В Совфеде предлагают дополнить закон «О полиции»

За пять лет работы полицейских в России доверие к ним выросло, но вопросы остались

Сегодня, 1 марта, исполнилось ровно пять лет со дня вступления в силу Закона «О полиции». Тогда милиция в нашей стране официально прекратила своё существование, а численность МВД была сокращена на 22 процента. Довольны ли граждане переформатированием органов внутренних дел и что необходимо сделать на законодательном уровне, чтобы российская полиция работала эффективнее, «Парламентская газета» спросила у первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алекcандра Чекалина. 

Напомним, речь о реформе МВД, переименовании милиции в полицию и реструктуризации ведомства зашла в марте 2010 года, когда Президент России Дмитрий Медведев дал распоряжение МВД представить закон «О полиции» для всеобщего обсуждения, а 7 февраля 2011 года закон был подписан президентом.

По мнению Александра Чекалина, новый закон имел большое практическое значение, качественно изменил саму систему МВД России в целом, повысил эффективность правоохранительной работы и доверие граждан к полиции.

В то же время сенатор отметил необходимость скорейшей разработки и принятия федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», который в комплексе с другими профильными законами, в том числе Законом «Об участии граждан в охране общественного порядка» в значительной мере завершит формирование пакета документов, регламентирующих правовое регулирование деятельности всех ветвей государственной власти в области правопорядка и борьбы с преступностью.

По мысли Александра Чекалина, Закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» должен был, в том числе, в значительной мере компенсировать сокращение численности полиции.

«На деле этот закон желаемого результата пока не приносит — численность дружинников, волонтёров и внештатников в регионах увеличивается медленно, — уверен законодатель. — Внимание к ним органов региональной и муниципальной власти должно быть больше. Результативность их работы оставляет желать лучшего, хотя закон внёс беспрецедентные льготы и преференции дружинникам. Это денежные премии, оплата страховки, бесплатный проезд в общественном транспорте, дополнительный отпуск, лечение и другое».

Исправить ситуацию, на его взгляд, может следующее. Необходимо обеспечить еще большее взаимопроникновение законов «О полиции» и «Об участии граждан в охране общественного порядка» в части наиболее точного и жёсткого закрепления в них роли, места компетенции и ответственности общественности, а главное руководителей органов исполнительной власти и полиции. Было бы полезно разработать поправки в закон «О полиции» в части определения участия МВД в обучении, в реестровом отборе и учете, использование дружинников в качестве кадрового резерва для работы в полиции, предусмотреть участие дружинников во всех уличных нарядах полиции, так как это еще и надежная антикоррупционная мера.

«Наибольшее взаимопроникновение двух этих законов обязательно даст кратный результат в борьбе с преступностью», — уверен Александр Чекалин.

Он также предложил членам Общественного Совета при МВД России совместно с сотрудниками ведомства посетить ряд регионов, не принимающих активных мер по организации исполнения закона «для заслушивания этих регионов на заседании парламента с определёнными выводами и оценками».

Найти работу каждому сидельцу

Ещё одна немаловажная проблема — ресоциализация бывших заключённых. В среднем в нашей стране ежегодно порядка 250 тысяч человек за совершённые преступления отправляются в места не столь отдалённые, и столько же выходит на волю. 55 процентов из них вскоре становятся рецидивистами и возвращаются в места лишения свободы во второй, а некоторые даже и в третий раз.

«Отбывшие наказание, как правило, выходят на свободу без профессии, без денег, без жилья, без родственников, часто без одежды по сезону, но нередко с туберкулезом и уголовными связями и опытом», — говорит Александр Чекалин. — Месяц-полтора и человек вынужденно, поневоле совершает кражу или даже грабеж чтобы получить средства на простейшие бытовые нужды».

Сенатор напомнил, что на итоговой Коллегии МВД России за 2014 год Президент России Владимир Путин поставил задачу о подготовке и принятии закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», где отдельным сегментом должна быть ресоциализация лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. Работа над законом несколько затянулась, из за отсутствия его ресурсного обеспечения, так как без бюджетного сопровождения — это были бы одни благие намерения. Сейчас закон прошел уже первое чтение.

«Речь идёт о необходимости государственной системы по недопущению повторной преступности, дать шанс на исправление и другую жизнь», — пояснил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Он убеждён, что для этого нужны гарантированные законом меры поддержки, среди которых — бронирование рабочих мест для освобождаемых из мест лишения свободы, организация профтехобразования для указанных лиц, как в местах лишения свободы, так и по освобождении, первичная небольшая банковская ссуда под гарантии работодателя, оказание юридической помощи по возврату незаконно отчужденного жилья, лечение туберкулеза и других опасных заболеваний.

«Не обойтись и без мер принуждения к законопослушанию через административный надзор, осуществляемый органами МВД России», — убеждён Александр Чекалин.

Все это, по его мнению, требует «точного системного законодательного закрепления — и только тогда рецидивная преступность, как наиболее опасная, перестанет угрожать обществу, людям, да и самой правоохранительной системе».

Не только усилиями федерального Центра

Как известно, охрана правопорядка и борьба с преступностью — предмет совместного ведения федерального Центра и органов исполнительной власти субъектов. Об этом говорится в 72-й и 132-й статьях Конституции России.

«Этот важнейший принцип закреплен и в 47 статье закона «О полиции», — напомнил Александр Чекалин. — Однако, многие попытки регионов и муниципалитетов направить средства на укрепление правопорядка иногда даже в объеме программы «Безопасный город», участие в ремонте или строительстве постов ППС и ДПС, служебных помещений, передаче автомобильной техники и недостающего ГСМ, видеосистем, средств связи, выплаты постовым полицейским и участковым небольших средств поощрения нередко квалифицируются прокуратурой как «нецелевое использование бюджетных средств» с соответствующими мерами реагирования» и формально они правы.

По мнению сенатора, необходимо детально доработать эту самую 47 статью Закона  «О полиции» с постатейным внесением в неё прав, полномочий и видов деятельности субъектов Федерации предоставленных Конституцией субъектам Федерации. «Речь идет, прежде всего, об уточнении финансовых, материально-технических, организационных и иных полномочий регионов в реализации правоохранительных программ и других мер по защите территорий от преступности, с обязательным согласованием этих мер с органами МВД», — уточнил Александр Чекалин.

Наше досье

Александр Алексеевич Чекалин

Родился 6 сентября 1947 года в городе Верея Московской области.

Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт в 1976 году, Всесоюзный юридический заочный институт в 1982 году, Академию МВД СССР в 1989 году.

В 2000 году назначен заместителем министра внутренних дел Российской Федерации. С 2001 по 2003 год возглавлял Службу общественной безопасности, с 2003 по 2004 год — Федеральную миграционную службу МВД России. С июля 2004 по март 2008 года — первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации

Герой Российской Федерации (2000 год), генерал-полковник милиции, кандидат юридических наук.

С 2008 года — член Совета Федерации.

Просмотров 1539

01.03.2016 15:04

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...