В Госдуме начался цикл лекций по истории парламентаризма

Сегодня Председатель Госдумы Сергей Нарышкин открыл цикл лекций по истории парламентаризма. Первая лекция посвящена историческим традициям российского парламентаризма и их влиянию на современность.

«Двадцатилетний путь новой демократической России опирается на гораздо более глубокие демократические традиции развития нашей страны, - сказал Сергей Нарышкин. - Многие сегодняшние проблемы - это родовые пятна прошлого, формировавшиеся в течение многих десятилетий ещё до образования современного парламента России». Спикер выразил уверенность, что необходимо поддерживать научные исследования истоков отечественной представительной демократии и стимулировать общественный интерес к деятельности дореволюционной Думы России.

Ещё в 1809 году XIX века Михаил Сперанский предлагал императору Александру I созвать выборный и постоянно действующий законосовещательный орган — Государственную Думу. Но тогда эта идея не была поддержана — в 1810 году возник лишь Госсовет, состоявший из назначенных царём чиновников. А Госдума была создана почти через сто лет, во время правления Александра II. Становление парламентаризма, напомнил Сергей Нарышкин, берёт начало 18 февраля 1905 года, когда на имя министра внутренних дел Булыгина был подписан царский рескрипт. В нём выражалось намерение «привлекать достойнейших, доверием народа обличённых и избранных от населения людей» к участию в разработке и обсуждению законодательных предложений. Результатом работы комиссии Булыгина стал подписанный царём 6 августа 1905 года высочайший манифест об учреждении Государственной Думы. В нём говорилось: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям, призвать выборных людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов». «Так начался переход от неограниченной власти самодержца к конституционной демократии, - сказал Сергей Нарышкин. - И это была первая попытка политической модернизации нашей страны, приближавшей её к тогдашнему европейскому типу представительной демократии».  

20 февраля 1906 года, накануне предвыборной компании, появился документ - «Учреждение Государственной Думы». Были расширены её статус и полномочия — на неё, в частности, возлагалась предварительная разработка и обсуждение госбюджета, вопросов создания акционерных обществ и постройки железной дороги. Устанавливался пятилетний срок полномочий Думы, причём её члены не были подотчётны избирателям. Их мог отстранять правительствующий совет, да и сама Дума могла быть распущена досрочно по решению Императора.  Обновился и статус Госсовета — он стал верхней палатой, в которую должны были поступать принятые Думой законопроекты, а затем они поступали на утверждение императору. Половина состава Госсовета формировалась из выборных лиц, и половина — из назначенных императором, включая Председателя и вице-председателя. 23 апреля 1906 года Николай II утверждает свод основных государственных законов, где перечислялись основные права и свободы граждан. Законодательная власть закреплялась за Государственной Думой и Государственным советом. Но законодатели не обладали правом контроля как за исполнением законов, так и за действиями правительства.

Порядок выборов в Госдуму определялся положением от 18 сентября 1905 года — выборы проводились по губерниям, областям, крупным городам и двум столицам — Санкт-Петербургу и Москве. «Но воспользоваться избирательным право могли далеко не все, - напомнил Сергей Нарышкин. - Различные цензы исключали из числа избирателей многие категории населения: не только по возрасту, но и по имущественному положению, признакам оседлости и иным критериям».   

Просмотров 462

18.03.2013 12:10



Загрузка...

Популярно в соцсетях