Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Космическая отрасль испытывает перегрузки

Пресс-центр «Парламентской газеты»

11.04.2013 18:16

Всё меньше россиян считают Россию лидером в области освоения космоса. Если в 2011 году в успешное развитие этой отрасли верили 51 процент сограждан, то в нынешнем году число оптимистов, по данным опроса «Левада-центра», сократилось до 35. Между тем космические программы в нашей стране расширяются, денег на это государство вновь выделяет достаточно, а в числе приоритетов - масштабные проекты изучения и освоения космоса, - уверяли эксперты, собравшиеся в пресс-центре «Парламентской газеты».

Стадион на орбите

- Проблемы есть, но развитие космической программы России движется неплохими темпами, - открыл обсуждение начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов. - Если несколько лет назад все наши стремления были нацелены на Марс, то сейчас речь прежде всего пойдёт о Луне.

Сейчас на орбите Земли находится Международная космическая станция (МКС) - комплекс размером с футбольное поле и весом более четырёхсот тонн. Планируется, что в ближайшие несколько лет его размеры увеличатся: к станции прирастят ещё два дополнительных модуля, которые позволят повысить научные возможности российского сегмента МКС.

На 2018 год запланирован беспилотный полёт на Луну. Следом за ним состоится пилотируемый полёт, в котором примут участие космонавты из отряда, уже сейчас проходящего подготовку в Звёздном городке. В него входят 42 человека. Кстати, половина из них ещё не бывала на орбите.

- Срок эксплуатации МКС продлён до 2020 года, и сейчас на международных конференциях активно обсуждается вопрос: а что дальше? - говорит Алексей Краснов. - Могу сказать, что в течение ближайших семи лет вряд ли у какой-то из космических держав будет возможность реализовать принципиально новую программу. И если примут решение о затоплении МКС в 2020 году, то международная космонавтика остановится в развитии. Нагнать будет сложно или даже невозможно, - на то, чтобы вырастить новых специалистов, уйдут десятилетия.

Сейчас в России идёт работа над свободно летающим модулем, предназначенным для полупромышленного производства новых материалов. Разместить такой цех на самой станции нельзя, так как из-за микрогравитации и постоянных вибраций чувствительное оборудование будет выходить из строя. А в парящем в безвоздушном пространстве корабле-модуле условия идеальны. Космонавтам останется только периодически наведываться на мини-завод, чтобы загрузить бортовые установки новым сырьём и забрать готовую продукцию.

Но какими бы просторными ни были хоромы на МКС, одержимым наукой учёным уже тесно в этих рамках. Взгляды космических исследователей во всём мире сегодня прикованы к Марсу. В ближайшие два-три года будет подготовлена международная программа по строительству новой станции, которая после 2020 года заменит МКС. Для неё будет выбрана другая орбита, рассчитанная таким образом, чтобы космические корабли могли с меньшими затратами энергии стартовать к далёким планетам. Для доставки в космос элементов орбитального «байконура» понадобится более мощная ракета, и работы над ней уже идут. Это будет многофункциональный комплекс на шесть членов экипажа, а не на четыре, как сейчас. Кстати, этот корабль сможет самостоятельно долететь до Луны.

- Государство сегодня делает всё возможное для развития космической деятельности. Если в девяностые годы финансирование составляло 300 миллионов долларов, то сегодня эта цифра эквивалентна одному миллиарду. Нам остаётся только правильно распорядиться этой поддержкой, - подчеркивает Краснов.

Кого не берут в космонавты?

Роскосмос признаёт: отечественная отрасль пока опережает лишь конкурентов из Азии и проигрывает США и Европейским странам. Для того чтобы вернуть стране статус ведущей космической державы, недавно была принята Госпрограмма «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы». На это выделяется 2,1 триллиона рублей - деньги немалые.

Если с финансами вопрос можно считать решённым, то вот с кадрами - проблема из проблем. Чтобы заинтересовать молодёжь, в стране должны начать работы тысячи кружков и секций. Пока мы об этом рассуждаем, в США и Китае такая работа уже идёт. В космической отрасли - десятки, сотни специальностей, и подготовка по ним должна вестись непрерывно, с самого раннего возраста.

Что касается физической формы кандидатов в космонавты, то требования к ней были обозначены ещё в 60-е годы. Тогда предпочтение отдавалось исключительно военным лётчикам. При создании первого отряда космонавтов просмотрели 200 тысяч человек. Из них отобрали сотню, затем - двадцать и, наконец, только семеро из них стали готовиться к полёту.

Сегодня требования снизились. Во-первых, условия полёта стали более комфортными. Во-вторых, сейчас необходимо нивелировать разницу в оценке физической формы наших космонавтов и иностранных. В США, например, у астронавтов не приветствуется богатырское телосложение - невысокие пилоты занимают немного места на станции, а значит, больше места остаётся для оборудования. А вот обязательное условие - высшее образование - остаётся неизменным. Желательно в области физики или биологии, так как главная цель полёта - проведение научных экспериментов. Гуманитариям и искусствоведам дорога к звёздам, к сожалению, закрыта, если только нет готовности выложить астрономическую сумму за место космического туриста.

Правда, ведущий научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН Елена Доброквашина убеждена, что никакие деньги «коммерческих» пассажиров не смогут повлиять на медицинскую комиссию: если обследование покажет, что организм кандидата не выдержит перегрузок, его «забракуют». «Наша задача не только обеспечить полёт, но и сделать так, чтобы космос не навредил человеку», - пояснила она.

Закону нужна ревизия

Развитие космического туризма - тоже один из способом популяризации космонавтики, хотя многие считают это неким побочным продуктом серьёзных научных исследований. Однако для того, чтобы развивать это направление, а также привлекать в отрасль частные инвестиции, нужна соответствующая законодательная поддержка.

Законодатели могут помочь российской космонавтике, подготовив базу для участия частного капитала в космических разработках и запусках. «В стране есть бизнесмены, готовые вкладываться в космическую отрасль, - убеждён заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям Михаил Дегтярёв. - Но для этого необходима ревизия Закона «О космической деятельности». Ведь за 20 лет он практически не изменился, а конкуренты уже наступают на пятки».

Не так давно стало известно, что Объединённые Арабские Эмираты уже готовятся строить свой космодром для запуска программы космического туризма. В этой стране, которая прежде не была замечена в интересе к полётам, роль частного капитала, его участие в масштабных проектах всегда были высоки.

В перспективе и в России на этот рынок смогут выйти частные компании и, если появятся новые носители и снизится цена полёта, в космос, возможно будет слетать, скажем, в отпуск.

«Сейчас в Правительстве находится проект реформы «Роскосмоса». Из федерального космического агентства оно должно превратиться в госкорпорацию, а это другие возможности, другой уровень финансирования, - убеждён Михаил Дегтярёв. - Да, конкуренция большая и всё время растёт. Но мы, я считаю, можем снова стать лидерами в пилотируемой космонавтике. Ими и останемся!»

Реформа космической отрасли уже готова, документ о создании Госкорпорации «Роскосмос» находится в Правительстве.

Что едят на орбите

Чаепитие в 350 километрах над уровнем моря

Не каждый столичный ресторан может похвастать таким разнообразием блюд, каким изобилует обеденный стол космонавта. Спецменю учитывает даже национальные кулинарные пристрастия участников экспедиции.

С недавних пор для космонавтов утвердили новый рацион, увеличив его на 50 наименований, теперь в списке 140 позиций. Это позволяет диетологам составлять меню сразу на 16 суток, в котором ни одно блюдо не повторяется.

Свинина рубленая с яйцом, каша с черносливом, кофе с сахаром, икра любительская, борщ с мясом, мясо цыплят с рисом, хлеб «Бородинский», десерт из яблок, говядина под майонезом, ассорти овощное - от одного перечисления у присутствовавших на пресс-конференции разыгрался аппетит. И когда начальник отдела Космического питания научно-исследовательского института пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии Людмила Павлова предложила гостям пресс-центра «Парламентской газеты» отведать космической еды, никто не остался равнодушным. Даже не верится, что всего несколько минут назад ароматный борщ был всего лишь порошком в прозрачном пакете.

«Русским борщом с удовольствием лакомятся на МКС даже американские астронавты», - не без гордости

 замечает начальник пищевого сектора Ракетно-космическая корпорация «Энергия» Пётр Андрейчук.

Главное требование к пище на борту - максимальный срок хранения и минимальный вес. Поэтому основу рациона составляют сублимированные, разводимые водой продукты. Их производством уже 50 лет занимается НИИ пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии. Производство космического питания не дешёвое занятие: стоимость суточного рациона одного человека составляет 15 тысяч рублей.

Конечно, к праздничному чаепитию в честь Дня космонавтики шоколадного торта на борту не найдёшь, но без сладкого экипаж точно не останется. В наборе продуктов есть печенье различных видов, медовая коврижка, конфеты - всё, чтобы подсластить рутину рабочих будней.

Цифры и факты

2,1 триллиона рублей запланировано потратить на космические нужды России до 2020 года

150 миллиардов рублей - таковы были расходы страны на космическую отрасль в минувшем году. Сегодня на это уйдёт 169,8 миллиарда рублей

6 астронавтов за 306 миллионов долларов отправила Россия в 2012 году на Международную космическую станцию

12 космонавтов за 753 миллиона долларов отправит в космос страна с 2014 по 2016 годы 

Читайте нас в Telegram
Просмотров 857