабль, оснащенный современным оборудованием. Он способен обеспечить в автономном режиме его жизнедеятельность в течение 20 суток. По сути, став музеем, он сохранил и ряд функций действующего боевого корабля: на нем служит военный экипаж во главе с командиром, который обеспечивает эксплуатацию крейсера и его надлежащее техническое состояние.

Говорят, что даже орудия могут за короткое время привести в боевую готовность. И, может быть, это правда. Но, вполне вероятно, что, кроме салютных пушек, все остальные не более чем макеты и это просто современный миф, сочиненный для легендарного крейсера с именем богини утренней зари.

Справка

Крейсер «Аврора» заложен в 1897 году на Новой Адмиралтейской верфи. Спущен на воду 24 мая 1900 года, в 1903 году вошел в состав Балтийского флота.

Тактико-технические элементы корабля в настоящее время следующие:

  • наибольшая длина 126,8 м,
  • ширина 16,7 м,
  • осадка 5,6 м,
  • водоизмещение 5760 тонн.

Вооружение:

  • 152-мм орудий системы Канэ — 14,
  • 76-мм орудий системы Лендера — 2,
  • салютных пушек 21К калибра 45 мм — 2.

Крейсер «Аврора» побывал во всех четырех океанах и участвовал в трех войнах: Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной.

Читайте также:

• Ленин — человек, изменивший все