Коррупционеров-чиновников будут преследовать и после увольнения
Новый пакет поправок в законодательство также предполагает арест имущества организации, чьи сотрудники уличены в коррупционных деяниях
В Госдуме при участии Генеральной прокуратуры подготовили пакет поправок в антикоррупционное законодательство. Одно из изменений касается наказания организации, в чьих интересах давалась взятка должностному лицу. Также фракция КПРФ предлагает вернуть конфискацию имущества по сотне видов преступлений.
Пути совершенствования законодательства, направленного на искоренение и наказание коррупционеров обсудили парламентарии, специалисты и эксперты в Совете Федерации 9 декабря.
Арест имущества как профилактика коррупции
Отдельный пакет антикоррупционных законодательных инициатив подготовила Генеральная прокуратура России. Изменения разработаны в рамках поручения главы государства. Заместитель начальника Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры РФ Валерий Волков напомнил, что год назад эти предложения направили Владимиру Путину - он их поддержал и поручил Генпрокуратуре и своей Администрации подготовить тексты законопроектов. «Они готовы — на сегодня осуществляется их доработка по ряду моментов», — сообщил Волков.
В числе прочего речь идёт о ситуации, с которой прокуроры сталкиваются регулярно. Применяя нормы ст.19 КоАП, которая предполагает наказание лица за дачу взятки представителям органов власти, к ответственности привлекается человек, который непосредственно давал взятку. А вот юридическое лицо, в интересах которого взятка даётся, остаётся за рамками административного преследования. Даже если каким-то образом вину организации доказывают, то взыскать штрафы крайне сложно. Используются все средства — перерегистрация в другой регион, вывод активов, просто ликвидация юрлица и образование нового.
«Законодательный механизм здесь очевидно не совершенен. Поэтому мы предлагаем ввести в КоАП новую меру — арест имущества юрлица, уличённого в коррупционных преступлениях. Предлагаем применять эту меру только согласно решению суда по ходатайству прокурора», — сообщил Валерий Волков. Юрлица смогут добровольно сообщать в прокуратуру о фактах вымогательства взятки.
Также прокуроры готовы захлопнуть ещё одну лазейку для нечистых на руку чиновников — пока что подавать в суд можно только на тех лиц, которые занимают государственные должности или замещают их. Увольнение с госслужбы делает взыскание невозможным — этим и пользуются коррупционеры. Поэтому Генпрокуратура предлагает распространить нормы взыскания за коррупционные преступления и на чиновников, которые уволились с госслужбы. При этом срок давности для возбуждения дела предложили всё же ограничить — до трёх лет с момента увольнения должностного лица.
Закон о конфискации лежит без движения
Россия ратифицировала Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией ещё в марте 2006 года — именно этот рубеж принято считать началом комплексной борьбы с этим явлением в нашей стране. Однако результаты скромные — число взяток хотя и сокращается, но увеличивается их размер. При этом сами оперативники и следователи — практики борьбы с коррупцией считают, что выявляется и фиксируется всего лишь … 0,5 процента взяток!
В тех странах, где коррупцию удалось серьёзно потеснить, ужесточали уголовное наказание за преступления в этой сфере. В 2011 году в УК РФ в качестве основной меры наказания был установлен штраф, кратный размеру взятки. Депутат Госдумы Юрий Синельщиков, который многие годы проработал в органах московской прокуратуры, признаёт, что норма не заработала. Как правило, на момент вынесения приговора чиновник-взяточник, благодаря своим адвокатам, уже не имел никакого имущества. Соответственно и взимать штрафы не удавалось — по данным Верховного суда РФ их взыскивается всего лишь 13 процентов от того объёма, который должен был бы взиматься.
Что касается популярной темы конфискации имущества, то сейчас эту норму УК РФ возможно использовать лишь в весьма ограниченных случаях. Синельщиков сообщил, что речь идёт лишь об имуществе, которое получено осуждённым в результате совершения преступления. Доказать это крайне сложно. Чтобы усилить ответственность взяточников, депутаты от фракции КПРФ внесли в Государственную Думу законопроект, который предусматривает восстановление конфискации имущества по почти ста составам преступлений, как правило, тяжкие и особо тяжким. Правда, депутат посетовал, что к рассмотрению этой инициативы в палате парламента пока не приступали.
То же самое касается инициативы, которая должна помочь реализовать на практике следующую норму — признание уголовным деянием незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного лица, превышающее его законные доходы. Наказание должно быть в том случае, если человек не может объяснить появление у него новых активов. Соответствующая статья Конвенции ООН ратифицирована Россией, однако в существующем виде ввести её в УК РФ невозможно — нарушается статья 49 Конституции России о презумпции невиновности.
Синельщиков рассказал, что подготовил альтернативный законопроект, одобренный руководителями фракции КПРФ. В нём предлагается внести ещё одно основание для возбуждения подобных дел. «В этом пункте следует прописать норму: для возбуждения дела требуется наличие данных о значительном увеличении имущества должностного лица, значительно превышающего его официальный доход, которое оно не может должным образом обосновать. Таким значительным увеличением мы предлагаем признать увеличение от одного миллиона рублей», — пояснил депутат.
Ещё одна новация, которую предлагают внести депутаты от КПРФ — упростить процедуру возбуждения коррупционных дел в отношении лиц, обладающих иммунитетом. Как правило, им удаётся уйти от ответственности — например, скрыться за границей. Если же упростить процедуру, то возбуждение дела будет неожиданным для фигуранта, и скрыться, пока идут многочисленные согласования, ему не удастся.
Сенаторы готовы поддержать такие инициативы — об этом, в частности, заявила член Совета Федерации Людмила Козлова. А её коллега Александр Башкин сообщил, что многие регионы предлагают усилить уголовную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Это также должно стать предметом экспертных обсуждений на площадке российского парламента.
Ещё материалы: Александр Башкин