Детей научат трудиться со школьной скамьи
Депутаты Госдумы хотят помочь им упростить порядок устройства на подработку
Как показывают опросы общественного мнения, большинство учеников не против общественно-полезного труда в школах и готовы подрабатывать во время каникул. Однако действующее законодательство регулирует эти процессы весьма специфически. Инициировать его корректировку готов Комитет Госдумы по образованию и науке.
Риск для учителя
«Если тебя в школе заставляют убирать, дежурить, ходить на субботники или делать что угодно другое (просто принуждают или угрожают занижением оценки, вызовом родителей и пр.) – учителя нарушают закон. Так что можешь смело отказываться, а если хочешь – постараться привлечь их к ответственности – пойти в полицию» – такой совет на тематическом форуме в Интернете даёт другим ученикам Миша Н. И предложение только на первый взгляд кажется абсурдным.
Попросив школьника помыть доску или вытереть пролившуюся воду, педагог действительно сильно рискует. «По действующим законам, это может быть расценено как принудительный труд, и учитель может быть привлечён не только к дисциплинарной, но и к уголовной ответственности», – пояснила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. При этом, по словам депутата, когда возникают любые конфликтные ситуации и начинаются разбирательства, решения принимаются не в пользу учителя.
«В советское время трудовое воспитание было обязательным, сейчас привлечение школьников к труду не предусмотрено без его согласия или согласия его законных представителей», – признал председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.
Между тем общественно-полезный труд в школах многие эксперты всё же признают важной составляющей не только воспитания, но и образования. И речь не только о том, чтобы дети в школах дежурили и убирали классы. «Существовала система учебно-производственных комбинатов, которая не только позволяла прийти и попробовать себя в той или иной деятельности, но и дать определённые навыки», – напомнила Любовь Духанина.
Сейчас ситуация изменилась, причём кардинальным образом. Во всех документах – и в законе об образовании, и в федеральных стандартах – написано о том, что детям надо прививать любовь к труду, однако учителя далеко не всегда решаются делать это на практике. В то же время, по словам замминистра образования и науки Вениамина Каганова, «педагог не должен не бояться наказания за попытку приучить детей к труду».
Ещё летом глава Минобрнауки Ольга Васильева сообщила, что в настоящее время разрабатываются методические рекомендации по общественно-полезной трудовой деятельности учеников, со следующего учебного года они постепенно будут вводиться в школах. Кроме того, Комитет Госдумы по образованию и науке предлагает внести изменения в Закон «Об образовании», определив понятия «труд», «общественная полезная деятельность» и «работы по самообслуживанию».
Когда первая работа становится недоступной
Словосочетание «труд и школьники» подразумевает ещё одну проблему, признали депутаты. Это те трудности, с которыми сталкиваются старшеклассники при попытке устроиться на работу после уроков или летом. По данным Минтруда, каждый второй школьник ищет работу на летние каникулы. Число подростков, обратившихся в службу занятости, за два года увеличилось на 200 тысяч. 20 процентов старшеклассников регистрируются на порталах трудоустройства. «Опросы среди школьников показали, что у 49,3 процента из них уже есть опыт трудовой деятельности. 75 процентов учеников утверждают, что хотят подрабатывать», – рассказала Любовь Духанина.
Тем не мене, брать их на работу большинство компаний не торопятся. Дело в том, что действующий Трудовой кодекс бережёт права несовершеннолетних настолько тщательно, что иметь с ними дело невыгодно. К примеру, уволить подростка можно только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. «Если такое согласие не получено, то должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности», – рассказала Любовь Духанина.
Кроме того, работодатель обязан оплатить медицинское обследование ученика, подтверждающее, что у подростка нет противопоказаний к выполнению тех или иных обязанностей. «Как показывает практика, студенческие отряды готовы брать к себе подростков, но работодатели не хотят, так как при этом наступает такая ответственность, которую никто не готов взять на себя», – сказал Вениамин Каганов.
На тех, кто хочет незаконно использовать труд детей, действующие ограничения не повлияют.
Выход из этой ситуации депутаты нашли. В частности, они предлагают внести изменения в Трудовой кодекс: освободить работодателей от оплаты медицинского осмотра несовершеннолетних. Выявлять противопоказания к выполнению той или иной работы, по мнению парламентариев, можно на основании документов, получаемых подростками при прохождении диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения в школах.
Кроме того, депутаты признали необходимым упростить процедуры расторжения трудовых договоров с несовершеннолетними по инициативе работодателя. В частности, отменить обязательное согласование этого решения с комиссией по делам несовершеннолетних, в «согласование с государственной инспекцией труда заменить обязательным уведомлением».
«На тех, кто хочет незаконно использовать труд детей, действующие ограничения не повлияют», – признал Вениамин Каганов.
В конце концов, таким компаниям ничто не мешает взять подростка на работу без заключения трудового договора. Так даже проще будет ребёнка в итоге обмануть – не выплатить ему деньги вовсе или зарплату сильно урезать. Зато, по мнению законотворцев, ограничения влияют на добросовестных руководителей компаний, которые отказываются иметь с подростками дело из-за излишней бюрократической волокиты и из опасений ненамеренно нарушить слишком многочисленные требования Трудового кодекса, регламентирующего их взаимоотношения.
Ещё материалы: Любовь Духанина