Фильтр для добрых услуг

Государство заявляет о готовности поддержать социальные НКО на постоянной основе

Фильтр для добрых услуг

Фото Геннадия Михеева

В Госдуму внесён очередной законопроект, касающийся деятельности НКО в России. На сей раз речь идёт о тех, кто работает в социальной сфере. Поправки, разработанные в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию, предусматривают новый статус таких организаций («исполнитель общественно полезных услуг»). Кто-то называет это новым фильтром для попадания в реестр господдержки, кто-то — инструментом объективной оценки работы НКО. Как к инициативе относятся парламентарии и представители самих некоммерческих организаций, узнал корреспондент «Парламентской газеты».

«Счастливчиков» станет больше

Из всего обилия социально ориентированных НКО новый статус получат лишь те, кто «зарекомендовал себя как безупречный партнёр государства в совместной работе по оказанию общественно полезных услуг». На это обратила внимание председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина. При этом она пояснила, что само понятие «общественно полезная услуга» и перечень того, что таковой деятельностью является, будут определены указом президента после того, как законопроект будет принят. А обязательным условием для того, чтобы попасть в число «безупречных партнёров» государства, — как минимум год работы по оказанию соцуслуг.

Установление нового статуса всегда ассоциируется с сокращением числа «счастливчиков», попавших в фокус господдержки. Хотя количество держателей такой поддержки государство как раз хочет расширить. Как отметила вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова, в стране есть объективная заинтересованность в том, чтобы в социальной сфере работало больше НКО — спрос на соцуслуги намного превышает предложение. Так, по данным Минтруда, потребности пожилых граждан в социальных услугах удовлетворены лишь наполовину. «Поэтому идея законопроекта нашла быстрый отклик, и у многих регионов даже готова своя нормативная база. Статистика показывает, что число регионов, где НКО числятся в реестрах, за короткое время выросло почти вдвое. Наш законопроект усилит этот импульс — поправки дают НКО больше прав и возможностей для работы не только в сфере социального обслуживания, но и в здравоохранении, культуре и образовании», — отметила Галина Карелова.

Впрочем, тех НКО, которые находятся в региональных реестрах, не более трёх сотен, а вот всех социальных НКО в России насчитывается порядка 113 тысяч. В парламенте рассчитывают, что законопроект будет принят уже в эту весеннюю сессию и до конца года вступит в силу. При этом и сенаторы, и депутаты традиционно заинтересованы в том, чтобы доработка его шла с участием потенциальных поставщиков соцуслуг региональных властей.

В качестве арбитров НКО видят парламентариев

Сами представители НКО относятся к новым поправкам со сдержанным оптимизмом. Глава благотворительного фонда «Закон, справедливость и милосердие» Вадим Поспелов считает, что определение нового статуса даст больше возможностей благотворительным НКО. «Сегодня если ты говоришь, что являешься социально ориентированной благотворительной НКО, то ты согласно действующему законодательству должен тратить 80 процентов прибыли на благотворительные цели и всего 20 процентов — на зарплату сотрудников. Так работать в наших реалиях крайне сложно, и многие организации отказались от статуса благотворительных — многим приходится экономить даже на необходимом, и это сказывается, конечно, на эффективности нашей работы», — пояснил он и добавил, что новые поправки дают возможность пересмотреть пропорции 80—20 для благотворителей.

Вадим Поспелов также подчеркнул, что необходимость доказать свою социальную значимость позволит очистить поле социально ориентированных НКО от недобросовестных игроков. Но встаёт не оригинальный вопрос: а судьи кто? Кто будет определять, достойно ли то или иное НКО попасть в реестр, предусматривающий постоянное партнёрство с государством? Ряд экспертов заявляют, что это задача межведомственная, в решение которой надо включать Минздрав, Минтруда (оба ведомства — головные по решению социальных проблем), Минюст (регистрирует все НКО в РФ). Также руководители НКО говорят о необходимости «арбитров» из Госдумы и Совета Федерации — парламентарии необходимы как люди, которые будут находиться «над» министерствами, дающими финансирование. Целесообразно, по мнению представителей НКО, привлечь к «арбитражу» и членов «профильных» общественных советов при Президенте РФ.

Другая точка зрения сводится к тому, что опора на министерства даст эффект, обратный тому, что ожидается законодателями, — Правительство сегодня не заинтересовано в том, чтобы «подкармливать» из бюджета всё больше НКО. В частности, критикуют законопроект за то, что, вводя новый статус «исполнителя общественно полезных услуг», тем самым он устанавливает лишь новый фильтр для доступа к господдержке. И опасность того, что именно чиновники будут определять работу тех или иных соцориентированных НКО, подтвердил председатель Комитета Совфеда по социальной политике Валерий Рязанский. «Нам нужен инструмент оценки эффективности таких НКО — это, в частности, могут быть отзывы за два-три года работы той или иной организации и опросы тех, кто с ней сталкивался. Необходимо и экспертное мнение. Мне представляется, что авторы закона стремятся именно к объективности, чтобы определить, кто из социальных НКО может войти в госреестр. Это очень непростая задача — ячейки фильтра не должны быть слишком узкими или слишком широкими. На мой взгляд, здесь надо начинать с пилотных проектов в регионах», — сказал он.

Опыт регионов действительно разный. Так, в Башкортостане пошли по пути «выращивания» своих социальных НКО с помощью госзаказа. Впрочем, парламентарии и эксперты называют этот путь как минимум спорным — при нём нет возможности выбрать уже действующие лучшие практики соцуслуг. Однако проведение тендера среди таких практик тоже порождает массу критических замечаний.

«Дельцы» могут выжить энтузиастов

Также эксперты некоммерческой деятельности указывают на ряд подводных камней в рамках работы над корректировкой законопроекта и сопутствующих ему подзаконных актов. В частности, указывают на то, что пока не прописано, чем государство конкретно будет помогать социально ориентированным НКО. Зато есть чёткое понимание, что этот сектор социальных НКО теперь будет жёстко отслеживаться государством. Главный вопрос — насколько инструмент «отсеивания ненужных» будет правильно использоваться. Учитывая, что практически каждая прямая линия с Президентом РФ показывает — взгляд главы государства и взгляды чиновников на местах на одну и ту же проблему могут кардинально отличаться.

Отмечают и большие риски того, что волонтёрские организации, по сути, превратятся в подразделения того же Минздрава или Минтруда. «Если всё пойдёт по этому пути, то партнёрство с государством ужесточит отчётность, объём которой для НКО наверняка увеличится в разы. Это потребует времени, сил, которые сегодня уходят на непосредственную помощь людям, — считает соучредитель Межрегионального общественного движения семейных клубов трезвости Дмитрий Девяткин. — Конечно, законопослушные организации, к которым относятся и наши семейные клубы, будут несмотря ни на что выполнять требования государства. Но изначально мы окажемся «позади» тех, кто более искусен не в оказании социальной услуги, а в умении, что называется, «обстряпать дельце». И угроза того, что они будут настойчиво вытеснять с рынка тех, кто не привык работать на откатах, довольно велика».

Впрочем, все эксперты отметили, что появление законопроекта — важное заявление федеральной власти о том, что оно будет отслеживать работу социальных НКО и готово их поддерживать на постоянной основе. Безусловно, потребуется время на «притирку», но в НКО надеются, что дискуссия вокруг нового законопроекта позволит прекратить практику  различного уровня, когда та или иная НКО просит предоставить помещение или профинансировать «копеечное» для бюджета издание литературы и видеоматериалов. «В 2011 году у меня была на этот счёт переписка с Администрацией Президента РФ Дмитрия Медведева и Минздравсоцразвития РФ. Директор департамента Минздрава Марина Шевырёва на просьбу оказать содействие в информационной и финансовой поддержке семейных клубов трезвости отказала, сославшись на закон о конкуренции, — рассказал Дмитрий Девяткин. — Это удивительно, потому что само понятие «конкуренция» возможно только тогда, когда услуги платные, а мы уже 25 лет работаем абсолютно бесплатно, и это легко проверить! Более того, приказ Минздрава РФ от 18 марта 1997 года фактически обязывает государственные реабилитационные центры участвовать в создании таких клубов. И с такой ситуацией на разных уровнях сталкиваемся не только мы, но и многие НКО в России, которые действительно трудятся безвозмездно. Надеемся, что появление нового законопроекта даст возможность выявить и решить эти проблемы».


Просмотров 926

04.05.2016

Популярно в соцсетях