Все о пенсиях в России

два дня назадГоликова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

24.04.2024Как узнать размер будущей пенсии

Коррупционеров-чиновников будут преследовать и после увольнения

Новый пакет поправок в законодательство также предполагает арест имущества организации, чьи сотрудники уличены в коррупционных деяниях

09.12.2016 15:43

Автор: Никита Вятчанин

Коррупционеров-чиновников будут преследовать и после увольнения
Рисунок Виктора Богорада, Cartoonbank

В Госдуме при участии Генеральной прокуратуры подготовили пакет поправок в антикоррупционное законодательство. Одно из изменений касается наказания организации, в чьих интересах давалась взятка должностному лицу. Также фракция КПРФ предлагает вернуть конфискацию имущества по сотне видов преступлений.

Пути совершенствования законодательства, направленного на искоренение и наказание коррупционеров обсудили парламентарии, специалисты и эксперты в Совете Федерации 9 декабря.

Арест имущества как профилактика коррупции

Отдельный пакет антикоррупционных законодательных инициатив подготовила Генеральная прокуратура России. Изменения разработаны в рамках поручения главы государства. Заместитель начальника Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры РФ Валерий Волков напомнил, что год назад эти предложения направили Владимиру Путину  - он их поддержал и поручил Генпрокуратуре и своей Администрации подготовить тексты законопроектов. «Они готовы  — на сегодня осуществляется их доработка по ряду моментов», — сообщил Волков.

В числе прочего речь идёт о ситуации, с которой прокуроры сталкиваются регулярно. Применяя нормы ст.19 КоАП, которая предполагает наказание лица за дачу взятки представителям органов  власти, к ответственности привлекается человек, который непосредственно давал взятку. А вот юридическое лицо, в интересах которого взятка даётся, остаётся за рамками административного преследования. Даже если каким-то образом вину организации доказывают, то взыскать штрафы крайне сложно. Используются все средства — перерегистрация в другой регион, вывод активов, просто ликвидация юрлица и образование нового.

«Законодательный механизм здесь очевидно не совершенен. Поэтому мы предлагаем ввести в КоАП новую меру — арест имущества юрлица, уличённого в коррупционных преступлениях. Предлагаем применять эту меру только согласно решению суда по ходатайству прокурора», — сообщил Валерий Волков. Юрлица смогут добровольно сообщать в прокуратуру о фактах вымогательства взятки.

Также прокуроры готовы захлопнуть ещё одну лазейку для нечистых на руку чиновников — пока что подавать в суд можно только на тех лиц, которые занимают государственные должности или замещают их. Увольнение с госслужбы делает взыскание невозможным — этим и пользуются коррупционеры. Поэтому Генпрокуратура предлагает распространить нормы взыскания за коррупционные преступления и на чиновников, которые уволились с госслужбы. При этом срок давности для возбуждения дела предложили всё же ограничить — до трёх лет с момента увольнения должностного лица.

Закон о конфискации лежит без движения

Россия ратифицировала Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией ещё в марте 2006 года — именно этот рубеж принято считать началом комплексной борьбы с этим явлением в нашей стране. Однако результаты скромные — число взяток хотя и сокращается, но увеличивается их размер. При этом сами  оперативники и следователи — практики  борьбы с коррупцией считают, что выявляется и фиксируется всего лишь … 0,5 процента взяток!

В тех странах, где коррупцию удалось серьёзно потеснить, ужесточали уголовное наказание за преступления в этой сфере. В 2011 году в УК РФ в качестве основной меры наказания был установлен штраф, кратный размеру взятки. Депутат Госдумы Юрий Синельщиков, который многие годы проработал в органах московской прокуратуры, признаёт, что норма не заработала. Как правило, на момент вынесения приговора чиновник-взяточник, благодаря своим адвокатам, уже не имел никакого имущества. Соответственно и взимать штрафы не удавалось — по данным Верховного суда РФ их взыскивается всего лишь 13 процентов от того объёма, который должен был бы взиматься.

Кандидатов в чиновники проверят на полиграфе
Что касается популярной темы конфискации имущества, то сейчас эту норму УК РФ возможно использовать лишь в весьма ограниченных случаях. Синельщиков сообщил, что речь идёт лишь  об имуществе, которое получено осуждённым в результате совершения преступления. Доказать это крайне сложно. Чтобы усилить ответственность взяточников, депутаты от фракции КПРФ внесли в Государственную Думу  законопроект, который  предусматривает  восстановление конфискации имущества по почти ста составам преступлений, как правило, тяжкие и особо тяжким. Правда, депутат посетовал, что к рассмотрению этой инициативы в палате парламента пока не приступали.

То же самое касается инициативы, которая должна помочь реализовать на практике следующую норму — признание уголовным деянием незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного лица, превышающее его законные доходы. Наказание должно быть в том случае, если человек не может объяснить появление у него новых активов. Соответствующая статья Конвенции ООН ратифицирована Россией, однако в существующем  виде ввести её в УК РФ невозможно — нарушается статья 49 Конституции России о презумпции невиновности.  

Синельщиков рассказал, что подготовил альтернативный законопроект, одобренный руководителями фракции КПРФ. В нём предлагается внести ещё одно основание для возбуждения подобных дел. «В этом пункте следует прописать норму: для возбуждения дела требуется  наличие данных о значительном увеличении имущества должностного лица, значительно превышающего его официальный доход, которое оно не может должным образом обосновать. Таким значительным увеличением мы предлагаем признать увеличение от одного миллиона рублей», — пояснил депутат.

Ещё одна новация, которую предлагают внести депутаты от КПРФ — упростить процедуру возбуждения коррупционных дел в отношении лиц, обладающих иммунитетом. Как правило, им удаётся уйти от ответственности — например, скрыться за границей. Если же упростить процедуру, то возбуждение дела будет неожиданным для фигуранта, и скрыться, пока идут многочисленные согласования, ему не удастся.  

Сенаторы готовы поддержать такие инициативы — об этом, в частности, заявила член Совета Федерации Людмила Козлова. А её коллега Александр Башкин сообщил, что многие регионы предлагают усилить уголовную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Это также должно стать предметом экспертных обсуждений на площадке российского парламента.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 6196

Ещё материалы: Александр Башкин