Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

А дома — лучше

Курс на Родину: западные санкции меняют туристические приоритеты россиян

31.05.2015 15:56

А дома — лучше
Один из престижных российских курортов — Сочи

Заказать гостиничный номер в Суздале на «женский» день и по­следующие выходные оказалось делом непростым. Если раньше, год назад, за две недели до поездки мож­но было без особых усилий получить нужный номер в одной из суздальских гостиниц и баз отдыха, то теперь за полтора месяца с трудом нашлось ме­сто, причем далеко не в центре. К сча­стью, небольшой гостевой дом в стиле «а-ля рус» оказался удивительно уют­ным пристанищем — с бревенчатыми стенами, домоткаными ковриками, ко­ваными люстрами, с блинами, кашей и омлетом в горшочках на завтрак.

За столом познакомились с сосе­дями — молодой парой, москвичами, которые впервые приехали в Суздаль и пребывали в полном восторге от местных достопримечательностей и красот. Ранее они всегда в зимние ка­никулы, на майские праздники, а так­же летом в отпускную пору ездили ис­ключительно за границу. Теперь, судя по их настроению, желания познавать чужие края резко поубавилось и они решили переключить свое туристское внимание на родные просторы.

Что заставило любознательных, лег­ких на подъем российских туристов, привыкших зимой кататься на лыжах в Словакии, Австрии, Болгарии, а летом валяться на пляжах Италии, Испании, Хорватии и той же Болгарии, сменить адрес своих постоянных путешествий? Почему россияне, как свидетельствует статистика, вообще потеряли активный интерес к заграничным вояжам? В про­шлом году общее количество посетив­ших зарубежье российских граждан уменьшилось на пятнадцать процентов.

Было около 54 миллионов, стало поч­ти 46 миллионов человек. В этом году прогнозируется еще больший отток российских туристов.

В чем причина? В необходимости экономить, так как из-за валютного курса ездить за рубеж стало невыгод­но, в опасности новых банкротств тур­фирм? Конечно, невыгодный обмен ва­люты решает многое. По ряду направ­лений путевки подорожали в полтора, а то и два раза. Российскому среднему классу, основному поставщику «тури­стов на экспорт», не по карману такие крупные расходы. Но деньги, как это часто в жизни бывает, решают далеко не все. Главным фактором, влияющим на снижение числа выездных туристов, служит не только материальный мо­мент. Середнячки и могли бы наскре­сти денег для лицезрения европейских красот и принятия солнечных ванн на заморских морях хотя бы раз в год, но все же отказываются от поездок.

Вывод напрашивается сам собой: россияне не хотят отдыхать в странах, которые в условиях санкций и агрес­сивной пропаганды демонстрируют свое недружелюбие к их Родине.

За державу обидно

За аргументами далеко ходить не на­до. Поездка к соседям, в страны Бал­тии, которые россияне всегда любили посещать, грозит стать неприятным открытием. Террористами называют, артистов не пускают, СМИ на русском языке давят, на празднование юбилея Победы не едут — кому охота испытать на себе такую «всенародную нелю­бовь»? Не спасают радушие и доброже­лательность простых граждан на ули­цах, владельцев отелей, СПА-центров, кафе и ресторанов. Не за ними решаю­щее слово. Отдых в Турции или Егип­те тоже подорожал, так как все равно приходится менять рубли, но россияне все же туда едут, пусть и без былого рвения. Так что дело совсем в другом: в дискомфорте пребывания.

Это, пожалуй, основной мотив, кото­рый заставляет многих россиян отка­зываться от былых планов зарубежных поездок, особенно в «недружественные» европейские страны. Реакция людей, когда против их страны вводятся ка­рательные меры, вполне логична. Они воспринимают санкции так, что их не хотят видеть в тех странах, которые их ввели. А когда общая неприязненная атмосфера воплощается в конкретные факты притеснения интересов рос­сийских туристов (не селят в гостини­цах, не кормят в ресторанах, грубят и оскорбляют в общественном транспор­те и на улицах, не продают на горно­лыжных курортах пропускные билеты), то решение не портить себе отпуск за границей приходит само собой.

Причем наши соотечественни­ки отказываются ехать не только в Польшу, Литву, Латвию, Эстонию или Великобританию — страны, страдаю­щие болезнью русофобии. Все больше людей воздерживаются от посещения традиционно «пророссийских» госу­дарств. Вспомним, в начале десятых годов российские туристы валом ва­лили в Болгарию и Черногорию. Покупали там квартиры, дома, машины. Были завсегдатаями местных отелей. Заводили собственное дело, платили налоги. Теперь иная картина. Болгар­ские туроператоры караул кричат. Исполнительный директор болгарско­го морского курорта «Албена» Красимир Станев утверждает, что причина прогнозируемого спада российского турпотока на этот курорт (предпо­лагается, что он уменьшится чуть ли не в три раза) коренится не столько в снижении курса рубля, сколько ле­жит в политической плоскости. В са­мом деле, не очень-то хочется ехать в страну, которая зазывает к себе натов­ских военных и президент которой от­казывается ехать в Москву на празд­нование юбилея Победы. Ладно если это были бы британцы, которые нас «очень сильно любят», но — болгары? Народ, с которым мы повязаны общей историей, общей братской судьбой?..

Еще несколько лет назад Польша была излюбленной страной для по­сещения жителями Калининградской области — близко, дешево, комфортно. Сегодня отношение поляков к россия­нам резко ухудшилось из-за ситуации на Украине. 71 процент граждан Поль­ши считают, что Россия вынашивает недружественные планы. Об этом сви­детельствуют данные исследования, проведенного центром TNS Polska по заказу Польско-российского центра диалога и согласия. «Уже не только Россия рассматривается как страна, явно враждебно настроенная к Поль­ше, но и россияне стали в ощущении поляков недружественными», — отме­чается в опубликованном сообщении. Более того, 54 процента поляков счи­тают россиян врагами. Что это: оче­редное обострение синдрома «вечно обиженных на Россию поляков»?

Неудивительно, что в последнее время резко сократилось количество калининградцев, пересекающих в том и другом направлении россий­ско-польскую границу. По данным Польского культурного центра в Ка­лининграде, сославшегося на сайт trojmiasto.gazeta.pl, если в позапро­шлом году границу пересекли шесть миллионов человек, что означало пя­тидесятипроцентный рост по сравне­нию с прошлым годом, то в последнее время число российских туристов заметно сократилось. Зарегистрировано падение потока иностранцев, прежде всего русских, пересекающих границу с Польшей, на 41 процент. В декабре прошлого года, то есть в месяц ак­тивного туризма, связанного в пер­вую очередь с Рождеством, границу пересекли 104,7 тысячи иностранцев, то есть почти на 73,1 тысячи меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Сколько злотых недосчиталась польская казна?

Нам чужой земли не надо

Как заявили руководители болгарских туроператоров и владельцы отелей на морском побережье на встрече с вице-премьером страны Ивайло Калфиным и рядом министров, которая прошла в начале весны в Варне, число россий­ских туристов в этом году сократится вдвое по сравнению с прошлогодним уровнем. Они тоже отметили, что ос­новой таких пессимистических прогно­зов является в первую очередь недру­жественная политика по отношению к России, которую проводит нынешняя болгарская власть.

Владелец одного из отелей на ку­рорте Св. Константин и Елена Атанас Карагеоргиев без обиняков обвинил министра иностранных дел Болгарии Даниела Митова в нанесении вреда ту­ристическому бизнесу из-за его анти­российских высказываний и пропаган­де санкций. «Нашим государственным чиновникам надо подносить Путину подарки, чтобы не настраивать рус­ских против нас. А если они не готовы к этому, то их надо менять», — заявил он под аплодисменты присутствую­щих на встрече.

Разумеется, подорожавшие услуги зарубежного туризма играют свою роль. Люди стали считать деньги, так как съездить на отдых за границу ста­ло почти в два раза дороже. Но ведь именно западные санкции наряду с другими причинами подтолкнули к ослаблению рубля и, соответственно, привели к снижению спроса на загра­ничные поездки россиян. Наверняка, не будь санкций, некоторое обесцени­вание национальной валюты не было бы столь болезненным для вкладчиков банков и держателей банковских карт, которыми в основном расплачивались россияне в турпоездках.

В итоге число российских граждан, обратившихся за загранпаспортами в минувшем январе, согласно данным ФМС, уменьшилось на тридцать шесть процентов по сравнению с аналогич­ным периодом прошлого года. Если раньше за заграничными паспортами обратились свыше 450 тысяч граждан, а сейчас немногим менее 288 тысяч. Общее количество россиян, выезжаю­щих за границу, составляет не более тридцати процентов от всего населе­ния. По данным Ростуризма, за девять месяцев прошлого года всего за рубеж выехало 36 797 505 человек.

По данным февральского опроса ВЦИОМ, 63 процента россиян ощутили на себе лично негативные последствия санкций. Попутно «санкционеры» и себя высекли, так как резко упали доходы, поступавшие от щедрых россиян«

В целом за прошлый год числен­ность посетивших зарубежье россий­ских граждан снизилось на пятнад­цать процентов. По служебным делам за границу выехало 927 тысяч вместо одного миллиона в позапрошлом го­ду — сокращение на десять процентов. Путешествия по путевкам совершили на четыре процента меньше граж­дан — почти один миллион убыль. В Российском союзе туриндустрии (РСТ) указывают на значительное снижение спроса на пассажирские авиаперевозки в период предстоящих отпусков. Пассажиры стали реже по­купать билеты с глубиной продаж на три-шесть месяцев, и самое сильное снижение спроса наблюдается именно на европейских направлениях. В на­чале весны по сравнению с прошлым годом в два раза снизилось количе­ство запросов на горящие путевки по Испании и Греции.

Итак, западные санкции и их по­следствия оказали крайне негативное воздействие на туристическую актив­ность россиян. По сути, инициаторы санкционного давления на Россию вопреки своим утверждениям о том, что карательные меры направлены в основном на правящую элиту и не вредят «обычным людям», наказали именно их. По данным февральского опроса ВЦИОМ, 63 процента россиян ощутили на себе лично негативные последствия санкций. Попутно «санкционеры» и себя высекли, так как резко упали доходы, поступавшие от щедрых россиян.

Если посмотреть по странам, куда ездили в минувшем году россияне, то сразу становится ясно, что ни ослабев­ший рубль, ни прошлогодний крах нескольких десятков туристических ком­паний не определяют адреса туристи­ческих поездок. Интерес россиян к го­сударствам «с дубинкой», проводящим в отношении их родного Отечества ак­тивную политику экономического прес­синга, резко поубавился. А вот в отно­шении дружеских стран снизился нена­много или остался на прежнем уровне. В некоторых случаях даже подрос. Как, известно, Греция тоже находится в зоне евро, однако это не мешает россиянам с удовольствием ездить на отдых в эту страну, несмотря на явную дороговизну.

В тройке самых популярных стран по выезду за рубеж по туристическим и не связанным с туризмом целям, по данным Ростуризма, Греция по-прежнему держит «бронзу», уступая лишь Турции и Египту, которые вообще не участвуют в нынешней санкционной вакханалии. Четвертую строчку в прошлом году заняла Испания, ко­торую по путевкам посетили почти один миллион россиян, что всего на три процента меньше прошлогоднего показателя. В топ-десятку из евро­пейских стран-санкционеров вошел Кипр, вытеснивший из этого списка Финляндию. Италия и вовсе вошла в плюс. В минувшем году эту страну по путевкам посетили на три процента больше россиян, чем в позапрошлом году — почти 750 тысяч человек.

Не потеряла популярности сре­ди российских туристов и Венгрия, которая выступает против любого усиления санкций Евросоюза. По пу­тевкам в прошлом году ее посети­ли на 54 процента больше россиян (59 тысяч человек). Иными словами, фактор благоприятствования играет первостепенную роль. Такие члены ЕС, как Венгрия, Кипр, Греция, Италия, Испания, отнюдь не являются ярыми сторонниками санкций. Поэтому их меньше всех затронул нынешний кри­зис, связанный с русскими туристами.

Еду я на Родину

Но, как известно, нет худа без добра. Ослабевший курс рубля вызвал насто­ящий туристический бум: практичные иностранцы поехали в Россию — ста­ло выгодно, дешево, удобно. Качество сервиса ничем не хуже западных стан­дартов. Гостиничный совок, конечно, встречается, но в захудалые отели и раньше иностранных туристов не вози­ли. В том же Суздале есть масса гости­ниц, которые могут дать фору многим отелям аналогичного класса за рубе­жом. Заодно без больших карманных затрат можно вволю полюбоваться российскими красотами. По данным Ростуризма, в прошлом году Россию посетили 32,4 миллиона иностранцев. Это на пять процентов больше, чем в предшествовавшем году. Количество поисковых запросов на авиаперелеты в Россию в конце минувшего года вы­росло на 27 процентов. Председатель Москомтуризма Сергей Шпилько, вы­ступая перед журналистами, заявил, что сейчас в Москве отдыхать так вы­годно, как, наверное, никогда с конца восьмидесятых годов.

Как видим, иностранцев не пугает пропаганда, нагнетающая вокруг Рос­сии всевозможные страхи. Зарубежные туристы выбирают рубль. Цены на от­дых в Москве сегодня примерно в пол­тора раза ниже, чем в Берлине. В этом смысле санкции нашим гостям даже выгодны. С другой стороны, больше за­рубежных туристов — больше доходов в государственную казну. Российские власти даже стали всерьез рассматри­вать возможности введения в отноше­нии иностранных покупателей tax free.

Но самое главное, резкий толчок получает внутренний туризм. Появ­ляются невероятные возможности для его интенсивного развития. Это значит, что более активно начинают развиваться транспорт, связь, питание, сельское хозяйство, строительство, малый и средний бизнес. К примеру, по официальным данным, в среднем на один вложенный рубль малый и средний бизнес получает от трех до пяти рублей прибыли. Доход от 4,1 миллиона туристов, побывавших в прошлом году в Крыму, составил 107 миллиардов рублей. Но у нас есть и другие жемчужины: Байкал, Камчат­ка, Черноморское побережье, Алтай и тому подобное.

Внутренний туризм в Рос­сии только в прошлом году показал рост на тридцать-сорок процентов, а в будущем году может подняться до уровня тридцати-пятидесяти процен­тов. Спрос на российские курорты по раннему бронированию на сегодняш­ний день превышает прошлогодние показатели в двукратном размере»

Пока доля российского туризма в мировом масштабе, по словам руко­водителя Ростуризма Олега Сафоно­ва, составляет менее одного процента. Однако общая тенденция роста спро­са в пользу внутреннего и бюджетного туризма налицо. Как отмечает глава ведомства, внутренний туризм в Рос­сии только в прошлом году показал рост на тридцать-сорок процентов, а в будущем году может подняться до уровня тридцати-пятидесяти процен­тов. Спрос на российские курорты по раннему бронированию на сегодняш­ний день превышает прошлогодние показатели в двукратном размере. Таким образом, на рынок внутренне­го туризма пришел потребитель, кото­рый ранее ездил за границу. Это еще больше оживляет отрасль.

По сообщению министра курортов и туризма Краснодарского края Ев­гения Кудели, большинство брендированных отелей еще в марте были забронированы до начала октября. Всего же в этом году власти Кубани ожидают двенадцать с половиной миллионов туристов. Большая часть путешественников из тех, кто посе­щает край, естественно, предпочитает отдыхать в изменившемся до неузна­ваемости Сочи. Уже в начале марта, по данным сочинского управления по курортному делу и туризму, загрузка отелей составила в среднем 73 про­цента. Подсчитано, что двухнедельный отдых за рубежом (без учета, конечно, Турции и Египта) сегодня сравним с четырехнедельным отдыхом в Крыму или в Сочи — и дешевле, и душе при­ятно, так как не надо ехать в «недру­жественные» страны.

Уже сейчас ясно, что в этом году в Крым приедет рекордное количество россиян. В прошлом году вновь став­ший российским полуостров посетило свыше 4,1 миллиона наших соотече­ственников. Когда Крым входил в со­став Украины, отдыхать сюда приезжа­ло в год около одного миллиона граж­дан Российской Федерации. Соответ­ственно, сегодня на внутреннем рынке невиданную ранее активность стали проявлять отечественные туроперато­ры. По данным главы Ростуризма Олега Сафонова, их число выросло примерно на четверть. А если еще улучшить ка­чество сервиса, научиться проявлять побольше такта и элементарной веж­ливости со стороны обслуживающего персонала, а также с умом заняться рекламой местных достопримечатель­ностей, то, вне сомнений, большинство наших граждан поедет отдыхать в со­седние регионы или в отдаленные угол­ки родной страны.

Пока еще, по словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, многие регионы России не умеют и не хотят продвигать свой туристический потенциал. Геогра­фия внутреннего туризма должна су­щественно расшириться. «Именно сейчас нужно доказывать россиянам, что отдыхать можно не только на Черном море. Причем привлекать регионам на­до в первую очередь не москвичей, а соседей из ближайших областей. Им проще доехать, дешевле, а значит, они больше денег смогут потратить на от­дыхе», — говорит она.

Так что отрасль еще нуждается в четком регулировании и эффективном управлении. Очевидно, что требуется откорректировать с учетом новых обстоятельств федеральную целевую программу по развитию внутреннего и въездного туризма, действующую в России уже четвертый год. Деньги фе­деральной программы, поступающие из разных источников, идут в случае бюджетного финансирования на соз­дание инженерной инфраструктуры, на проведение газа, электричества, прокладку дорог и так далее. Частные же средства направляются на строи­тельство объектов питания, зон отды­ха, улучшение качества услуг. Причем те регионы, которые не ждут «мило­стей от природы», то бишь от феде­рального Центра, и отводят внутрен­нему туризму первостепенное место в своих планах социально-экономи­ческого развития, получают значи­тельные прибыли. Скажем, Алтайский край добился того, что ежегодно сюда приезжают порядка 1,5 миллиона ту­ристов — это один из главных рычагов экономического прогресса в регионе и развития частной инициативы.

По мнению главы Ростуризма, в целях развития внутреннего туриз­ма следовало бы рассмотреть вопрос о субсидировании авиаперевозок на российские курорты, а также об отме­не НДС для тех, кто будет возить ту­ристов внутри страны. Сегодня, если самолет летит за рубеж, говорит Олег Сафонов, сумма НДС потом перевоз­чику возвращается. Почему же этого нельзя сделать в отношении внутрен­него перевозчика? Парадоксально, но летать за рубеж выгоднее, чем внутри страны. Плюс конкуренция. Например, в городе Омске после того как количе­ство авиаперевозчиков увеличилось с двух до пяти, стоимость билетов сни­зилась на 30 процентов.

Словом, с одной стороны, санкции наносят вред российской экономике, сужают поле свободы передвижения российских граждан по миру. С другого бока — создают все условия для разви­тия собственного туристического дела, для переключения внимания россий­ских туристов на свою родную страну. Запад, похоже, теряет российских тури­стов. Чем выше будет накал санкций, чем больше будут говорить о России в пренебрежительном, агрессивном тоне, тем меньше россиян к ним поедет.

Конечно, россияне не прекратят ездить отдыхать за границу. Но они найдут множество других государств, более лояльных к их родной стране, которую они искренне любят и уважают. У нас появился уникальный шанс перевести туристические стрелки на себя. Шанс для развития собственного бизнеса, инфраструктуры в сфере туризма. Главное теперь, его не упустить.

Николай Лашкевич

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 2801