Спикер сената парламента Казахстана отметил высокий уровень сотрудничества России и Казахстана по всем направлениям, отдельно высоко оценив взаимодействие двух стран в экономической сфере, особенно в рамках Евразийского экономического союза. Несмотря на санкции Запада, объем товарооборота двух стран достиг 19 миллиардов долларов, в Казахстане работает более пяти тысяч предприятий с российским участием, страны активно сотрудничают в ТЭК, электроэнергетике, атомной промышленности, освоении космоса, развитии транзитно-транспортного потенциала. «Мы дорожим партнерством с Россией и мы намерены передать эту эстафету подлинной дружбы всем последующим поколениям», — заключил Касым- Жомарт Токаев.
А в ходе «правительственного часа» об актуальных вопросах внешней политики России сенаторам докладывал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Выступление главы внешнеполитического ведомства, возможно, и не содержало сенсационных откровений. Однако собранная воедино картина окружающего Россию мира, сопровожденная четкими комментариями министра, дает многое для понимания складывающейся ситуации и выбранных нашей страной направлений движения.
Картина же эта, исходя из слов Сергея Лаврова, складывается весьма тревожная. В международных отношениях, заявил он, продолжается накопление факторов нестабильности и конфликтности. Объективный процесс формирования более справедливой и демократической полицентричной системы, отражающей географическое и цивилизационное многообразие современного мира, продолжает сталкиваться со стремлением США и их ближайших союзников повернуть вспять эту тенденцию, навязать свою волю, подходы, ценности другим участникам международного общения.
Выражается это в том, что ради утверждения одностороннего мирового порядка систематически нарушаются основополагающие принципы Устава ООН, широко применяются двойные стандарты, осуществляется вмешательство во внутренние дела суверенных государств. Для несогласных припасен широкий набор мер — от односторонних нелегитимных санкций до прямого военного вторжения.
Что же в сложившейся ситуации остается делать России? Как подчеркнул Сергей Лавров, наша страна будет и далее твердо отстаивать правду и справедливость в мировых делах, права наших соотечественников. Никому не удастся заставить нас поступиться своей принципиальной позицией по ключевым вопросам. В основе российского подхода — приверженность коллективным методам решения актуальных проблем современности при опоре на международное право, центральную координирующую роль
ООН, подлинно партнерское взаимодействие основных центров силы и влияния, уважение права народов самим определять свою судьбу. Только объединение усилий способно сдвинуть с мертвой точки решение наиболее сложных и запутанных международных проблем.
Сергей Лавров напомнил, что именно такой подход оказался весьма эффективным в ходе успешного урегулирования ситуации с сирийским химическим оружием, на переговорах по иранской ядерной программе, где благодаря конструктивному настрою всех участников сформирован серьезный потенциал для выхода на всеобъемлющую договоренность. Теперь главное — не сорвать эту возможность возвратом к методам давления. В то же время взвешенная внешняя политика России становится все более востребованной, привлекает партнеров в различных регионах мира, заявил Сергей Лавров.
Говоря о приоритетах внешнеполитической деятельности, глава МИД подчеркнул, что ключевым остается продвижение евразийских интеграционных процессов. Деятельность ЕАЭС призвана обеспечить не только повышение конкурентоспособности и дальнейшее социально-экономическое развитие входящих в это объединение стран, но и укрепление региональной стабильности. Движение России на Восток продолжается и приносит свои плоды. Наилучшими за всю историю являются отношения России с Китаем, которые продолжают наполняться новым содержанием, заявил Сергей Лавров, напомнив, что по итогам визита в Москву Председателя КНР Си Цзиньпина подписан внушительный пакет документов. Россия по-прежнему остается привержена дальнейшему расширению привилегированного стратегического партнерства с Индией, углублению многоплановых связей с Вьетнамом, другими странами АСЕАН, реализации совместных торгово-экономических проектов, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке.
Симптоматичным представляется еще одно напоминание главы российского МИД о словах Президента России Владимира Путина, неоднократно отмечавшего, что для нас взаимодействие со странами Азиатско-Тихоокеанского региона носит стратегический характер на весь XXI век. Мы хотим развивать этот вектор своей политики не за счет, а в дополнение к западному, если, конечно, Запад готов сотрудничать честно, взаимовыгодно, без ультиматумов и попыток добиться односторонних преимуществ, заявил Сергей Лавров. Он сообщил, что здесь важный вектор усилий направлен на продвижение инициативы создания в АТР на внеблоковой основе надежных механизмов обеспечения региональной стабильности. Эта инициатива была оформлена совместно Россией и Китаем, и сейчас является предметом уже нескольких раундов консультаций в рамках механизма Восточноазиатских саммитов. Россия уделяет возрастающее внимание работе Шанхайской организации сотрудничества и объединению БРИКС, которые проведут свои саммиты в июле нынешнего года в Уфе.
Активизация России на евразийском пространстве не уменьшает роли России в участии во внешнеполитических действиях на других направлениях. Как заявил Сергей Лавров, мы намерены и далее активно способствовать мирному урегулированию кризисных ситуаций, в частности в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки, где они приобрели характер братоубийственных конфликтов. Продолжим усилия, включая предоставление московской «площадки», в интересах содействия общенациональному миру и согласию в Сирии через диалог между властями и оппозицией. Россия также по-прежнему будет оказывать необходимую поддержку странам Ближнего Востока и Севера Африки в повышении их способности противодействовать угрозам экстремизма и терроризма, которые уже ощущаются и за пределами этого региона. Борьба с терроризмом, считает глава российского МИД, в том числе с так называемым «Исламским государством», должна вестись последовательно, без двойных стандартов и при координирующей роли ООН.
Естественно, в своем выступлении Сергей Лавров затронул и темы украинского кризиса, преодоление которого он назвал ближайшей задачей на евроатлантическим пространстве.
Реалистичный путь политического урегулирования, подчеркнул министр, пролегает через полное и последовательное выполнение Минских договоренностей, закрепленных резолюцией Совбеза ООН и носящих международно-правовой характер. Такой подход, по его словам, подтвердил и госсекретарь США Джон Керри в ходе переговоров в Сочи, которые, полагает министр, позволили лучше осознать необходимость избегать шагов, способных нанести долгосрочный вред отношениям и сотрудничеству двух стран в различных областях — ведь от совместных усилий России и США на международной арене зависит решение множества острых проблем.
Говоря о глубинных проблемах в Евроатлантике, нерешенность которых и спровоцировал украинский кризис, то главной общей задачей
всех стран этого обширного региона, считает Сергей Лавров, должно стать формирование на практике системы равной и неделимой безопасности, построенной на внеблоковой основе. Россия использует в этих целях начатый в рамках ОБСЕ процесс «Хельсинки плюс 40». Глава российского внешнеполитического ведомства убежден, что интересам всех народов, живущих и на востоке, и на западе Европейского континента, отвечала бы поэтапная гармонизация интеграционных процессов с целью формирования единого экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока. В качестве первого шага Россия предлагает диалог между Евросоюзом и ЕАЭС.
Николай Калинин