Зугура Рахматуллина: Сегодня Россия особенно нуждается в диалоге культур
Заместитель председателя Комитета по культуре Госдумы, доктор философских наук, профессор Зугура Рахматуллина избрана Председателем Ассамблеи народов Республики Башкортостан на 3 съезде Ассамблеи народов Республики. Она рассказала «Парламентской газете», почему необходимо связать национальные миры народов нашей страны.
Как связать, сплотить такие разные национальные миры, действительно ли может помочь в этом культура?
- Мы, многочисленные народы России, и для наших друзей, и для недругов давно уже — россияне, одна нация, с единой национальной историей и менталитетом, с созвучными культурными смыслами, скрепленная государственным русским языком общения и уникальной многоликой культурой. Более того, исторически разные национальные миры и культуры Российского государства узнавали друг о друге именно через русский язык, через русский язык приобщались к мировой культуре и входили в нее: калмыка Давида Кугультинова и башкира Мустая Карима, балкарца Кайсына Кулиева и аварца Расула Гамзатова и многих других сегодня знает весь мир. Но культура — это не только сфера искусства, художественного творчества, но и культура духа и души, чувств, образа жизни, досуга, речи, личного и национального поведения, межличностного и межэтнического общения, которые, кстати, изначально воспитываются в семье. Более того, это и высокая и ответственная «государственная культура»: культура хозяйствования и управления, культура профессиональной деятельности, тем более, если она связана с судьбами людей и страны. Разные национальные миры сплачиваются, если они чувствуют и видят на практике воплощение этой культуры и ощущают равновеликое государственное внимание к своему жизненному миру, реализацию на деле, а не на словах взвешенной национально-культурной политики, направленной на сбережение каждого этноса, его культуры, веры, языка.
На ваш взгляд, на чем может основываться диалог культур?
- Наша страна — родина для представителей более 190 национальностей и последователей всех мировых и многих национальных религий. Исторически Российское государство складывалось как объективация идеи диалога между этническими культурами, национальными языками, религиозными системами. Национальное единство возникало на полиэтнической основе в ходе совместной хозяйственной жизни, государственно-политической регуляции и скреплялось единым государственным русским языком, ставшим языком межэтнического общения. В ходе противоречивой истории народы России вместе противостояли социальным испытаниям и политическим катаклизмам, защищали единое Отечество от врагов, творили судьбу многонационального государства, создавали уникальное и многомерное по духу, ценностному содержанию и смыслам поликультурное пространство, основанное на терпимости, уважении друг к другу и взаимопонимании. Постепенно сформировался естественно-исторический мультикультурализм, в котором каждый народ занял свою нишу и ценности коллективизма, терпимости и веротерпимости стали духовной основой совместной жизни людей разной веры и языка. И, несмотря на то, что новейшая история страны стала ареной многочисленных катаклизмов и испытаний во всех сферах общественно-национальной жизни, значимость духовных смыслов идеи диалога культур как консолидирующего фактора сохранялась и охранялась и на государственном уровне, и в массовом сознании. Сегодня страна особенно нуждается в диалоге культур: стало много желающих и извне, и изнутри разрушить межнациональный мир и гражданское согласие, более того, направить социально-экономические трудности в этническое русло. Основы этого диалога — многовековая совместная история и традиции диалогизма, современные геополитические угрозы и внутренние вызовы, справедливая государственная власть и сильная экономика, многонациональная отечественная культура и ее гуманистические ценности. Диалог — это не только философская абстракция, а прежде всего практика конкретных дел, культивирование и на уровне власти, и на уровне личности гармоничных межнациональных и межконфессиональных отношений в реальной жизни.
Диалог вообще возможен при таком многообразии культур сегодня?
- У нас нет иного выбора: говоря словами известного отечественного философа Моисея Кагана, мы «приговорены к диалогу». «Быть или не быть?» — этот вечный гамлетовский вопрос приобретает особо судьбоносное звучание. Либо конструктивный, результативный, практический диалог не только между этносами и культурами, но и между властью и многонациональным народом, государством и традиционными религиями, между самими конфессиями - как основа национальной безопасности, уверенного настоящего и надежного будущего, либо его отсутствие и в результате — небытие как самостоятельного государства, как единой и неделимой российской нации, как уникальной многонациональной культуры. Диалог не только возможен (за плечами Российского государства века и традиции совместного проживания народов в мире и согласии, и только диалог, кстати, помог стране победить нацизм), он просто необходим, как воздух: его сегодня нужно и должно целенаправленно культивировать и на государственном, и на личностном уровне, используя все потенциальные механизмы: семью, систему образования, общественные, национально-культурные, религиозные и молодежные организации, СМИ, искусство.