Нам эти рейтинги что есть, что нет

Уровень российского образования выше того, что ему определяют международные показатели

Стало известно, что в рейтинг лучших университетов и институтов мира, составленный научно-исследовательским центром QS (Quacquarelli Symonds), вошли 22 российских учебных заведения. Лучшим среди отечественных вузов стал Московский государственный университет, попавший на 108-ю строчку. Как эти показатели отражают реальное положение дел, «Парламентской газете» рассказал первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Олег Смолин.

Рейтинг на качество не влияет

В списке фигурируют МГУ, СПбГУ, Новосибирский государственный университет, МГИМО. При этом Смолин уверен, что они лишь приблизились к справедливым позициям в этом списке: «В действительности качество нашего образования намного выше. Но я всё равно приветствую попадание в эти международные рейтинги, хотя и переоценивать их важность не стоит». По мнению Олега Смолина, реальное качество нашего образования куда выше. Кроме того, он попросил не забывать о том, что при составлении рейтингов большое значение имеет научная деятельность, в частности, публикации, международные премии, тогда как в нашей стране наука отведена больше для академических институтов, чем для вузов, хотя сейчас ситуация постепенно меняется.

 «Вузы уже больше ориентируются на эти рейтинги, а преподаватели хотят публиковаться в зарубежных журналах. А больше всего позиции в рейтинге влияют на популярность российских университетов среди иностранных студентов», — рассказал Олег Смолин в пресс-центре «Парламентской газеты».

Кстати, накануне об этом же сказал и ректор МГУ Виктор Садовничий, сообщив, что главный вуз страны провёл успешную приёмную кампанию по привлечению иностранных студентов, «а это хороший задел на будущее». Он выделил улучшения вуза по показателям «мнения экспертов из академической среды» и «репутация вуза среди работодателей».

Образованию нужен новый закон

Накануне нового учебного года сменился глава ведомства — место Дмитрия Ливанова заняла Ольга Васильева. Теперь ей предстоит решать многочисленные вопросы, связанные с системой образования. Министр взялась за дело активно, предупредив, что приоритетом для неё являются учителя, их положение, зарплаты, а главное — отношение к педагогу в обществе.

Олег Смолин Васильеву полностью поддерживает. Сам в прошлом учитель, а ныне академик РАО и глава Общероссийского общественного движения «Образование — для всех», он уверен, что министр идёт правильным путём, и большинство её начинаний вызывают лишь уважение, хотя и быстрых реформ ждать не стоит.

Про то, что Минобрнауки не справляется с объёмом возложенных на него обязанностей, парламентарии говорили ещё и в бытность предыдущего главы ведомства. Неоднократно звучали предложения по модернизации системы образования. КПРФ на сей раз предложил новый законопроект под названием «Образование для всех». Олег Смолин рассказал о документе, где 108 позиций и, по выражению депутата, некоторые из них частично совпадают с нормами существующего закона об образовании в России. Акценты Смолин расставил сам. Это, в частности, возрождение сельских школ, возвращение льгот на оплату детсадов и, главное, содержания образования.

«Ни на одной коллегии в министерстве, когда им управлял Ливанов, не рассматривались вопросы содержания. А оно должно быть возвращено в образовательные стандарты, равно как и классический набор школьных предметов — золотой стандарт», — высказался Смолин. Он напомнил, что в 2020 году для старшей школы отменяются обязательные стандарты к изучению предметов, а остаются только образовательные области.

В целом же законодатель высказал мнение, что школа и наука не должны быть объединены одним министерством, как сейчас. «Неплохо бы было создать что-то типа Министерства просвещения, которое бы заведовало вопросами образования, образовательной инфраструктуры и соответствующих СМИ. Науку же можно оставить с высшей школой и промышленностью», — высказался Смолин.

Учителей сделали бюрократами

Про излишнюю бумажную волокиту, которой приходится заниматься педагогам, речь идёт давно. Учителя настолько погрязли в подготовке к различным проверкам и аттестациям, что у них элементарно не остаётся времени на отдых.

Депутат сообщил, что средняя нагрузка на российского педагога, согласно данным Общероссийского народного фронта, 28 уроков в неделю. Помимо их проведения, учителя должны готовиться к занятиям, проверять домашние задания и отдельно работать с учениками. Таким образом, нагрузка возрастает до 70 часов в неделю. «У учителя должно быть время работать и над собой, — заявил Смолин. — А его этой возможности лишают. Но главное, от чего наше государство должно постепенно отходить — так это отношение к образованию, как к услуге. То, что хорошо для бизнеса, не всегда подходит для образовательного процесса». Смолин уверен, что образование существует там, где личность оказывает влияние на развитие другой личности, всё остальное — дрессировка.

Своё мнение об этом в комментарии «Парламентской газете» высказала и заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова. Она считает, что, учителям, помимо достойной зарплаты, надо дать избавление от излишней административной нагрузки. «Кроме того, активное строительство  новых школ должно сократить объёмы обучения во вторую смену, так как по утрам дети лучше усваивают информацию». А для повышения общественного статуса учителя, например, было бы неплохо сделать телевизионную программу «Учительский час», — высказалась депутат.


Просмотров 3553

06.09.2016

Популярно в соцсетях